Алауди Мусаев - Шейх Мансур

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шейх Мансур"
Описание и краткое содержание "Шейх Мансур" читать бесплатно онлайн.
Шейх Мансур (ок. 1760–1794) — чеченский народный герой, пытавшийся отстоять независимость горцев от Российской империи. Возглавив в 1785–1791 годах народное восстание на Северном Кавказе, он одержал немало побед над царскими войсками. Неравенство в силах и вооружении, распри среди сторонников Мансура сделали свое дело — шейх был взят в плен и окончил свои дни в Шлиссельбургской крепости. Его деятельность оставила глубокий след в памяти чеченцев и других народов Кавказа. Мансур стал предтечей великого имама Шамиля, который считал себя его продолжателем. В книге известного юриста, профессора Алаудина Мусаева подробно освещаются не только жизнь легендарного шейха, но и история Чечни и обычаи ее народа.
Издание второе.
Квартал казанских татар, по-татарски Казанте-аул. Они перешли сюда из Казани, упражняются в земледелии и состоят в подушном окладе, которого никто из прочих жителей Терека не платит.
Квартал Тезик-аул. В нем живут персияне, которых русские называют тезирами от персидского “тудшир”, то есть купец. Они ведут торг с армянами и грузинцами, податей не платят и военной службы не исправляют. Все сии кварталы с полевой стороны окружены земляным валом.
Четвертая часть города лежит к северо-западу от Кизлярки, в широкой равнине; она от всего города отделена, почему и называют ее татары Кирда-Юлер, то есть полевое строение. В ней находятся виноградные сады и огороды жителей, при которых живут многие грузинцы и армяне.
По причине недостатка в лесах, малое число домов построено по русскому образцу из бревен, по большей же части из сырого кирпича и обожженного. Большая часть домов суть мазанки, построенные из тонких жердей и из сеченой соломы, смешанной с глиною, из чего сделана и крыша. Внутри они весьма низки. Поелику, как почва, так и обмазка домов в сырую погоду смягчаются и покрываются солью, то жилища по всему Тереку, вышепомянутым образом строящиеся, не бывают ни прочны, ни здоровы. Дерево гниет весьма скоро, а кирпичи, разведенные солью, становятся столь рыхлы, что растираются в пальцах».
Так выглядел Кизляр и летом 1785 года. Именно тогда горцы во главе с шейхом Мансуром, стараясь развить военный успех, приобретенный в результате победы над отрядом Пиери, спустились на равнину и начали наступление на крепость. Первым на пути войска Мансура оказался Каргинский редут, расположенный в пяти верстах от Кизляра. Взятие его оказалось делом непростым. Гарнизон редута, составленный из опытных солдат, успешно отбивал атаки горцев, не имевших опыта штурма хорошо оборудованных укреплений. Убедившись, что прямые атаки приведут к большим потерям, шейх Мансур созвал в свою палатку командиров и предложил новый план.
Собрав в окрестностях все, что могло гореть, горцы сложили большие костры. От сильного жара запылали расположенные рядом деревянные строения. Распространившийся пожар перекинулся на стены редута. Воды для тушения пожара защитникам редута негде было взять, так как они были отрезаны войсками Мансура от реки. Сильный ветер широко разносил огонь, и вскоре он достиг порохового погреба. Укрепление вместе с его защитниками взлетело на воздух, горцы захватили несколько пленных и четыре пушки. Это была первая победа войск Мансура, одержанная над регулярными войсками за пределами чеченской территории.
Вдохновленные этим успехом, восставшие в количестве более пяти тысяч человек 15 июля подошли к Кизляру. Город в те дни был охвачен сильнейшей тревогой. Вот как описывает положение один из очевидцев: «Картина весьма печального свойства. Испуганные дети кричали, женщины плакали и, теряя голову, не знали, за что приняться. Седые старики сумрачно глядели на свои семьи, убирали и прятали пожитки. Многие, не веря в возможность удержать город, бежали в Астраханские степи. Казаки с вечера были отправлены навстречу войску мятежника. Перед выходом они заклинали друг друга стоять за родную землю и “падать спиной в Терек” (то есть умереть, не позволив горцам перейти реку), если не удастся остановить “пастуха-волка”, как они назвали Мансура.
Ночь прошла в напряженном ожидании. Под утро, когда измученные жители стали забываться сном, огромной тучей поднялась пыль за Тереком, и повсюду разнеслось: “Идут!” Крепость вздрогнула, словно бы сама земля затряслась, чуя неотвратимую беду. Чтобы ободрить народ, русские и армянские священники ходили по улицам, пели молебны и кропили христиан и стены крепости святой водой. Суета и тревога видны были повсюду, и только солдаты молча стояли на стенах, изготовившись к бою. Чеченцы появились вблизи Кизляра в полдень и начали переправу. Казаки препятствовали им, как могли, и очень многие из них в этом бою “упали спиной в Терек”.
