Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.
Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.
Случилось так, что Бауман со временем охладел к Фокероту. Ему нравился учитель из немецкой школы в Иноземной слободе, Иван Грегори. Именно его Бауман захотел видеть пастором в приходе военных. Между прочим, в Россию был приглашен через Грегори его отчим Блюментрост в качестве доктора к самому государю.
Активная деятельность Николая Баумана и получение им в феврале 1668 года генеральского звания вызвали зависть к нему со стороны сослуживцев. В Немецкой слободе начались неприятности и стали строиться козни по отношению к Бауману, пастору Грегори и приехавшему доктору Блюментросту. Фокерот, по личным соображениям, с корыстными целями перешел в этой «гражданской войне местного значения» в лагерь противников Баумана. В распри были включены и многие прихожане-лютеране.
Ситуация приняла серьезный оборот, и разборкой дела пришлось заниматься правительственным органам, в том числе Посольскому приказу.
Главными соперниками стали пастор Фокерот и претендент на его место Иван Грегори. Бауман активно поддерживал Грегори.
И как прежде, только до царя дошли сведения о междуусобицах в Немецкой слободе между пасторами, государь повелел сломать источник конфликта — новую кирку. Тогда Бауман, всегда опекавший этот приход, решил перевезти кирку в свой собственный сад. Он начал хлопоты по восстановлению лютеранской кирки и купил рядом со своей землей, по переулку к Яузе, у соседа капитана Буларта весь его участок, состоявший из двух частей в 20 и 28 квадратных сажен, а также 6 сажен из участка живописца (из Голландии) Петра Инглиса.
На этой просторной земле Бауманом и была построена перенесенная церковь. Здесь пастором стал служить Иван Грегори, оказавшийся на редкость талантливым проповедником.
Приход составляли бывшие прихожане из лютеранской церкви, что стояла на дворе Якоби. Сад Баумана (бывший в Немецкой слободе, а не современный Парк культуры и отдыха имени Н. Э. Баумана на Ново-Басманной улице) был расширен так, что церковь очутилась среди красивых растений. Это свое детище Николай Бауман назвал «тюльпаном».
Вскоре оставшиеся без церкви сторонники Фокерота добились разрешения и построили на прежнем месте новое церковное здание.
Таким образом, в Немецкой слободе оказались три лютеранские церкви: каждая со своим приходом и пастором. В первой — «старой» лютеранской кирке — пастором служил Валтасар Фадемрехт, проповедником был Александр Юнг. В другой, отстроенной на месте «офицерской», — пастор Фокерот, и в Бауманской («тюльпане») — пастор Иван Грегори.
При церкви Баумана была заведена новая школа, где пастору Грегори помогал выписанный в Москву ректор Нарвской школы Герард Линау. Благодаря содействию немецкого герцога Эрнста (что известно из его письма от 8 января 1670 года), община сделала школу бесплатной.
Сюда брали на учебу совсем юных москвичей, богатых и бедных юношей, а также детей служанок, холопов и холопок, пленных и купленных турок, татар, поляков. Их учили религии, немецкому и латинскому языкам, счету и письму, музыке. Школа быстро разрасталась и требовала расширения. Польза от школы была несомненной.
Бауман решил вновь обратиться за помощью к дружественно настроенному герцогу Эрнсту и 12 сентября 1670 года написал в Германию о бедственном материальном положении служивших в России военных иноземцев, что произошло из-за задержки и уменьшения размеров их жалованья: это было связано с сопротивлением русского правительства бунту Стеньки Разина. Николай Бауман просил не прекращать «изливания щедрот на немецкую нацию в России».
Поступившие от герцога средства были употреблены на содержание школы и на оплату учителей. В этом учебном заведении был создан интересный театр из учеников разных национальностей, о котором потом много говорили.
