» » » » Сергей Нефедов - Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока


Авторские права

Сергей Нефедов - Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока

Здесь можно купить и скачать "Сергей Нефедов - Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Территория будущего»19b49327-57d0-11e1-aac2-5924aae99221, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Нефедов - Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока
Рейтинг:
Название:
Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
5-91129-026-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока"

Описание и краткое содержание "Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена анализу исторического процесса в странах Востока в контексте совокупного действия трех факторов: демографического, технологического и географического.

Книга адресована специалистам-историкам, аспирантам и студентам вузов.






В то время как наделы простых воинов становились добычей ростовщиков, обширные поместья знати превращались в частные рабовладельческие хозяйства. Владельцы поместий, обязанные приводить отряды солдат, старались избавиться от этой повинности: они нанимали, кого подешевле, или выставляли в качестве воинов своих домашних слуг. Привыкнув к мирной жизни, персы в соответствии с теорией Ибн Халдуна постепенно утрачивали боевые качества своих предков. «Персы теперь стали гораздо изнеженнее, чем при Кире, – писал Ксенофонт. – Ведь тогда они еще придерживались персидской системы воспитания и умеренности, хотя и восприняли одежду и роскошь у мидян. Ныне же они с равнодушием смотрят на исчезновение прежней выносливости, зато воспринятую у мидян изнеженность сохраняют всеми силами»[693]. Символом изнеженности и богатства персидской знати стали знаменитые «парадизы» – загородные дворцы, окруженные садами и парками[694].

Ксенофонт рассказывает, как однажды было устроено состязание между всадниками и лучшие персидские наездники были на глазах царя посрамлены молодым саком, который достиг финиша, когда соперники были еще на середине дистанции[695]. К концу V в. до н. э. падение воинских качеств персов сказалось в ухудшении подготовки не только всадников, но и стрелков из лука. Ослабевшие персы не могли пользоваться сильными луками, и Ктесий отмечал, что персидские луки значительно слабее скифских[696].

Падение боевых качеств персидской пехоты заставило царей прибегать к услугам греческих наемников, число которых постепенно возрастало. В 401 г. до н. э. 13 тыс. греческих наемников приняли участие в мятеже царевича Кира Младшего[697]. Правление Артаксеркса II (404–359 гг. до н. э) прошло в обстановке почти не прекращавшихся мятежей сатрапов. Разложение охватило верхи общества, наследование должностей привело к феодализации – западные историки почти единодушно называют персидское общество феодальной монархией[698]. Должностные доходы «приватизировались», на население возлагались произвольные поборы; сатрапы и областеначальники имели свои войска и стремились стать независимыми от центральной власти.

Артаксеркс III (358–338 гг. до н. э.) пытался противостоять надвигающейся анархии, он на время привел сатрапов к покорности и снова завоевал Египет, однако возбудил недовольство знати и был отравлен своими придворными. К этому времени персидское военное сословие ослабело до такой степени, что войны велись в основном силами греческих наемников[699]. В 330-х гг. персы не смогли противостоять вторжению армии Александра Македонского. Македоняне владели новым оружием и новой военной тактикой – тактикой македонской фаланги; персы были разбиты, и Александр завоевал весь Ближний Восток. Сразу после смерти великого завоевателя разразился кризис, в 322 г. цена ячменя достигала 23,5 сикля за кур. В 321 г. неквалифицированным рабочим в Вавилоне платили 4 сикля в месяц, при ценах 322 г. на дневную зарплату можно было купить только 0,75 кг ячменя[700]. Затем начались долгие войны между полководцами Александра; в ходе этих войн, в 315-310 гг. до н. э, Вавилония подверглась жестокому опустошению[701]. В 309-308 гг. до н. э. цены на ячмень стояли на уровне голода – 25 сиклей за кур. В 295–284 гг. до н. э, когда кризис был уже в прошлом, цены упали до 2,1 сикля за кур[702], т. е. до уровня вдвое более низкого, чем до начала кризиса. Такое падение цен на фоне инфляции, вызванной поступлением в оборот накопленных персами сокровищ, может быть объяснено лишь гибелью большой части населения.

