» » » » Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города


Авторские права

Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Астрель, Олимп, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города
Рейтинг:
Название:
Москвичи и москвички. Истории старого города
Издательство:
Астрель, Олимп
Год:
2009
ISBN:
978-5-271-23796-6, 978-5-7390-2340-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.



Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.






Московские мещанские училища, давшие впоследствии образование многим тысячам маленьких москвичей, были основаны по замыслу и предложению Т. В. Прохорова.

У себя на фабрике он открыл в 1833 году учебные мастерские и классы. Постановка обучения в них мальчиков была, по тому времени, редкой и замечательной: она достигала образовательных и нравственно-воспитательных целей. Мало того, вскоре на фабрике учредили еще и женскую школу. Но при таких устремлениях, поставленных в основу торгово-промышленного предприятия, дела Прохорова не расширялись, и капиталы не увеличивались. Поэтому некоторые фабриканты часто над ним посмеивались. Но это не пугало новатора, не отклоняло его от избранного им пути просвещения вверенного ему народа.

Применяя к другим людям на практике пословицу «Не хлебом единым жив человек», Прохоров и для себя искал новых знаний. Он сам постоянно много учился, приглашал к себе учителей разных наук, ездил за границу.

После мануфактурной выставки 1835 года за учреждение фабричной школы и попечение о нравственности мастерового народа фабрикантов Прохоровых лично благодарил Император Николай Павлович. И Тимофею Васильевичу вскоре было дано высокое звание мануфактур-советника.

Т. В. Прохоров был неугомонным человеком. Его назидательные интересные лекции по разным аспектам человеческой жизни были красноречивы и очень убедительны. Мало того, он еще составлял проекты об улучшении российской торговли в целом, об упорядочении быта духовенства и его влиянии на народ, заботился о предоставлении нищим и бедным работы, кормившей их.

Этот фабрикант оставил о себе хорошую память как об активном члене тюремного комитета. Журналисты «Северной пчелы» в № 280 за 1854 год дали о нем такой отзыв:

«Он всегда горел пламенной любовью к пользам отечества… действовал на пользу ближних с самоотвержением и, хотя не оставил по себе вещественного капитала… в его рассаднике осталось много богатства».

Будучи просвещенным человеком, Прохоров не мог не понимать великого значения театра как средства для улучшения народной нравственности.

Театральные постановки на фабрике стали регулярными. О них по-доброму отзывался более поздний владелец «Трехгорной мануфактуры» С. И. Прохоров, сам ставший главным руководителем того «театра на семейном производстве».

Первые спектакли, организованные на фабрике Тимофея Васильевича, можно было увидеть уже к 1820-м годам. В одном из фабричных помещений у Трехгорной заставы приспособили сцену. Исполнителями, на досуге, выступали простые ученики фабричной школы.

Позднее родные Прохорова вспоминали, что когда один из персонажей «Недоросля» Фонвизина неправильно изображался учеником, фабричным мальчиком, Тимофей Васильевич, не удержавшись на репетиции, очень пылко стал того критиковать: «Логики, никакой логики у тебя в игре нет!» (К. С. Станиславский через полстолетия так же кричал своим артистам: «Не верю!»)

Добродушная старенькая мать Тимофея Васильевича была неравнодушна к постановкам. Она принимала в них посильное участие и, как могла, обустраивала театр сына. Теперь уже она своими руками шила театральные костюмы.

Театр на Трехгорной мануфактуре имел долгую, продолжавшуюся еще несколько десятилетий, жизнь. Работу театра не остановила даже смерть Тимофея Васильевича.


Инициатива артистки

В журнале приема документов Московской городской управы за 1909 год зарегистрировано заявление одной известной артистки со сценической фамилией «Семская».

Артистка, по гражданским документам — М. Н. Линтварева, обратилась в начале упомянутого года в управу с предложением, в котором она указывала на «назревшую необходимость устройства театра в Пресненской части города», где проживало тогда «до 30 тысяч фабричных рабочих с массой детей и женщин, нуждающихся в разумных развлечениях».

Госпожа Линтварева просила управу отвести ей за Пресненской заставой безвозмездно участок земли в одну тысячу квадратных сажен для постройки народного театра на две-три тысячи зрителей. Еще она планировала устроить при театре библиотеку, клуб, детский сад, столовую, чайную, а также площадку для подвижных детских игр на воздухе.

