» » » » Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города


Авторские права

Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Астрель, Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города
Рейтинг:
Название:
Москвичи и москвички. Истории старого города
Издательство:
Астрель, Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23796-6, 978-5-7390-2340-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.



Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.






Случилось так, что Бауман со временем охладел к Фокероту. Ему нравился учитель из немецкой школы в Иноземной слободе, Иван Грегори. Именно его Бауман захотел видеть пастором в приходе военных. Между прочим, в Россию был приглашен через Грегори его отчим Блюментрост в качестве доктора к самому государю.

Активная деятельность Николая Баумана и получение им в феврале 1668 года генеральского звания вызвали зависть к нему со стороны сослуживцев. В Немецкой слободе начались неприятности и стали строиться козни по отношению к Бауману, пастору Грегори и приехавшему доктору Блюментросту. Фокерот, по личным соображениям, с корыстными целями перешел в этой «гражданской войне местного значения» в лагерь противников Баумана. В распри были включены и многие прихожане-лютеране.

Ситуация приняла серьезный оборот, и разборкой дела пришлось заниматься правительственным органам, в том числе Посольскому приказу.

Главными соперниками стали пастор Фокерот и претендент на его место Иван Грегори. Бауман активно поддерживал Грегори.

И как прежде, только до царя дошли сведения о междуусобицах в Немецкой слободе между пасторами, государь повелел сломать источник конфликта — новую кирку. Тогда Бауман, всегда опекавший этот приход, решил перевезти кирку в свой собственный сад. Он начал хлопоты по восстановлению лютеранской кирки и купил рядом со своей землей, по переулку к Яузе, у соседа капитана Буларта весь его участок, состоявший из двух частей в 20 и 28 квадратных сажен, а также 6 сажен из участка живописца (из Голландии) Петра Инглиса.

На этой просторной земле Бауманом и была построена перенесенная церковь. Здесь пастором стал служить Иван Грегори, оказавшийся на редкость талантливым проповедником.

Приход составляли бывшие прихожане из лютеранской церкви, что стояла на дворе Якоби. Сад Баумана (бывший в Немецкой слободе, а не современный Парк культуры и отдыха имени Н. Э. Баумана на Ново-Басманной улице) был расширен так, что церковь очутилась среди красивых растений. Это свое детище Николай Бауман назвал «тюльпаном».

Вскоре оставшиеся без церкви сторонники Фокерота добились разрешения и построили на прежнем месте новое церковное здание.

Таким образом, в Немецкой слободе оказались три лютеранские церкви: каждая со своим приходом и пастором. В первой — «старой» лютеранской кирке — пастором служил Валтасар Фадемрехт, проповедником был Александр Юнг. В другой, отстроенной на месте «офицерской», — пастор Фокерот, и в Бауманской («тюльпане») — пастор Иван Грегори.

При церкви Баумана была заведена новая школа, где пастору Грегори помогал выписанный в Москву ректор Нарвской школы Герард Линау. Благодаря содействию немецкого герцога Эрнста (что известно из его письма от 8 января 1670 года), община сделала школу бесплатной.

Сюда брали на учебу совсем юных москвичей, богатых и бедных юношей, а также детей служанок, холопов и холопок, пленных и купленных турок, татар, поляков. Их учили религии, немецкому и латинскому языкам, счету и письму, музыке. Школа быстро разрасталась и требовала расширения. Польза от школы была несомненной.

Бауман решил вновь обратиться за помощью к дружественно настроенному герцогу Эрнсту и 12 сентября 1670 года написал в Германию о бедственном материальном положении служивших в России военных иноземцев, что произошло из-за задержки и уменьшения размеров их жалованья: это было связано с сопротивлением русского правительства бунту Стеньки Разина. Николай Бауман просил не прекращать «изливания щедрот на немецкую нацию в России».

Поступившие от герцога средства были употреблены на содержание школы и на оплату учителей. В этом учебном заведении был создан интересный театр из учеников разных национальностей, о котором потом много говорили.

