Надежда Киценко - Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Описание и краткое содержание "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ" читать бесплатно онлайн.
В книге Надежды Киценко, профессора истории в Государственном университете штата Нью-Йорк в Олбани (США), описываются жизнь и эпоха отца Иоанна Кронштадтского (1829–1908 гг.), крупной и неоднозначной фигуры в духовной жизни Российской империи второй половины XIX — начала XX вв. Отец Иоанн, совмещавший крайне правые взгляды и социальное служение, возрождение литургии, дар боговдохновенной молитвы и исцеления, стал своего рода индикатором: по тому, как к нему относились люди, можно было понять их взгляды на взаимоотношения церкви и государства, царя и революции, священников и паствы, мужчин и женщин. Он стал настолько популярен в период своего служения, что Кронштадт превратился в прославленный центр паломничества. Исследование Н. Киценко основывается на богатейшем и практически не известном фактическом материале из российских архивов, включающем уникальные дневники отца Иоанна, тысячи писем от его сторонников и полицейские отчеты о секте, спекулировавшей его именем.
2
Russian Orthodoxy Under the Old Regime / Ed. by Robert L., Nichols and Theofanis George Stavrou. Minneapolis, 1978.
3
Сборники по императорскому периоду: Seeking God: The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine, and Georgia / Ed. by Stephen K. Batalden. De Kalb, 1993; Church, Nation, and State in Russia and Ukraine / Ed. by Geoffrey Hosking. Basingstoke, 1991.
4
Вот некоторые из важных современных исследований на английском языке, которые появились после публикации этой книги в 2000 г.: Chulos Chris J. Converging Worlds: Religion and Community in Peasant Russia, 1861–1917. De Kalb, 2003; Orthodox Russia: Belief and Practice Under the Tsars / Ed. by Valerie A. Kivelson and Robert H. Greene. University Park, PA, 2003; Shevzov Vera. Russian Orthodoxy On the Eve of Revolution. New York, 2004. О монастырях см. работу Скотта Кэнворти о Троице-Сергиевой лавре и книгу Уильяма Вагнера о женском Нижегородском Крестовоздвиженском монастыре. Обзор современной литературы см.: Engelstein Laura. Holy Russia in Modern Times: An Essay on Orthodoxy and Cultural Change // Past and Present. № 173 (November 2001). P. 129–156; а также ее размышления об инкорпорации религии в культурную историю в статье: Culture, Culture Everywhere: Interpretations of Modem Russia, Across the 1991 Divide // Kritika. 2:2 (Spring 2001). P. 363–393. (Русский перевод: Повсюду культура: о новейших интерпретациях русской истории XIX–XX веков // Новая русская книга: Критическое обозрение. № 3/4 (2001). С. 107–121.) Недавнее исследование появления о. Иоанна в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова см.: Golstein V. What Does a Saint do amidst MASSOLIT Revelers? Mikhail Bulgakov, Father John of Kronstadt, and Julien Benda’s La trahison des clercs // Russian Review. Vol. 63. № 4. October 2004.
5
Семинария Св. Троицы в Джорданвилле организовала ряд конференций с участием российских ученых. По материалам конференций вышло несколько публикаций, в частности: Philaret, Metropolitan of Moscow, 1782–1867: Perspectives on the Man, His Works, and His Times / Ed. by Vladimir Tsurikov. The Variable Press, 2003.
6
Федоров B. A. Русская православная церковь и государство. Синодальный период 1700–1917. М., 2003. Данная работа посвящена институциональной истории церкви. Работы А. Полунова, С. Фирсова и М. Шкаровского отражают иные, методологически более тонкие и современные подходы к проблемам церковной истории в дореволюционное и советское время. Напротив, «Священник в духовной жизни русской деревни» А. Н. Розова (СПб., 2003), хотя и основан на местных архивах, мог бы многое почерпнуть из основополагающей работы Грегори Фриза о русском приходском духовенстве (Freeze Gregory L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983). См. также: Manchester Laurie. The Secularization of the Search for Salvation: The Self-Fashioning of Orthodox Clergymen’s Sons in Late Imperial Russia // Slavic Review. Vol. 57 (1998). P. 50–76. Следует назвать и другие фундаментальные работы по истории духовенства: Hedda Jennifer. Good Shepherds: The St. Petersburg Pastorate and the Emergence of Social Activism in the Russian Orthodox Church, 1855–1917. Ph.D. diss., Harvard University, 1998; Pisiotis Argyrios. Orthodoxy Versus Autocracy: The Orthodox Church and Clerical Political Dissent in Late Imperial Russia, 1905–1914. Ph.D. diss., Georgetown University, 2000.
7
См., в частности, работы: Zemon Davis N. Some Tasks and Themes in the Study of Popular Religion // Trinkhaus Ch. (ed.). The Pursuit of Holiness in Late Medieval and Renaissance Religion. Papers from the University of Michigan Conference on Late Medieval and Renaissance Religion. Leiden, 1974. P. 307–336; Carroll M. Veiled Threats: The Logic of Popular Catholicism in Italy. Baltimore, 1996. P. 5–6; Harline C. Official Religion — Popular Religion in Recent Historiography of the Catholic Reformation // Archive for Reformation History. № 81 (1990). P. 239–262.
8
Например, об отождествлении понятий «деревенский» и «народный» см.: Shevzov V. Popular Orthodoxy in Late Imperial Rural Russia. Ph.D. diss. Yale University, 1994. P. 13–17. О крестьянском восприятии см.: Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. О представлениях, существовавших в рабочей среде, см.: Zelnik R. E. «То the Unaccustomed Eye»: Religion and Irreligion in the Experience of St. Petersburg Workers in the 1870s // Hughes R. P., Paperno I. (eds.). Christianity and the Eastern Slavs. Vol. 2: Russian Culture in Modem Times. Berkeley, 1994. P. 49–82; Pretty D. The Saints of the Revolution: Political Activists in 1890s Ivanovo-Voznesensk and the Path of Most Resistance // Slavic Review. Vol. 54 (Summer 1995). № 2. P. 276–304.
