Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Описание и краткое содержание "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать бесплатно онлайн.
Новая книга известного москвоведа Т. З. Бирюковой открывает перед читателем яркую панораму столичной жизни былых времен, живые и яркие образы московских жителей, знаменитых и давно позабытых, которые радовались и горевали, трудились и праздновали, рождались и умирали в Москве. Книга охватывает период с XVI до начала XX века. В ней использованы уникальные архивные материалы, в том числе и иллюстративные, благодаря которым удалось воссоздать историю повседневной жизни горожан, чьи образы оживают на страницах книги и помогают читателю погрузиться в атмосферу старой Москвы. Особый интерес представляют главы, посвященные москвичкам, их положению в обществе и семье, в том числе и женщинам, вынужденным стать проститутками.
Хочу пояснить: «содомское дело» получило название от города, разрушенного и испепеленного Богом (по библейской легенде) за распутство его жителей.
И вполне возможно, что некрасовскую героиню («…Там били женщину кнутом, крестьянку молодую. Ни стона из ее груди. Лишь бич свистал, играя…») наказывали именно за подобную провинность.
Жестокие преследования фактов прелюбодеяния объясняли, почему в допетровской Руси, как это было видно из описаний Олеария и других путешественников, не существовало ни одного публичного (развратного) дома. Хотя те же иноземцы много рассказывали о склонностях наших предков к сладострастию. Порок был, но из-за боязни расплаты развратники его тщательно скрывали, ни в коем случае не афишировали.
Царь Петр Великий в 1716 году составил документ, коротко называвшийся «Артикул Воинский», первое издание которого вышло в свет со значительным опозданием, под полным названием:
«Книга Устав Воинский, о должности генералов, фелътмаршалов, и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске подлежат быть, и о иных воинских делах, и повелениях, что каждому чинить должно. Купно при сем Артикул Воинский, и с процесом надлежащим к судящым, и эксерцициею, о церемониях и должностях воинским людем надлежащих. — Напечатася повелением Царского Величества в Санкт Питербургской Типографии, лета Господня 1719, Октября в 29 день».
Вся глава 20 (в 12 своих статьях) в этом «Артикуле Воинском» была отведена законам «о содомском грехе, о насилии и блуде». Как ни строги были положенные в них наказания, уже здесь можно было заметить влияние новых нравов и собственного темперамента Петра I.
В толкованиях к этим статьям были представлены оговорки и смягчения. Например, такие:
«Ежели невинный супруг за прелюбодеющую супругу просить будет и с нею помирится, или прелюбодеющая страна (сторона. — Т. Б.) может доказать, что в супружестве способу не может получить (например, по болезни супруга. — Т. Б.) телесную охоту утолить, то можно наказанье умалить»
и:
«Ежели холостой человек пребудет с девкою, и она от него родит, то оный для содержания матери и младенца, по состоянию его и платы, нечто имеет дать, и сверх того тюрьмою и церковным покаянием имеет быть наказан, разве что он потом на ней женится и возмет ее за сущую жену, и в таком случае их не штрафовать».
Такие указы и более ранний, от 4 ноября 1715 года, в котором убийцы незаконных детей прямо обрекались на смертную казнь, относительно времени отца Петра (Алексея Михайловича) являлись более снисходительными. По ним предполагалась быстрая смерть, без изнурявших человека пыток.
Царь Петр, в связи с узаконенной своей позицией на вопросы половой нравственности, весьма жестоко решил участь красавицы-фрейлины Марьи Даниловны Гамильтон (Гамонтовой), приговор над которой состоялся 27 ноября 1718 года. В документе стояли такие слова:
«Великий Государь царь и Великий князь Петр Алексеевич всея Великая ималыя и белыя России самодержец, будучи в канцелярии Тайных Розыскных дел…. указал, по имянпому своему великого Государя указу: девку Марью Гамонтоеу, что она с Иваном Орловым жила блудно и была от того брюхата трижды и двух ребенков лекарствами из себя вытравила, а третъяго удавила и отбросила, за такое ее душегубство, также она же у царицы Государыни Екатерины Алексеевны крала алмазныя вещи и золотые (червонцы), в чем она с двух розысков повинилась, казнить смертию».
Далее:
«А бабе Катерине, которая о последнем ея ребенке, как она Марья родила и удавила, видела и, по ее прошению, того ребенка с мужем своим мертвого отбросила, а о том не доносила, в чем учинилась с нею сообщница, вместо смертной казни учинить жестокое наказание: бить кнутом и сослать на прядильный двор на год».
О судьбе в этом деле Ивана Орлова сообщено, что его, не ведавшего о настоящем душегубстве Марии, «свободили». Он никак не был наказан.