Самолично царь Алексей Михайлович 30 декабря 1670 года отпустил с почестями генерала Николая Баумана в Данию, дав необходимые сопроводительные бумаги. В них государь писал, что генерал исполнил все дела, которые обещал устроить в России. Отпускная грамота от 28 февраля 1671 года сообщала:
«Приезжал к нашему Царскому величеству в службу полковник Николай Бауман и, будучи у нашего Царского величества в нашем Государстве, нам, Великому государю, служил, против наших недругов стоял и бился мужественно, своих полковых людей, которые у него были в регименте, управлял, к бою и справе приводил, и все строил и делал верно, как угодно шляхетному начальному человеку. За это мы его пожаловали из полковника в генерал-поручики и из генерал-поручика в генералы и наградили великим кормовым и денежным жалованьем, по его достоинству. Ныне, по его челобитью, он отпущен за море, в Датскую землю…»
Прошло некоторое время, и письмом от 4 апреля 1673 года из Копенгагена к Артамону Сергеевичу Матвееву Бауман сообщил царю Алексею Михайловичу о своем желании и готовности вернуться и вновь послужить Русскому государству. Просьба по каким-то причинам не была тогда рассмотрена. Но 27 марта 1679 года, когда Артамон Матвеев попал в опалу, Бауман снова послал из Гамбурга письмо, или «длинную просьбу» — уже к царю Федору Алексеевичу.
К тому времени Николай Бауман был уже стар. Новые правители в России заслуги его забыли, потому отнеслись к нему равнодушно. Бауман был неглупым человеком. Поняв новые обстоятельства в далекой, но ставшей ему почти родной стране, он навсегда оставил свою надежду на возвращение в нее.
Мечты Ломоносова
Вопросом, сколько в том или ином городе наличествует памятников, озадачивались жители и власти поселений в разных странах.
Среди парижан, живших в начале XX века, был представлен любопытный письменный опрос. В Париже для сохранения памяти о выдающихся деятелях им устанавливались всевозможные статуи, бюсты, медальоны. Их в 1913 году пересчитали. Получили цифру «285». После этой процедуры с памятниками знаменитым мужчинам и женщинам в тот же год решили провести среди жителей города опросное анкетирование.
К парижанам обратились:
«Если бы вышел закон, предписывающий уничтожение всех памятников знаменитостей, то кого, по Вашему мнению, следовало бы наградить почетным исключением?»
На вопрос откликнулись не только парижане, но и жители всей Франции, добровольно прислав множество писем-ответов. По количеству голосов в пользу прекрасно живших, почивших и увековеченных получилось следующее распределение.
На первом месте по всеобщей любви и преклонению оказался ученый доктор Луи Пастер, создавший прививку от бешенства и спасший несчетное количество человеческих жизней. Далее шли: Жанна Д’Арк, Наполеон, Виктор Гюго. Наименьшее число голосов получили: Гамбетта, Генрих IV и Людовик XIV, еще меньше: Лафонтен, Мольер. На последнем месте оказался кардинал Ришелье.
Когда искусствоведы уже в самом начале XXI века посчитали московские памятники-монументы, то выявилось их общее число — 571. Это — без тех, что представляли какие-то случайные решения вольнодумства: изображений предметов, животных, каких-то абстрактных символов (типа «Похищения Европы» из металлических труб у Киевского вокзала).
В лидирующую по числу первую тройку входят памятники двум Михаилам Васильевичам: Ломоносову и Фрунзе. Но максимальное количество принадлежит, конечно, В. И. Ленину.
О том, кто такой был Фрунзе (военный нарком), нынешняя молодежь, вероятно, не знает практически ничего.
А то, что Михаил Ломоносов был серьезным ученым и перед двумя зданиями Московского университета стоят ему памятники — об этом имеют представление все московские студенты. Однако рассказать о нем поподробнее смогут не все. Для людей, стремящихся к знаниям, неплохо было бы обратиться к фрагментам из жизнеописаний того, кем наша страна более 250 лет гордится. Наш восторженный поэт А. С. Пушкин выразился так:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.
Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник…»
М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии, расположенной на Курострове в дельте Северной Двины, вблизи Холмогор. До возвышения города Архангельска город Холмогоры являлся центром всего Поморского края.
Отец будущего ученого — Василий Дорофеевич, вел успешный рыбный промысел. Был человеком не бедным, о чем можно судить по наличию у него одного из первых на Севере «новоманерных судов», которые начали строить архангелогородцы по личному распоряжению Петра I. Он относился к «черносошным крестьянам», то есть к освобожденным, владевшим общинными землями (но несшими некоторые феодальные повинности). Мать Елена Ивановна (урожденная Сивкова) была из семьи дьякона соседнего прихода в селе Матигоры. Вероятно, она обучила сына первым азам грамоты. По некоторым данным, в 1719 году Елена Ивановна умерла. Через два года отец снова женился. Но прошло еще трехлетие, и новую жену (Феодору Михайловну Ускую) он тоже похоронил. Немалую лепту в духовное становление Михаила внес его «учитель» односельчанин Иван Шубин — отец будущего известного скульптора Федота Шубина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"
Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.