Самолично царь Алексей Михайлович 30 декабря 1670 года отпустил с почестями генерала Николая Баумана в Данию, дав необходимые сопроводительные бумаги. В них государь писал, что генерал исполнил все дела, которые обещал устроить в России. Отпускная грамота от 28 февраля 1671 года сообщала:

«Приезжал к нашему Царскому величеству в службу полковник Николай Бауман и, будучи у нашего Царского величества в нашем Государстве, нам, Великому государю, служил, против наших недругов стоял и бился мужественно, своих полковых людей, которые у него были в регименте, управлял, к бою и справе приводил, и все строил и делал верно, как угодно шляхетному начальному человеку. За это мы его пожаловали из полковника в генерал-поручики и из генерал-поручика в генералы и наградили великим кормовым и денежным жалованьем, по его достоинству. Ныне, по его челобитью, он отпущен за море, в Датскую землю…»

Прошло некоторое время, и письмом от 4 апреля 1673 года из Копенгагена к Артамону Сергеевичу Матвееву Бауман сообщил царю Алексею Михайловичу о своем желании и готовности вернуться и вновь послужить Русскому государству. Просьба по каким-то причинам не была тогда рассмотрена. Но 27 марта 1679 года, когда Артамон Матвеев попал в опалу, Бауман снова послал из Гамбурга письмо, или «длинную просьбу» — уже к царю Федору Алексеевичу.

К тому времени Николай Бауман был уже стар. Новые правители в России заслуги его забыли, потому отнеслись к нему равнодушно. Бауман был неглупым человеком. Поняв новые обстоятельства в далекой, но ставшей ему почти родной стране, он навсегда оставил свою надежду на возвращение в нее.


Мечты Ломоносова

Вопросом, сколько в том или ином городе наличествует памятников, озадачивались жители и власти поселений в разных странах.

Среди парижан, живших в начале XX века, был представлен любопытный письменный опрос. В Париже для сохранения памяти о выдающихся деятелях им устанавливались всевозможные статуи, бюсты, медальоны. Их в 1913 году пересчитали. Получили цифру «285». После этой процедуры с памятниками знаменитым мужчинам и женщинам в тот же год решили провести среди жителей города опросное анкетирование.

К парижанам обратились:

«Если бы вышел закон, предписывающий уничтожение всех памятников знаменитостей, то кого, по Вашему мнению, следовало бы наградить почетным исключением?»

На вопрос откликнулись не только парижане, но и жители всей Франции, добровольно прислав множество писем-ответов. По количеству голосов в пользу прекрасно живших, почивших и увековеченных получилось следующее распределение.

На первом месте по всеобщей любви и преклонению оказался ученый доктор Луи Пастер, создавший прививку от бешенства и спасший несчетное количество человеческих жизней. Далее шли: Жанна Д’Арк, Наполеон, Виктор Гюго. Наименьшее число голосов получили: Гамбетта, Генрих IV и Людовик XIV, еще меньше: Лафонтен, Мольер. На последнем месте оказался кардинал Ришелье.

Когда искусствоведы уже в самом начале XXI века посчитали московские памятники-монументы, то выявилось их общее число — 571. Это — без тех, что представляли какие-то случайные решения вольнодумства: изображений предметов, животных, каких-то абстрактных символов (типа «Похищения Европы» из металлических труб у Киевского вокзала).

В лидирующую по числу первую тройку входят памятники двум Михаилам Васильевичам: Ломоносову и Фрунзе. Но максимальное количество принадлежит, конечно, В. И. Ленину.

О том, кто такой был Фрунзе (военный нарком), нынешняя молодежь, вероятно, не знает практически ничего.

А то, что Михаил Ломоносов был серьезным ученым и перед двумя зданиями Московского университета стоят ему памятники — об этом имеют представление все московские студенты. Однако рассказать о нем поподробнее смогут не все. Для людей, стремящихся к знаниям, неплохо было бы обратиться к фрагментам из жизнеописаний того, кем наша страна более 250 лет гордится. Наш восторженный поэт А. С. Пушкин выразился так:

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.

Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник…»

М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии, расположенной на Курострове в дельте Северной Двины, вблизи Холмогор. До возвышения города Архангельска город Холмогоры являлся центром всего Поморского края.

Отец будущего ученого — Василий Дорофеевич, вел успешный рыбный промысел. Был человеком не бедным, о чем можно судить по наличию у него одного из первых на Севере «новоманерных судов», которые начали строить архангелогородцы по личному распоряжению Петра I. Он относился к «черносошным крестьянам», то есть к освобожденным, владевшим общинными землями (но несшими некоторые феодальные повинности). Мать Елена Ивановна (урожденная Сивкова) была из семьи дьякона соседнего прихода в селе Матигоры. Вероятно, она обучила сына первым азам грамоты. По некоторым данным, в 1719 году Елена Ивановна умерла. Через два года отец снова женился. Но прошло еще трехлетие, и новую жену (Феодору Михайловну Ускую) он тоже похоронил. Немалую лепту в духовное становление Михаила внес его «учитель» односельчанин Иван Шубин — отец будущего известного скульптора Федота Шубина.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Бирюкова

Татьяна Бирюкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"

Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.