Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
Причащаясь, смотри на Страшную Жертву так, как бы она только одна и была да ты, а все прочее как бы не существовало. Ты и Сыи (Исх. 3, 14) — тебя сотворивший и содержащий. Ничтоже земное в себе помышляли, даже небесное, кроме Господа. Особенно представь как бы не существующим мечтателя–диавола со всеми его мечтательными кознями или обольщениями. Он, точно, есть отрицание духовного бытия и чистое отрицание истины. — Аминь.
Всякое зло, страсть в себе и в других считай мечтанием диавольским, призраком — и таким глубоко истинным понятием об нем уничтожай его в самом зародыше.
† При обращении и беседе с другими людьми тщательно наблюдай за движениями своею сердца, чтобы оно не лукавило, не лицемерило; говори то, что чувствуешь, или говори от сердца, искренно. Чего нет на сердце, того да не будет и на устах. Например, не приглашай к себе в дом языком того, κοιό не хочет приглашать сердце: иначе ты впадешь в лицемерие. Или иначе: если приглашаешь кого к себе, то приглашай и сердцем и устами. Не двоедушничай и своим лицемерием, своею личиною не служи лжецу–диаволу [46].
† Тщательно также наблюдай за движениями своих глаз, или лучше: за движениями души в глазах, чтобы они не взглянули на кого–либо нецеломудренно или злобно, или презорливо, или завистливо. — Непрестанно памятуй, что Господь зрит на тебя, а враг блюдет твою пяту неусыпно (Ср.: Быт. 3, 15), яко рыкающий лев ходит ища поглотить тебя (Ср.: 1 Пет. 5, 8). — От сердца исходит око лукаво (Ср.: Мк. 7, 21, 22).
† Чем ближе человек в пище и питии, в образе жизни и в удовольствиях к матери–природе, тем она благосклоннее к нему, тем более щадит и предохраняет его от различных болезней, значит — тем более он здоров; но чем далее кто от порядка, указываемого природою, чем кто более извращает ее чин, чем более кто позволяет себе искусства, разнообразия, излишества в пище и питии, в образе жизни и в удовольствиях, к тому она строга, карательна и, так сказать, его собственными руками сплетает ему бич и этим бичом больно, больно наказывает его, чтоб вразумился не злоупотреблять дарами Творца, не извращать порядка, указанного Творцом в чине природы. — Взято с опыта.
Совершенно разрушь надежду на блага земные, но всю надежду возложи на Бога: хотя все имение теряется, не плачь, не малодушествуй — у тебя есть Бог, Который для тебя все. — Иной не надеется на деньги, а надеется на сладость, не жалеет, например, грубой или несладкой пищи и жалеет сладкой — например, сахару, сливок. Но ни на каких идолов снедомых не надейся.
Не сомневайся последним делиться с братом: брат — образ Божий; если нужно, Господь неожиданно пошлет или из ничего сотворит ему пищу, или превратит что–нибудь в пищу, или пошлет животное бессловесное с хлебом в устах. — Всячески всегда почти и обласкай брата. Всякую пищу, как бы дорога и сладка она ни была, — в ничто вмени, когда ею нужно угостить брата; ничего не пожалей для него.
Брат, скажешь, ко мне часто очень ходит есть–пить — а сам не часто ли даром ешь или пьешь у добрых людей даром? — Не тунеядец ли ты у Самого Бога? А? — Тунеядец, поистине, тунеядец!
Тот обнаруживает великое пристрастие к своему плотскому человеку, кто не терпит неприятного в комнате запаху и раздражается от него и — если это бывает на молитве — теряет искренность в молитве и распаляется внутренно досадою на тех, которые распространили этот запах. Надо быть беспристрастным к плоти своей и распинать ее со страстьми и похотьми (Ср.: Гал. 5, 24). И как ее не распинать? Она делает столько преткновений душе нашей на пути нашего духовного совершенства, на пути спасения! — Она так сильно удаляет нас от Бога приятностями чувственными! За то и надо ее озлоблять разными неприятными запахами, неприятными видами, неприятными звуками, грубыми вещами, грубою пищею, простым питием, простою одеждою, простым жилищем, что она отдаляет нас от Бога благоуханиями (первыми вонями мажущиися (Ам. 6, 6)), приятными для чувственности видами, приятными для плотского уха звуками, дорогими, изящно отделанными и блестящими вещами, приятною пищею и питием, легкою и богатою одеждою и роскошно убранным жилищем.
Как несомненно, что при благосостоянии человек готов благословлять Бога, а в затруднительных обстоятельствах, нечаянно его встретивших, готов износить из сердца (Ср.: Мф. 12, 35) хулу и ропот на Господа! Искушения нашего терпения, веры, надежды, любви являют нам часто, что мы далеко не совершенны в любви.