* * *

Возвращаясь к анализу исторического процесса в контексте трехфакторной модели, нужно подчеркнуть, что становление Мидии было результатом социального синтеза с участием ассирийских, скифских и собственно мидийских традиций. Перенимание ассирийских этатистских порядков сопровождалось традиционалистской реакцией, мятежом мидийской знати, передавшей власть персидским царям. В конечном счете результатом синтеза стало сочетание военной мощи, основанной на взаимодействии пехоты и кавалерии, с крепкой административной организацией. Благодаря этому предварительному синтезу персы и мидяне выглядели для других народов как «благородные варвары», и в условиях Сжатия они смогли воспользоваться социальным расколом в старых цивилизованных государствах, чтобы подчинить их без разрушительных войн. («Киропедия» Ксенофонта донесла до нас эту литературную традицию.) В итоге этого почти безболезненного завоевания демографические циклы не были прерваны ни в Вавилонии, ни в Египте, и Сжатие продолжалось. Однако вслед за завоеванием начался новый этап социального синтеза, в ходе которого прежде поддерживавшие завоевателей элиты столкнулись с усвоенными персами ассирийскими этатистскими традициями. В результате произошел разрыв, и, воспользовавшись условиями Сжатия, элиты подняли против персов свои народы под знаменем традиционалистской реакции. Жестокое подавление этих восстаний привело к демографическим катастрофам, после которых и в Вавилонии, и в Египте начались новые демографические циклы.

После подавления восстаний процесс социального синтеза продолжился, причем он снова сопровождался традиционалистской реакцией – теперь со стороны персидской знати. В итоге на свет родилась персидская сословная монархия, которая впоследствии стала образцом для других обществ этого типа и которая характеризуется прежде всего наличием двух основных сословий: военного и земледельческого. Воины в этом обществе – это потомки завоевателей, а крестьяне – потомки покоренного населения, и отношения между сословиями неравноправные: воины эксплуатируют крестьян, которые находятся в зависимости от своих хозяев или от государства. Эта система эксплуатации основана на служебных держаниях, поместьях, которые воины получают за их службу.

Процесс эволюции персидской сословной монархии следовал теории Ибн Халдуна: это был процесс разложения асабии, приватизации служебных держаний, феодализации и вместе с тем процесс падения боеспособности воинского сословия. К этому результату приводило появление «изнеженности» – следствие относительно благополучной жизни, столь непохожей на жизнь в степях. Кроме того, Сжатие вызвало разорение мелких помещиков, воины теряли свои наделы, которые переходили в руки ростовщиков.

В персидский период документы не упоминают о свободных крестьянах-собственниках в Вавилонии, и Б. Мейснер считал, что в персидское время там были только «патриции», «несвободные» и рабы[703]. Таким образом, Сжатие приводило не к разорению крестьян-собственников, а к падению цен на рабов – такое падение действительно фиксируется источниками. Естественно, процессы, происходившие в Вавилонии, могли отличаться от процессов в других провинциях огромной персидской монархии. В Иудее, к примеру, еще существовало значительное число крестьян-собственников, и социальная эволюция здесь протекала по классической модели.

В целом можно выделить следующие признаки начавшегося в 470-х гг. периода восстановления: относительно высокий уровень потребления, дороговизна рабочей силы, строительство новых (или восстановление разрушенных ранее) поселений, быстрый и устойчивый рост населения (как это видно на примере Иудеи). В конце V в. появляются признаки наступающего Сжатия: дешевизна рабочей силы, рост ростовщичества, распространение долгового рабства, рост городов, разорение крестьянства (в Иудее), активизация народных движений и попытки проведения социальных реформ. Как уже отмечалось, специфической чертой Сжатия в условиях ксенократического общества было разорение служилых землевладельцев, приватизация служебных поместий и разложение военного сословия (трансформация ССАСС). Приватизации служебных поместий сопутствовала феодализация; наместники провинций пытались утвердить свою самостоятельность и поднимали мятежи, угрожавшие целостности государства.

В конечном счете в соответствии с теорией Ибн Халдуна разложение военного сословия привело к военной катастрофе и к завоеванию Ближнего Востока македонянами (трансформация ССАСССС).

5.3. ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД В ЕГИПТЕ

После подавления антиперсидских восстаний в 450-х гг. разоренный и опустошенный Египет успокоился почти на полвека. Персы перестали считаться с египетской знатью и управляли Египтом как завоеванной провинцией, подвергая страну беспощадной налоговой эксплуатации. Подати были настолько тяжелыми, что земледельцы, не будучи в состоянии платить их, бежали в города, но стражники хватали беглецов и насильно возвращали обратно. Персидские вельможи владели обширными поместьями, в которых, как в старые времена, трудились рабочие отряды. Войска персидских царей комплектовались из военных поселенцев: персов, мидийцев, иудеев, греков, арамеев, – которые получали маленькие поместья. Эти наделы были неотчуждаемы, их обрабатывали рабы или арендаторы из местного населения[704]. Несмотря на высокие налоги, персидская казна ежегодно получала из Египта лишь 700 вавилонских талантов серебра и 120 тыс. медимнов (180 тыс. артаб) зерна[705]. Это сравнительно немного – для примера, маленькая Киликия давала 500 талантов; отсюда можно сделать вывод, что после персидских погромов население Египта резко уменьшилось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока"

Книги похожие на "Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Нефедов

Сергей Нефедов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Нефедов - Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока"

Отзывы читателей о книге "Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.