Катриона Келли - Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя"
Описание и краткое содержание "Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя" читать бесплатно онлайн.
Мало кто из детей-героев в мировой истории сумел приобрести столь скверную репутацию, как Павлик Морозов. Между тем все материалы о жизни этого героя подлежат сомнению, включая официальное «Дело об убийстве братьев Морозовых», составленное ОГПУ. Не исключено, что не было даже знаменитого доноса на отца, причины же убийства Павлика и его брата Феди носили скорее бытовой, а не политический характер. Одна из основных задач этой книги — вписать фигуру Павлика Морозова в контекст исторического процесса, в частности в историю коллективизации уральской деревни начала 1930-х годов. Рассмотрение эволюции легенды о его «подвиге» с сентября 1932-го и до конца 1980-х помогает составить представление о том, как создавались культы советских героев.
116
Не исключено, что журналисты сверяли свои записи с протокольными записями судебного секретаря или даже брали их за основу своих репортажей.
117
Во «Всходах коммуны» (1 декабря 1932) описано, как дед ударил Павлика седелкой и угрожал убить, но при этом опущена другая записанная в судебном протоколе подробность: о том, что Павлик в ответ разбил окно [224].
118
ПП, 27 ноября 1932. С. 1. Газетный текст полностью соответствовал записи в деле ОГПУ и сводке ОГПУ от октября 1932 г., см. главу 5.
119
В оригинале эти слова звучат так: «Старик Морозов пытается принять на себя “иисусов вид”»: Второй и третий день судебного процесса над убийцами пионера Морозова// Тавдинский рабочий. 28 ноября 1932. С. 2. В замечании об «иисусовом виде» чувствуется полное непонимание автором христианской эгики. Говорить «я следую за Христом как могу, Христос для меня образец» одно, сделать из себя самого Христа совершенно другое. Вторая позиция для верующего христианина из православной или католической церкви немыслима: говорить так не только нескромно, но и кощунственно.
120
В книжной версии Квексу пятнадцать, но выглядит он моложе своих лет. В киноверсии вид героя соответствует двенадцатилетнему возрасту.
121
Если даты, проставленные на отчете Быкова от 17 сентября 1149—151J и на заявлении Татьяны Морозовой от 6 сентября [1], точны, значит, история доноса Павлика на своего отца не была сочинена журналистами «Пионерской правды» от начала и до конца (т.е. мотив о доносе всплывал и раньше). Однако газета придала этому мотиву новое звучание.
122
В том же духе Лидия Либединская вспоминала душещипательный фильм начала 1930-х годов о немецком мальчике, жертве коммунистов (Либединская, 2000).
123
Здесь обращает на себя внимание небольшое отклонение от легенды об Иуде: Даниле заплатили 30 золотых монет, в отличие от канонических серебряных.
124
Первый из немногочисленных откликов на это убийство в советской печати был опубликован в 1925 г. В нем (в цитате из выступления на митинге рабочих в городском театре Екатеринбурга, состоявшемся 22 июля 1918 г.) лишь упоминалась казнь царя «и его семьи», а также других контрреволюционеров: «Казнь Николая Кровавого служит ответом и грозным предостережением буржуазно-монархической контрреволюции, пытающейся затопить в крови рабоче-крестьянскую революцию. Все враги трудового народа объединились под знаменем восстановления буржуазно-помещичьего самодержавия. Весь трудовой народ объединен под знаменем Социалистической советской республики. Борьба между ними идет не на жизнь, а на смерть» (Быков, 1935, с. 82).
125
Смерть Людовика// Шкапская, 1979, с. 84—85); Царь и Бог! Простите малым // Цветаева, 1994, с. 439). В стихотворении (опубликованном только после смерти автора) Цветаева молит о прощении убийц царя и, сравнивая это событие с жестоким крестьянским восстанием Стеньки Разина, утверждает, что убийство царской семьи было скорее проявлением стихийного насилия, нежели казнью, санкционированной законом. Тон воспоминаний об убийстве Романовых эмигранта Соколова, по большей части рассудительный и спокойный, меняется, когда речь заходит о плохом обращении с цесаревичем. См., например: Соколов, 1925, с. 15: описание конфискованного у мальчика игрушечного ружья и других игрушек, найденных офицерами Белой армии, когда она отбила Екатеринбург у большевиков, среди вещей, которые принадлежали царской семье (илл. 63).
126
О слухах про будто бы выживших Алексея и Анастасию см.: Saranin, 1997, с. 54 — 56. Саранин также утверждает, что ходило множество рассказов о находках местными людьми в районе Екатеринбурга драгоценных камней. О непонимании причин казни женщин и детей — из неофициального интервью с человеком 1940 гр., взятого 10 сентября 20031. в Екатеринбурге. Этот же информант вспоминал, что ходили слухи, будто шапка, которую носил один из надзирателей в Ипатьевском доме, раньше принадлежала царю, «и на ней действительно было что-то вроде царского герба».
