Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
† Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и прочее, а в болезнях душевных — не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не ласкай ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она требует: напала на тебя ненависть к ближнему — скорее распни ее и тотчас возлюби ближнего; напала скупость — скорее будь щедр; напала зависть — скорее доброжелательствуй; напала гордость — скорее смирись до земли; напало сребролюбие — скорее похвали нестяжание и поревнуй о нем; мучит дух вражды — возлюби мир и любовь; одолевает чревоугодие — скорее поревнуй о воздержании и посте. — Все искусство лечить болезни духа состоит в том, чтобы нимало не останавливаться на них вниманием и нимало не потворствовать им, но тотчас отсекать их.
† Ты болен, и болезнь твоя очень мучительна; ты упал духом и уныл; мысли одна другой мрачнее обуревают тебя, твое сердце и твои уста готовы к ропоту, хуле на Бога. Брат мой! Прими искренний от меня совет: терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Чему же радоваться, спросишь, когда тебя ломает вдоль и поперек? — Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов, егоже бо любит Господь, наказует (Притч. 3, 12; Евр. 12, 6); радуйся о том, что ты теперь не удовлетворяешь тем страстям, которым удовлетворял бы, будучи здоровым; радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царствию (Ср.: Мф. 7, 14) [66]. Болезни, на наши глаза, представляют из себя только одно болезненное, неприятное, ужасное; но редко кому из нас во время болезни представляется польза, которую приносит душе нашей болезнь; но у Премудрого и Всеблагого Промыслителя — Бога ни одна болезнь не остается без пользы для души нашей. Болезни в руках Промысла — то же, что горькие лекарства для души нашей, исцеляющие страсти ее, худые привычки и наклонности. Не воз вратится тоща ко Господу (Ср.: Ис. 55, 11) ни одна болезнь, посланная на нас. Потому надо иметь в виду и пользу болезней, чтобы легче и спокойно можно было страдать. Преставый плотию преста от греха, сказано в Писании (Ср.: 1 Пет. 4, 1).
Любовь Господня паче любви матерней. Мать носила меня во чреве и потом произвела меня на свет Божиим устроением; потом стала кормить, ласкать меня, на руках носить; когда же я стал сам в состоянии ходить — тогда оставила меня носить на руках своих и еще раньше перестала кормить меня сосцами своими. Господь же всегда, так сказать, носит меня во утробе Своей: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, говорит Он, и Аз в нем (Ин. 6, 56); или (понеже ни тепл ecu ни студен, изблевати тя от уст Моих имам (Откр. 3, 16)) всегда носит меня на руках Своих: на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною ecu присно (Ис. 49, 16); носяй всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 3); Он сила моя, покой мой, сладость или радость моя, свет ума и сердца моет. Он постоянно питает меня, как мать сосцами, разнообразными произведениями земли; Он пища моя крепкая и питие неисчерпаемое [67]. По возрасте родители оставляют нас и мы — их, ибо сказано: оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей (Быт. 2, 24) (или в собственном смысле понимаемой, или в переносном значении — к Христу, Который есть высочайшая и святейшая Любовь — паче любящей жены) [68]. Господь же с начала нашего бытия до смерти нашей ни на минуту не оставляет нас (предо Мною ecu присно (Ис. 49, 16)), каждое мгновение промышляя об нас, как кокош [69] о птенцах своих (Ср.: Мф. 23, 37): Он — Надежда и в смерти нашей; Он — Жизнь по смерти нашей; Он — утешение наше на Суде Его; Он не посрамит нас и тогда [70], и в вечные обители Царствия Небесного введет нас.
Ты, Богомати, меня Обожившаго (Сделавшего меня богом) родила ecu [71]. Кольми же паче Сама Ты обожена.