Предполагалось: в случае, если артистка получает положительный ответ, она берет на себя обязательство не позднее трех лет выстроить в Пресненской части города здание народного театра. А до его открытия в сентябрю 1909 года — устроить временный театр наподобие того, что работал в Зоологическом саду, со столовой, чайной и площадкой для детских подвижных игр. По замыслам Линтваревой, репертуар театра должен был иметь свой девиз: «Театр — школа народа».

Горячий порыв артистки достойно оценили. Ее похвалили.

Но, как было принято у чиновников еще задолго до подачи заявления от «сценической дивы», не все то, что могло иметь в жизни место, подлежало реализации.

У чиновников Московской управы были столы, а столы красиво покрывались сукном. В подобных случаях в народе говорили: «Дело ушло под сукно» и «Где хвост рассуждает, там голова плутает».

Повторного заявления артистка Семская уже не подавала. Однако история сохранила нам другие добрые театральные «порывы для народного просвещения» и их воплощение в жизнь.

Я имею в виду информацию о том, что в марте 1872 года архитектор академик Гартман предложил Мосгордуме на рассмотрение свой проект Народного общедоступного театра, по образцу Пражского театра, на 1500 зрительных мест.

От Московской городской думы была получена ссуда в 10 тысяч рублей при условии ее возврата из доходов театра.

Народный театр построили из брусьев при двойной обшивке с гонтовой крышей на просторной Варварской площади, на взгорье, выше водоразборного бассейна. Там, где зимой проходил торг мерзлой рыбой, а в августе и осенью — фруктами (сейчас там сквер за памятником Кириллу и Мефодию).

Театр возводился комиссией по устройству отдела об улучшении быта рабочих и ремесленников на время работы Всероссийской Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра Первого.


Образ Иоанна

В начале октября 1900 года в одну из частных московских психиатрических лечебниц на излечение был доставлен богатый купец и крупный домовладелец господин Р-в.

Он удивлял всех домашних и знакомых тем, что совершенно серьезно, не шутя, признавал себя Иоанном Грозным. Когда-то с ним, добродушным и сердечным, можно было поговорить на самые разные темы. Но любой человек с годами меняется. Вот и P-в стал другим: мрачен, задирист, высокомерен. Он мог беспричинно кого-то обидеть, прикрикнуть или дать волю безудержному гневу. Любил расхаживать по своему дому с большой палкой, опираясь на нее, как на жезл. Размахивал своим посохом, грозя кому-то в пространство.

Все забыли то время, когда P-в просил себя постричь. Хотя, впрочем, он не был агрессивен или чем-то опасен.

Острой форме помешательства Р-ва предшествовало страстное его желание поступить на театральную сцену и непременно выступить в роли Грозного.

Еще будучи вполне нормальным, купец уверял всех окружавших, что Иоанн Грозный трактуется артистами совсем неправильно: в театре придают этому образу черты больного, ненормального и жестокого человека. Р-в уверял, что, по его мнению, Грозный был человеком с самым обыкновенным характером и заурядной психикой.

Часто у себя дома, в пылу споров на эту тему, театрал-домовладелец воспроизводил целые сцены из трагедии Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Он, облачившись в подручные, но добротные и богатые одежды, представлял в пьесе главную роль на свой особый манер.

Никто не заметил, когда именно этот домашний «артист» перешел незаметную грань между простыми посиделками с близкими и розыгрышами на театральных подмостках, когда он в обиходной жизни реально взял на себя любимый образ царя.

При обращении родных в психлечебницу доктора, много наблюдавшие больных с разными диагнозами, но редко — с подобным, однозначно и единодушно признали развившееся помешательство Р-ва на почве постоянного злоупотребления алкоголем.

Как лечили своего пациента добрые врачи, нам неизвестно. Однако вылечить «великого государя» и превратить его обратным порядком в рядового московского купца — таких случаев не встречалось.


Переселение в Подмосковье

Московский Хитровский рынок (названный не по слову «хитрость», а по фамилии его организатора Хитрово — находился в районе Подколокольного переулка, вблизи Яузского бульвара) представлял из себя натуральную биржу труда и, вместе с тем, приют для ночлега иногородних рабочих. Чрезвычайно разнообразные будни Хитровки, типы ее обитателей известны читателям очерков журналиста Владимира Гиляровского. Конечно, в них многие сюжеты обывательской жизни остались в стороне…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"

Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Бирюкова

Татьяна Бирюкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"

Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.