127
Вопрос о возможном отношении к убийству Ющинского его родителей поставлен в: Бразуль-Брушковский, 1913, с. 20—25; однако обсуждение его не получает развития, а позже Бразуль-Брушковский твердо придерживается линии «гражданского героизма»: Ющинского замучила до смерти банда Чеберяк, которая обвинила его в доносе в полицию (с. 57—61).
128
Интересна теория Иосифа Шермана: косвенная реакция евреев на «кровавый навет» проявляется в подчеркнутой, особой заботе о своих детях (Sherman, 2003, с. 95). Шерман отмечает повторяющийся мотив: христиане посылают своих детей к евреям учиться играть в шахматы; по его мнению, это не что иное, как подсознательная инверсия «старинного христианского представления о евреях как о монстрах, которые “едят” детей».
129
В деле Павлика эти подробности впервые появляются в «Протоколе о подъеме трупов» Титова («на голову был одет мешок… Второй труп Морозова Федора от Павла на расстояние на 15 метров головой в восточную сторону») [6], а потом в приукрашенном виде фигурируют на суде [напр., 223]. Некоторые детали описаны в опубликованных репортажах из зала суда. Скажем, в репортаже Шварца, напечатанном в «Пионере» (№6 (1933), с. 19—20), утверждалось, что преступники (Сергей и Данила Морозовы), убив Федора, оттащили его тело «в левую сторону».
130
В пропаганде экстремистских сторонников «русской идеи» до сих пор ссылаются на способ действия убийц Ющинского как на доказательство ритуального характера преступления. См. например, сайт издательства «Русская идея»: http://www.rusidea.org/ ?а 440408: «Необычный характер ранений (13 уколов на виске — зачем?) и раны на теле, нанесенные не через рубаху, а в голое тело, установленный медэкспертизой перерыв в истязаниях с целью почти полного обезкровливания тела; необычно и большое общее число ран (47), ненужное при обычном убийстве, и то, что тело жертвы не было скрыто преступниками, а брошено непогребенным н пещере как бы напоказ (что типично для еврейских ритуальных убийств)».
131
О каннибализме как элементе ритуального убийства см., например, известную английскую балладу «Еврейская дочь», в которой анонимная антигероиня заманивает маленького св. Хью в свой дом, а там «закалывает его, как свинью», и печет из него «свинцовый пирог» (cake o'lead). Эта баллада, представленная в двадцати двух вариантах ф.Дж. Чайлдом в «Анлийских и шотландских популярных балладах», разбирается в: Fabre-Vassas, 1997, с. 134 135. Об использовании брусники и клюквы в мясных блюдах см.: Toomie, 1992, с. 511.
132
Подробности убийства двух пионерок // Правда. 27 ноября 1934. С. 6; Там же. 8 декабря 1934. С. 6. В этом случае вывод, сделанный местными властями, звучит столь же правдоподобно: убийство вполне могло быть результатом нападения злодеев-оппортунистов.
133
В этом контексте интересен факт, что слово «кулак» также использовалось для оскорбления евреев (Даль, 1880 -1882, т. 2, с. 215).
134
В тоже время пионерская пресса свидетельствует: на практике праздники не всегда проводились как подобало, см., например: Проспали международный праздник// Ленинские искры. 18 мая 1929. С. 3.
135
См. главу 1.
136
Например, скопцы, малочисленная ортодоксальная секта, в конце 1920-х годов подвергалась гонениям в качестве экономических хищников, эксплуататоров и членов заговорщической конспиративной сети (Engelstein, 1999, с. 210—211). Антрополог К. Вердери утверждает, что такой способ «разжигания ненависти» вообще типичен для советской идеологической пропаганды, и этим объясняет подъем националистических настроений после 1991 г. (Verdery, 1993.C. 179—203). Живучесть антисемитских вымыслов, как правило, отражает еще не закончившийся процесс поиска идентификации. Исключение составляет немецкая протестантская культура, в которой судебные разбирательства по делам ритуальных убийств прекратились с конца XVI века, см.: Po-Chia Нога, 1988, с. 155,226-230.
137
См., например: Дидерихс, 1991, т. 1, с. 283—311, особенно с. 307 («Считалось, что еврей никогда не действовал в одиночку») и с. 298, где Янкель Юровский, организатор убийства, назван «еврейским чудовищем».
138
См., например, яростное антисемитское письмо «крестьянина» к Ленину от 7 февраля 1919 г., в котором автор негодует по поводу намерения большевиков «посадить жидовскую веру» в России, чтобы в школах учили Талмуд (Письма во власть, 1998, № 60, с. 95); или письмо 1925 г. от рядового члена комсомольской организации в Центральный комитет комсомола, в котором автор сообщает, что ненавидит евреев, потому что «политику евреев можно узнать из 24-х протоколов, выкраденных у ЦК еврейских мудрецов-вождей» (Письмо К.А. Лебедева. 1 декабря 1924. ЦХДМО, ф. 1, оп. 23, д. 315, л. 122).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя"
Книги похожие на "Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Катриона Келли - Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя"
Отзывы читателей о книге "Товарищ Павлик: Взлет и падение советского мальчика-героя", комментарии и мнения людей о произведении.