» » » » Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города


Авторские права

Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Астрель, Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города
Рейтинг:
Название:
Москвичи и москвички. Истории старого города
Издательство:
Астрель, Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23796-6, 978-5-7390-2340-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.



Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.






Северная земля кормила крестьян очень скудно, поэтому почти все занимались морскими промыслами. В возрасте 9–10 лет Михаил, как и многие сельские дети, уже ходил с отцом в море. В то время Беломорье в большом количестве заселяли весьма мудрые и порой хорошо образованные раскольники. Их кредо как христиан: «Свет Христов просвещает всех» в этих краях имело действенный смысл, и влияние на округу по части просвещения и образования было значительным. Вовсе не в глуши, а в той реальной среде с уклоном в саморазвитие рос подросток. Во время плаваний с отцом в низовьях Северной Двины и в море Ледовитого океана он осваивал технику, потому что поморы пользовались компасами, зрительными трубами, угломерными и другими инструментами, развивал свой кругозор, наблюдательность, пытливый ум.

Василий Дорофеевич занимался не только уловом рыбы, но и перевозил с сыном товары в другие районы для продажи. Такие рейсы позволили юному Михаилу увидеть работу судостроительных верфей, посмотреть на добычу слюды, соли, металлических руд, познакомиться с трудом мастеровых.

На Севере, где велись поиски рудных месторождений, возникали новые заводы. Двинские кузнецы и литейщики славились своим мастерством. Много познавательного Михаил встретил в Соловецком монастыре, который владел огромным хозяйством. В нем применялись механические машины для облегчения разного рода работ.

Любимой книгой юноши стала «Арифметика» Магницкого — преподавателя Московской школы математических и навигационных наук (издания 1703 года). Тогда это была энциклопедия не только математических знаний, но и многих прикладных наук с основами по астрономии, геодезии, навигации, строительству, механике, по системе мер и монет. Принцип Магницкого о полезности знаний заключался в следующем: наука «требна каждому государству», она способна «грады укрепить и построить и всю землю си успокоить». Другая, не менее важная книга для Михаила — «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (впервые изданная в 1621 году) удовлетворяла его природную любовь к русскому слову, к родной речи.

Поскольку Михаил Ломоносов был в семье единственным ребенком, то, по русской традиции, в полной мере наследовал отцово ремесло. Но он не захотел стать хозяином-рыболовом и торговать рыбой: его влекло к наукам. Однако в Холмогорах его хорошо знали как крестьянского сына, потому на обучение не взяли бы по сословным правилам — надо было уезжать на учебу в другие края. Отец был против такого отъезда: на будущее своего Михаила он имел другие планы и видел его как опытного помора-промысловика.

Чтобы крепче привязать сына к родному селу, Василий Дорофеевич стал искать ему здесь невесту в надежде, что жена, дети, семейные заботы свяжут тому руки-ноги. Михаил, утвердившийся в своих прожектах, поступает не очень хорошо по отношению к своему самому близкому человеку и решается на нетрадиционный дерзкий шаг.

В декабре 1730 года М. В. Ломоносов тайно получает паспорт в Холмогорской воеводской канцелярии. Этот документ был ему выдан на короткий срок, и в нем указывалось, что его отпускают в Москву до сентября 1731 года.

Быстро собравшись, холодной ночью сын уезжает от отца.

Дорога беглеца с попутным рыбным обозом заняла долгие три недели. Но из-за плохой информированности у Ломоносова случается незадача: ему надо было бежать не на юг, в Москву, а направиться чуть в сторону на том же севере — в Санкт-Петербург. По его понятию, объект вожделения и дворец знаний — Навигационная школа — находилась в Сухаревой башне. И вот, когда в канун нового 1731 года ноги целеустремленного архангелогородца коснулись московской земли, они сразу направили своего хозяина именно к ней. Здесь юношу постигло разочарование: еще в 1716 году по указу Петра I Навигационная школа была преобразована в Морскую академию и переведена в Санкт-Петербург.

Что делать? Ехать обратно к любящему отцу и рыбным снастям, чтобы всю жизнь провести на судне среди морской стихии? Михаила Ломоносова, почувствовавшего в Москве собственную свободу, не отягощали чувство сыновнего долга и тоска по рыбьей чешуе. Он узнал, что в Китай-городе на Никольской улице существует другое замечательное учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Правда, в нее принимались дети только из высших сословий. И Ломоносов, уже предприняв со своей поездкой серьезную авантюру, решается и на другую: он объявляет себя сыном холмогорского дворянина. В помощь идут его безупречные знания в арифметике и грамоте, напористость, ладная гордая стать и некоторый артистизм.