† Равно также мы ближнего по-видимому любим, когда он не делает нам неприятностей, пока он не причиняет нам труда, беспокойства, пока он не обижает нас, пока он не вредит нашему благосостоянию душевному и телесному (пока не причиняет нездоровья нашему телу) каким–либо образом, намеренно или ненамеренно, но доведись потрудиться для ближнего, пожертвовать своим спокойствием, причини нам ближний обиду, повреди он нашему здоровью, повреди нашу собственность — и мы напустимся на него; и любовь, как тончайший и легкий эфир, тотчас вылетит из нашего сердца, и пойдет раздражительность, вражда, ненависть, брань. — Знал и знает враг эту слабую нашу сторону, и вот он говорил Господу об Иове, что он только в лице Тебя благословит, из–за благодеяний любит Тебя, равно и ближнего любит потому, что сам благоденствует, — но коснись, говорит, имения его и особенно костей его, здравия его — и увидишь, что он лицемерно служит Тебе (Ср.: Иов. 1, 11; 2, 5). — Надобно, чтобы ни труд, ни беспокойство, ни скорбь, ни болезнь, ни беда, ни смерть — ничто не разлучало нас от любви к Богу и ближнему (Ср.: Рим. 8, 35, 38, 39). А сии искушения показывают, что мы несравненно больше любим себя — свое здоровье, свой покой, свое благосостояние, свою честь, чем ближнего, попечение о его спокойствии, здоровье, благосостоянии, чести, пользе, — несравненно больше любим себя, чем Бога. Маленькая неприятность может разлучить наше сердце от любви к Богу.
Равно и благополучие легко повергает нас в душевное усыпление и забвение Бога. — Прехитрое животное человек! Надо умеючи его искушать, нужен великий ум, великая любовь, великое терпение, чтобы вести его к Богу и к вечному спасению! Прехитрое и пресамолюбивое и вместе преслепое животное!
† В болезни и вообще в немощи телесной, равно как в скорби, человек поначалу не может гореть к Богу верою и любовию, потому что в скорби и болезни сердце болит, а вера и любовь требуют здравого сердца, покойного сердца. Потому не надо очень скорбеть о том, что в болезни и скорби мы не можем, как бы следовало, веровать в Господа, любить Его и усердно молиться Ему. — Всему время. — Иногда и молиться не благоприятное время.
Когда молишься святым, помни, что ты нравственно ничтожен пред ними. А это памятование да будет для тебя поводом к смирению.
Точно ли говорит Дух Святой в епископах, пресвитерах и диаконах, когда они совершают Богослужение, Таинства и говорят поучения? — Точно. Апостол говорит: Той (Иисус Христос) дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благо вестники, овы же пастыри и учители (Еф. 4, 11). Но апостолов, пророков, благовестников, пастырей и учителей или священников совершает Дух Святый [47]. — Благодать Всесвятого Духа подается каждому епископу, пресвитеру и диакону в священном рукоположении — притом епископу сугубая пред священником. Священник и епископ облечены благодатию Священства [48], как духовною ризою. — В частности, слова Богослужения, Таинств, молитвословий, проповедей суть глаголы Духа Святого, ибо мы недовольни есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога (Ср.: 2 Кор. 3, 5).
Я сегодня служил Литургию, по благодати Божией, с великим благоговением и умилением, и вот при словах: победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще [49] — я ощутил в сердце великую веру, что эти слова Духа Святого и Сам Он, Всесвятой, говорит во мне и чрез меня, и с торжественным спокойствием и радостию произнес их, но враг–завистник тотчас всеял лукавый помысл, что те слова не Духа Святого и что служба не от Духа Святого изглаголана, что не Дух Святой глаголал в отцах святых и глаголет в нас, и уязвил этим помыслом; по причине течения Богослужения я не мог скоро собраться с мыслями и опрокинуть его ложь до самого Причащения. Причастился с верою: ожил, язва исцелилась, дух возрадовался. — Крепко надо трезвиться и бодрствовать (Ср.: 1 Пет. 5, 8), чтобы враг не запнул во время Богослужения и совершения Таинств.
Еще Господь говорил ученикам Своим: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, Егоже мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин. 14, 16–17). Святой Дух будет с вами в век, сказал Спаситель, но как апостолы не остались вечно на земле, а скончались смертию праведников и мучеников, то это обетование относится, конечно, к преемникам апостолов — епископам и освященным от них пресвитерам и диаконам. На то и существует священное рукоположение, передающее как бы видимо дары Святого Духа от апостолов — священству до скончания века (Ср.: Мф. 28, 20). — Итак, не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть (1 Кор. 6, 19)? Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Но как Дух Божий всегда Живой и Животворящий, деющий, то Он и говорит в вас, и действует, и оживляет сердца ваши, и просвещает умы ваши.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.