Прилюдная казнь, как исполнение приговора над Марьей Гамильтон, состоялась 14 марта 1719 года на Троицкой площади Санкт-Петербурга.
Отмечу, к слову, что старший палач, царский прислужник, назывался «обер-кнутмейстером» и что государь тогда же говорил: «Согрешишь есть дело человеческое, а не признаваться в грехе есть дело дьявольское». Покаявшегося мужчину, по рассуждению Петра, можно было и простить.
Как ни странно, в этой связи на память приходит ситуация с нашим полководцем А. В. Суворовым, когда он, бывало, в моменты передышки между боями и переходами выбегал полураздетый из походной палатки с криком: «Согрешил! Ой, согрешил!» Видимо, слова служили очищением от грехопадения.
Законодательные акты
Более поздняя московская жизнь складывалась согласно с «Обязательными постановлениями московского градоначальства», издававшимися на основании «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия».
Интересны выписки из документа, касавшиеся правил по надзору за проституцией, которые были выработаны московским Врачебно-Полицейским управлением.
По полицейскому циркуляру 1909 года, все зарегистрированные проститутки были обязаны еженедельно являться на осмотры в специальную женскую амбулаторию, за чем следила местная участковая полиция, делая еженедельные отметки в своих служебных книгах.
Проверять у проституток «альбомы» или «виды» имели право только участковые приставы и их помощники лично или через околоточных надзирателей, но никак не городовые или ночные сторожа.
Если женщина была замечена в неоднократном разврате, не прекратила своего промысла, то ее приглашали в участок и предлагали добровольно зарегистрироваться. Не согласившаяся на это привлекалась к судебной ответственности.
В Москве в те годы (до реорганизации) существовали три типа специальных заведений: 1) дома терпимости; 2) квартиры свиданий мужчин с женщинами; 3) дома свиданий мужчин с женщинами.
Дома свиданий отличались от квартир свиданий тем, что: а) в дома свиданий мужчины приводили своих женщин и б) ни мужчина, ни женщина не подлежали в домах свиданий никакому контролю.
В квартирах свиданий их содержательницы приглашали женщин для временных свиданий с мужчинами. Каждая женщина, посещавшая эти квартиры, обязывалась иметь при себе установленный для проститутки альбом или удостоверение одного из врачей, рекомендованных Врачебно-Полицейским управлением по надзору за проституцией в Москве, и отдельно — свой фотографический портрет, засвидетельствованный врачом или полицией на лицевой стороне.
Удостоверение выдавалось за плату и имело силу в течение семи дней.
В альбом ставился установленный штамп «Признаков венерической болезни нет», отмечался год, месяц и число, все скреплялось подписью врача. При обнаружении заболевания у осмотренной женщины альбом задерживался врачом, женщине выдавался билет для поступления в больницу, а врач уведомлял об этом городское санитарное бюро.
Посетитель квартиры свиданий мог потребовать предоставить ему это удостоверение. Удостоверение женщины в то время, когда она находилась в особой комнате с клиентом, находилось у содержательницы квартиры свиданий. За отсутствием у женщин альбомов или удостоверений содержательницы квартир свиданий привлекались к уголовной ответственности по суду, причем и само заведение по распоряжению градоначальника вполне могло быть закрыто.
Во всех этих заведениях торговля спиртными напитками воспрещалась.
Пьяные, малолетние и воспитанники средних учебных заведений не допускались в качестве гостей в «меблированные нумера», занимаемые для проживания проститутками. Последние имели право принимать у себя мужчин, которые, оставаясь на ночь, заносились в суточную книгу с обозначением имени, отчества, фамилии и места проживания.
В общей книге жильцов в меблированных комнатах рядом с фамилией, именем, отчеством проститутки в графе о роде занятий обозначался номер ее альбома.
Из номера (комнаты), в котором находился гость, проститутка не имела права отлучаться, оставляя гостя одного. Об уходе гостя она должна была информировать прислугу.
Забота о чистоте постельного белья полностью возлагалась на «уличную девку».
Позднее, в циркуляре от 13 марта 1912 года, московским Врачебно-Полицейским управлением было постановлено, чтобы на будущее время при разрешении открытия квартир и домов свиданий мужчин с женщинами минимальное расстояние их от церквей было не менее 100 сажен, а от казенных учебных заведений (высших и средних) и городских школ, помещавшихся в собственных городских зданиях, сословных и общественных учебных заведений, также помещавшихся в собственных зданиях —150 сажен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москвичи и москвички. Истории старого города"
Книги похожие на "Москвичи и москвички. Истории старого города" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Бирюкова - Москвичи и москвички. Истории старого города"
Отзывы читателей о книге "Москвичи и москвички. Истории старого города", комментарии и мнения людей о произведении.