Братия и сестры говеющие! Убоимся окаменей наго нечувствия [72] грехов наших; убоимся гордости своей сердечной, которая говорит: не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен; или: грехи у меня легкие, человеческие (как будто непр<еменно> д<олжны> б<ыть> бесовские); или: мне не худо и во грехах моих жить. Это сатанинская гордость, и сам сатана в нашем сердце твердит такие слова! Восчувствуем глубоко, глубоко, всем сердцем, бесчисленные беззакония свои, будем вздыхать об них из глубины души, прольем об них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи лицемеры (См.: Лк. 18, 11–12), ибо не оправдится, сказано, пред Богом всяк живый (Ср.: Пс. 142, 2), а если не оправдится, то одним искренним покаянием во грехах может умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность; будем тщанием не ленивии и духом горящим работать Господу (Ср.: Рим. 12, 11). Не станем забывать, что за целый год беззаконной жизни мы пришли ныне умилостивлять Владыку живота [73] нашего и праведного Судию нашего. Время ли тут холодности и равнодушия, не одобряемых и в общежитии, при сношениях с людьми, — не должна ли вся душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния? — О Боже наш! Боже наш! Наши беззакония в собственном смысле умножились паче влас главы нашей, паче числа песка морскаго [74], — и мы их не чувствуем, мы равнодушны к ним, мы даже не перестаем любить их. Что если Ты все беззакония наши назриши, Господи? — Кто тогда постоит (Ср.: Пс. 129, 3) пред Тобою, Господи!
Даруй же всем нам, Господи, дух сокрушенный и сердце смиренное (Ср.: Пс. 50, 19), да принесем Тебе истинное покаяние. Аминь.
† Когда мы молимся, то за нами бывает дело, чтобы получить от Господа испрашиваемые духовные дары, за искренностию нашего прошения. Итак, смотрите: искренно ли вы молитесь, от всего ли сердца желаете получить просимое. Не устами ли одними вы молитесь, без участия сердечного, без надежды получить от Господа просимое? — В таком случае не надейтесь что–либо получить от Бога (Ср.: Иак. 1, Т).
† Ты молишься в одной молитве на сон грядущим: достоин есмь всякаго осуждения и муки [75]. И вот Господь посылает тебе болезнь, чтобы испытать тебя, искренно ли ты говоришь эти слова — сознаешь ли ты себя действительно стоящим всякаго осуждения и муки. Смотри же: берегись от малодушия, уныния и ропота во время болезни, но благодари Господа, что Он посетил тебя болезнию или скорбию за грехи твои. Смирись под крепкую руку Божию (Ср.: 1 Пет. 5, 6). Не говори: за что мне Бог послал такую скорбь? — За грехи твои, имже несть числа (Пс. 103, 25).
† Когда вера твоя в Господа при жизни и благоденствии твоем или в болезни и при исходе из этой жизни ослабеет и будет меркнуть от суеты житейской или от болезни и от ужасов и мраков смерти, воззри тогда умными очами сердца [76] на сонмы праотцев, патриархов, пророков и праведников (Симеона Богоприимца, Иова, Анны пророчицы и других), апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, праведных и всех святых. Смотри: как они и при жизни непрестанно взирали к Богу и при исходе из этой жизни, умирая в надежде воскресения и жизни вечныя [77] и будь их подражателем: эти живые примеры, столь многочисленные, способны утвердить колеблющуюся веру всякого христианина в Господа и будущую блаженную жизнь. — Много теряют для благочестия и христианского упования те христианские общества, которые не почитают святых и не призывают их в молитвах. Они сами себя лишают великого подкрепления веры — примерами подобострастных [78] нам людей.
Когда унывает дух твой в болезни и с ужасом начнет представлять смерть, тогда успокой и утешь мятущееся, трепещущее и печальное сердце твое следующими мыслями: глубиною мудрости человеколюбив вся строяй, и полезное всем подавающий [79] — Творец и Владыка наш непременно устроит нам все во благо — жизнь ли, болезнь ли, напасть ли, скорбь ли, смерть ли: так что лучшего тебе и пожелать нельзя. Не говори: рано бы еще мне умирать, хотелось бы еще пожить во славу Божию, для пользы родственников, ближних, хотелось бы еще на свет посмотреть, благами земными насладиться. Будь благодарен Господу и за то, что доселе пользовался ты благами Его, милостями, щедротами Его. Теперь покорись Его воле, Его призванию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.