Ложь Михаила Ломоносова нельзя было отнести к святой, но и материальной корысти в ней не было. Какая-то неведомая сила помогала и подсказывала ему, как и в чем надо было лукавить и приспосабливаться. И что удивительно: деревенский парень из глубокой провинции невероятно быстро освоился в Москве. Его без робости, без уничижений перед московскими вельможами при приеме приняли в академию. Этому 19-летнему детине не было зазорно сидеть в классах и иметь общий досуг с намного младшими по возрасту ребятами.

Стипендия в Славяно-греко-латинской академии составляла 3 копейки в день. На них надо было питаться, одеваться, покупать бумагу и перья. От отца помощи с попутными обозами ждать не приходилось. Да и нечестными были бы такие «переводы» от обиженного батюшки.

Стремление Михаила Ломоносова к знаниям уподобилось какой-то неуемной хронической болезни. За первый год обучения он сумел закончить три класса академии, неплохо освоить латынь, на которой тогда печаталась вся серьезная научная литература. Юноша стал читать все философские, математические и другие книги из библиотеки академии.

Когда в 1735 году Санкт-Петербургская академия наук, по традиции, обратилась в Москву за пополнением в свой академический университет, то в числе дюжины претендентов на обучение, соответствовавших по знаниям требованиям сенатского указа, оказался Михаил Ломоносов. С января 1736 года он стал жить в Северной Пальмире. К этой радости прибавлялось огорчение: студентам жалованья не полагалось. Бытовые вопросы надо было решать каждому самостоятельно.

Через земляков-поморов Михаил имел некоторую связь с отцом, который по-прежнему настаивал на возвращении сына домой. Уговоры не помогали. Отцу приходилось платить за сына государству «подушный налог» до самой своей смерти в 1741 году, а после того налог оплачивали крестьяне Куростровской волости из общей мирской суммы.

Санкт-Петербургская академия наук давала серьезные возможности для исследовательской работы ученых. При ней существовали: обсерватория, физический кабинет, кунсткамера, анатомический театр, ботанический сад, географический департамент, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. Академия обладала совершенным по тем временам инструментарием. Через эту академию проходили новые введения в отечественную и зарубежную науку.

Из-за отсутствия в России химиков-металлургов высокого уровня в сентябре 1736 года три студента университета были посланы для обучения специальностям по горному делу в Германию с такой инструкцией: «…ничего не оставлять, что до химической науки и горных дел касается, а притом учиться естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». Этими студентами были: Г. У. Райзер — сын советника Берг-коллегии, Д. Виноградов — сын священника, и Михаил Ломоносов — «дворянин».

Трое русских претендентов на самые высокие знания по части горной промышленности попали к преподавателю Марбургского университета Христиану Вольфу, весьма известному в Европе механику и оптику, человеку обширнейших знаний и большому философу, вместе с тем бывшему почетным членом Санкт-Петербургской академии наук.

Студенты обучались техническим наукам, разным языкам, логике, философии, рисованию, фехтованию, бальным танцам. Ну какому черносошному крестьянскому сыну все это было нужно? Конечно, исключительно и только Ломоносову. Христиан Вольф отзывался о Ломоносове, как о человеке «преимущественного остроумия», который «безмерно любил основательное учение».

Спустя три года эти студенты, ставшие, наверное, друзьями, отправляются в Саксонию. В городе Фрейберге им предстоит обучение горному делу, металлургии и химии у горного советника И. Ф. Генкеля. Однако очень скоро Михаил замечает, что с этим преподавателем у него никак не складываются хорошие отношения. Ему кажется, что Генкель по мелочам вмешивается в жизнь студентов, пытается влиять на судьбу каждого. Потому в мае 1740 года Ломоносов самовольно покидает Фрейберг. Он почти год ездит по рудникам и заводам Германии и Голландии, вместе с тем все время пытаясь вернуться в Россию. Летом он возвращается в Марбург, где б июля того же (1740-го) года венчается с дочерью марбургского ремесленника, который был членом городской Думы и церковным старшиной реформатской общины, — Елизаветой Христиной Цильх. В будущем Михаил делит с женой все радости и трудности жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Бирюкова

Татьяна Бирюкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"

Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.