К вечеру войскам Мансура удалось перейти реку, и они двинулись на штурм крепостной ограды, возведенной вокруг форштадта. Пять раз поднимались горцы на приступ, но всякий раз остановлены были огнем крепостных пушек и ружейной стрельбой. Пятый приступ был самым страшным, и военное счастье, казалось, уже повернулось к войскам имама. Кое-где они сумели даже подняться на стены. Защитниками города были брошены в бой последние резервы, а попросту все, кто мог держать в руках оружие. Роковое противостояние длилось более часа, и время это показалось жителям Кизляра бесконечным. Уже наступила темнота, когда горцы были все-таки отбиты и отошли в свой лагерь».
Рано утром русское командование предприняло попытку атаковать горцев силами Томского пехотного полка — единственного воинского соединения, сохранившего способность вести боевые операции после пяти штурмов, предпринятых горцами. Акция эта была во многом психологического свойства. Она должна была продемонстрировать восставшим горцам способность Кизлярского гарнизона к активным действиям. Перед командованием полка была поставлена задача отбросить утомленного безуспешными штурмами противника от крепости.
Выстроившись в каре, солдаты полка под барабанный бой вышли из ворот крепости и двинулись к лагерю восставших. Похоже, что горцам только этого и было надо. После безуспешных попыток овладеть Кизляром, Мансур бросил все свои силы на разгром Томского полка. Атака горцев была против господствующей в то время военной теории проведена сразу с четырех сторон и оказалась настолько мощной, что томичи вынуждены были с большими потерями отступить под прикрытие стен крепости. Спасло их то, что солдатам невероятными усилиями удалось удержать сомкнутый строй.
На другой день, 18 июля, Мансур приказал своим отрядам прекратить штурм и отойти от Кизляра. Он понял, что его войско пока не готово к штурму хорошо укрепленных городов. Для этого у него нет специального оборудования, вооружения, а главное, опыта. Продолжение осады Кизляра могло привести к большим потерям, а этого Мансур не мог допустить. Он понимал, что война на этом не кончится, а на победу может рассчитывать только тот, кто сумеет сохранить войска. Имам дал команду войскам отойти в горы для отдыха и пополнения, а сам возвратился в родное село Алды.
В эти дни им была произнесена последняя из сохраненных народной памятью речей. Имам сказал своим соратникам:
«Дорогие соотечественники! Свободные сыны Кавказа!
Мы доказали врагам, что у них не будет спокойной жизни на нашей земле. Враг понял, что за набеги на наши села мы отплатим ему тем же. Мы не скрывали от неприятеля наш набег на Кизляр. Не шли на крепость, как разбойники, под покровом ночи. Нам не удалось взять город — видно, так было угодно Всевышнему. И все же наш поход был не напрасным. Неприятель ошеломлен нашими действиями. С помощью Всемогущего Аллаха и благодаря вам, мужественные сыны гор, мы смогли уничтожить значительные силы противника и взорвать Каргинский редут вместе с его защитниками. Я поздравляю вас с этим успехом. Теперь враги уже не смогут безнаказанно грабить наши села. Народ проснулся, он понял, что судьба отечества в его руках.
Мы не стали штурмовать Кизляр. Нельзя воевать против пушек и ружей с пиками и кинжалами. Но нельзя падать духом из-за одной неудачи. Придет время, когда не только Кизляр, но и все другие крепости покорятся нам. Наша задача — поднять все кавказские народы на борьбу с захватчиками. Мы зажгли только искру, от которой должен разгореться костер. Только объединившись, народы Кавказа смогут защитить свои земли. Пусть Бог поможет нам стать братьями и найти общий язык со всеми, кто приходит к нам с добром, а не с войной. Помните, все в руках Всевышнего! Верьте в него! Молитесь ему! Давайте милостыню всем нуждающимся! Ваше достояние от этого не убудет, а только прибавится. Будьте прилежны в вере, следуйте закону, очистите ваши души от скверны. Не делайте неугодных Богу деяний. Знайте — все, что сделано вами в этом мире, хорошее и плохое, вспомнится вам в Судный день».
3
Слова Мансура оказали свое действие. Никто или почти никто из восставших не воспринял отступление от Кизляра как поражение. Все вспоминали другое — разгром Каргинского редута, захват четырех пушек и успешное сражение против Томского пехотного полка. Горцы не сомневались, что через некоторое время Кизляр падет к ногам правоверных, которых ведет в бой святой шейх Мансур. Движение кавказских народов разгоралось все жарче на всей протяженности укрепленной линии от Кубани до Терека. Горцы по-прежнему толпами уходили от своих владетелей и старшин и вступали в войско Мансура.
«Народ из повиновения нашего вышел: есть у них намерение, чтобы нас из деревни выгнать», — жаловались князья Андреевской деревни кизлярскому коменданту Вешнякову. Жители Андрея (Эндерея) на общем сходе приняли решение: если среди них окажутся предатели, которые выдадут сведения о планах восставших русским властям, то «такого человека убить и дом с его имением разграбить и сжечь». Владетели, которые придерживались пророссийской ориентации и находились на службе у русских властей, старались удержать своих подвластных от присоединения к имаму Мансуру. Армянин, побывавший в Аксаевской деревне, сообщал, что «князья сами не идут к Ушурме, да и своих подвластных грозят убивать, если те осмелятся уйти к имаму».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шейх Мансур"
Книги похожие на "Шейх Мансур" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алауди Мусаев - Шейх Мансур"
Отзывы читателей о книге "Шейх Мансур", комментарии и мнения людей о произведении.