» » » » Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века


Авторские права

Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательско-торговый дом «ЛеКо», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века
Рейтинг:
Название:
Морская политика России 80-х годов XIX века
Издательство:
Издательско-торговый дом «ЛеКо»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-902236-32-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Описание и краткое содержание "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.



В монографии изучаются процессы и явления, характеризующие морскую политику России в один из самых сложных периодов истории отечественного флота — возрождения после поражения в Крымской войне и перехода от деревянных парусных к броненосным винтовым кораблям.

Предназначена для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся военной историей.






В тот же день главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, великий князь Владимир Александрович подписал приказ об учреждении Комиссии для рекогносцировки Моонзундского архипелага, под председательством генерал-лейтенанта Н.П. Глиноецкого, с участием вице-адмирала Р.И. Баженова и Ф.В. Дубасова. 22 апреля комиссия прибыла в Моонзунд на крейсере «Африка» и приступила к работе[586].

На Черном море была образована Комиссия для определения сил и средств на случай войны, получившая в свое распоряжение пароход «Эльборус». 24 апреля она начала осматривать приморские крепости начиная с Очакова, отметив слабость его укреплений[587].

18 апреля ГМШ приказал командиру Бакинского порта, вице-адмиралу И.И. Свинкину приготовить пароходы Каспийской флотилии к переброске войск в Михайловский залив — исходный пункт Закаспийской железной дороги. Всего, при благоприятной погоде, флотилия могла перевезти за один рейс 924 человека и 62 лошади[588].

25 апреля заведующий военными сообщениями, генерал-лейтенант М.Н. Aнненков выехал для наблюдения за строительством нового участка Закаспийской дороги, соединившего ее с Мервом и Серахсом. Немногим ранее, 20 апреля, Главное инженерное управление предписало минным частям приступить к снаряжению мин заграждения. Всего в Кронштадте готовили 1230 мин, в Свеаборге 523, в Выборге — 180 и в Динаминде — 141, в портах Черного моря — Очакове, Севастополе, Керчи, Новороссийске, Одессе, Поти и Батуме — свыше 2000[589].

Однако до конца кризиса вопрос об их постановке так и не был решен. К тому же, как оказалось, в Свеаборге и Выборге у минеров не было мобилизационных планов, не хватало гребцов, электрического кабеля, в некоторых случаях размеры запалов мин не соответствовали отверстиям. Малое удаление заграждений от берега позволяло противнику обстреливать Кронштадт и Свеаборг с моря[590].

Столь неутешительные известия с мест говорили в пользу мирного урегулирования разногласий с Англией, вполне к нему расположенной. Взаимное стремление к соглашению не мог поколебать даже острый инцидент в Иокогаме. Когда 24 апреля на рейд этого порта вошел наблюдавший за «Владимиром Мономахом» отряд в составе броненосца «Агамемнон», корвета «Сапфир» и канонерской лодки «Свифт», выдержка изменила адмиралу А.Е. Кроуну, и он, вопреки нормам международного права, приказал изготовить фрегат к бою. Российские моряки зарядили свои орудия и навели их на проходившие по обоим бортам английские корабли. Войну между двумя странами мог вызвать случайный выстрел, но, к счастью, все обошлось. Бросив якорь недалеко от «Владимира Мономаха», англичане спустили шлюпки и обошли его кругом, фотографируя. Вскоре на российское судно прибыл командир «Агамемнона», кептэн Лонг, выразивший удивление столь враждебной встречей. Однако А.Е. Кроун, не задумываясь о последствиях, потребовал, чтобы Лонг увел свой отряд из порта, а отдавая визит оставил ему письмо, в котором говорилось: «Ваше прибытие сюда, при уверенности, что Вы меня здесь застанете, в соединении с натянутыми отношениями, существующими между правительствами, дает повод усомниться, чтобы Япония была в состоянии стоять за права нейтральной державы. Многие примеры неуважения английскими военными судами нейтральных прав наций более грозных, нежели Япония, вынуждают меня уведомить Вас, что я смотрю на Ваше прибытие как на случай опасный для мира между нашими государствами…»[591].