9
Christian W. A. Jr. Local Religion in Sixteenth-Century Spain. Princeton, 1981. P. 178; Duffy E. Stripping the Altars: Traditional Religion in England circa 1400 to circa 1580. New Heaven, 1992; Boyle L. Popular Piety in the Middle Ages: What Is Popular? // Florilegium. № 4 (1982). P. 188.
10
Дискуссию об этом методе см.: Hall D. (ed.). Lived Religion in America: Toward a History of Practice. Princeton, 1997. P. VII—21.
11
Kantorowicz E. The King’s Two Bodies: A Study in Medieval Political Theology. Princeton, 1957.
12
О связи между святым и его культом см.: Kleinberg A. M. Prophets in Their Own Country: Living Saints and the Making of Sainthood in the Later Middle Ages. Chicago, 1992. P. 7.
13
Типичные примеры подобных взглядов см.: Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1983; Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.): Критические очерки. М., 1967; Русское православие: вехи истории. М., 1989. Аналогичные оценки западных ученых см.: Pipes R. Russia Under the Old Regime. N.Y., 1992. P. 221–248 (Chapter 9: The Church as Servant of the State).
14
Freeze G. L. Handmaiden of the State? The Church in Imperial Russia Reconsidered // Journal of Ecclesiastical History. Vol. 30 (January 1985). № 1. P. 82—102; Nichols R. L., Stavrou Th. (eds.). Russian Orthodoxy Under the Old Regime. Minneapolis, 1978; Timberlake Ch. E. (ed.). Religious and Secular Forces in Late Tsarist Russia: Essays in Honor of Donald W. Treadgold. Seattle, 1992.
15
До революции эту идею развивал прот. Г. С. Дебольский. См.: Дебольский Г. С. О любви к отечеству и труде по слову Божию. М., 1996.
16
Из наиболее обстоятельных дореволюционных исследований см.: Большаков Н. И. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1910; В. М. (архиепископ Евдоким (Мещерский)). Два дня в Кронштадте: из дневника студента. Сергиев Посад, 1902; Михаил (Семенов), иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский. Полная биография с иллюстрациями. СПб., 1903. Даже когда авторы явно интересовались политическими взглядами о. Иоанна, они предпочитали заострять внимание преимущественно на религиозных — бесспорных — сторонах его деятельности. См.: Четвериков С. Духовный облик о. Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. Джорданвилль, 1958; Fedotov G. P. A Treasure of Russian Spirituality. Belmont, 1975. P. 346–349.
17
Например, очевидная несуразность в некрологе о. Иоанна, см.: The New York Times. January 3, 1909. P. 4. — «ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ УМЕР В НИЩЕТЕ».
18
Laqueur W. Black Hundred: The Rise of the Extreme Right in Russia. N.Y., 1993. P. 50; Rosenthal B. G. (ed.). The Occult in Russian and Soviet Culture. Ithaca, 1997. P. 396.
19
Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский: В 2-х т. Белград, 1938–1941. Критические замечания по поводу этого издания содержатся в письме протопресвитера Г. Шавельского от 12 июня 1939 г. См.: Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры отдела редких книг и рукописей библиотеки Колумбийского университета (Нью-Йорк, США).
20
Александр (Семенов-Тян-Шанский). Отец Иоанн Кронштадтский. Нью-Йорк, 1955; Его же. Father John of Kronstadt: A Life. Crestwood, 1979; Selawry A. Johannes von Kronstadt, Starez Russlands. Basel, 1981.
21
Felmy K. Ch. Predigt im orthodoxen Russland, Untersuchungen zu Inhalt und Eigenart der russischen Predigt in der zweiten Hälfte des 19. Jahrhunderts. Göttingen, 1972; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937; Heller W. Johannes von Kronstadt // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. Bd. 3. Herzberg, 1992. S. 448–451; Lassus L.-A. Jean de Cronstadt, prêtre de Dieu — ami des hommes // Contacts. № 94 (1976). P. 143–154; Zernov N. The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century. N.Y., 1963.
22
См.: Из записной книжки священника. М., 1996.
23
В одном личном зарубежном архиве хранится письмо, написанное о. Иоанном, датированное 27 июля 1905 г. и пронумерованное делопроизводителем батюшки под номером 8994. Если только к концу июля 1905 г. пастырь отправил около девяти тысяч писем, то это соответствует среднемесячному объему его корреспонденции в 1285 писем. При сохранении подобной интенсивности переписки за год могло быть отправлено 15 500 писем.
24
Несмотря на то что в недавнем прошлом преднамеренно заострялось внимание на фактах несоблюдения церковных обрядов (например, небрежное отношение к исповеди), по данным официальной статистики, степень воцерковленности населения была действительно высокой. См.: Литвак Б. Г. Русское православие в XIX веке // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 372–373; Емелях Л. И. Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне. Л., 1975. С. 122–125; Freeze G. L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983. P. XXIX.
25
Cracraft J. The Church Reform of Peter the Great. Stanford, 1971. P. 242–251.
26
О духовном превосходстве юродивых и странников см.: Райские цветы с русской земли / Сост. П. Новгородский. Сергиев Посад, 1912.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Книги похожие на "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Киценко - Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ"
Отзывы читателей о книге "Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ", комментарии и мнения людей о произведении.