Британские офицеры были возмущены, но у них хватило разума и ответственности, чтобы не поддаться на провокацию. Посоветовавшись со своим посланником, Пленкеттом, Лонг на следующий день покинул Иокогаму. Пленкетт же немедленно обратился к А.П. Давыдову за разъяснениями. Российский посланник, разобравшись в происшедшем, постарался оправдать поступок А.Е. Кроуна двухмесячным преследованием англичан. Но в донесении Н.К. Гирсу, от 25 апреля, заметил, что адмиралу «было бы тем легче не касаться этого вопроса, что войны нет, а, следовательно, нет ни нейтралитета, ни нейтрального порта… Контр-адмирал Кроун, упрекнув Англию в многократном нарушении нейтралитета, в то же время своими действиями навел на всех сомнение в том, будем ли мы уважать нейтралитет, когда до этого дойдет дело. В порте, принадлежащем дружественной державе, как равно и в порте нейтральном, не дозволяются враждебные действия или демонстрации»[592]. Одновременно он отправил в Петербург телеграмму об инциденте.



1



2

Английские корабли, наблюдавшие за российскими крейсерами: броненосец «Агамемнон» (вверху 1) и крейсер «Чемпион» (внизу 2)

26 апреля Н.К. Гирс переслал ее И.А. Шестакову, выразив при этом сожаление по поводу несдержанности А.Е. Кроуна, грозившей испортить отношения России не только с Англией, но и с Японией, и в тот же день управляющий приказал адмиралу избегать недоразумений и немедленно идти во Владивосток на фрегате, оставив клипера в Йокогаме. Из-за аварии на телеграфной линии эти приказания достигли Японии только 8 мая. Впрочем, несмотря на появление «Свифта» в порту 30 апреля, больше никаких обострений ситуации не происходило. 13 мая «Владимир Мономах» бросил якорь на рейде Владивостока.

Несмотря на бурное негодование жителей дальневосточных английских колоний, Лондон предпочел предать случившееся забвению. Острая фаза кризиса миновала. Правда, оставались разногласия во взглядах на афганское разграничение. По настоянию А.М. Дондукова-Корсакова П.С. Ванновский поставил перед Министерством иностранных дел вопрос о присоединении к российским владениям сарыкских пастбищ, и А.Е. Влангали жаловался А.А. Половцову, что это замедляет примирение с Англией. Однако 15 мая, на церемонии открытия Петербургского морского канала, государственный секретарь узнал, что Н.К. Гирс «получил от Л[орда] Гренвилля письмо с убедительною просьбою скорее кончать соглашение по афганскому вопросу»[593].

Британское правительство придерживалось этой позиции и после происшедшей вскоре смены кабинета. «Едва ли новые министры с кучею дел на руках решатся разсновать сотканное уже Гладстоном соглашение по афганскому вопросу», — не без оснований считал И.А. Шестаков[594].

Действительно, новый премьер, лорд Р. Солсбери, не стал ничего менять, тем более, что в ноябре 1885 года предстояли очередные парламентские выборы, и консерваторам нужны были успехи во внешней политике. 28 августа в Лондоне состоялось подписание протокола, зафиксировавшего принципы разграничения: передав Афганистану стратегически важные Зульфагарские горные проходы, что означало большую уступку англичанам, Россия получила Пенде.

Правда, обеим сторонам предстояло длительное согласование деталей пограничной линии. Делимитационная комиссия отправилась из Баку в Михайловский залив на шхуне «Лоцман» вечером 10 октября 1885 года[595]. Окончательное же соглашение было подписано в Петербурге лишь 10/22 июля 1887 года. Но уже к середине мая 1885 года факт принципиального решения вопроса стал очевидным, поэтому 28 июля А.Н. Корф запросил И.А. Шестакова, нельзя ли снять стесняющие торговое судоходство минные заграждения. В тот же день управляющий дал разрешение, и к 3 июля эта работа была окончена[596].

На других театрах жизнь также возвращалась в мирную колею. 1 июня большая часть миноносок из отряда контр-адмирала М.Д. Новикова окончила кампанию, остальные приступили к исполнению обычной программы плавания[597]. То же происходило и на Черном море.

Иначе поступили англичане. Снаряжавшиеся ими резервные корабли были сведены в эскадру и 28 мая под командованием адмирала Д. Хорнби отправились к берегам Ирландии для учений[598]. Видимо, Сент-Джемский кабинет хотел иметь под рукой отлаженный инструмент давления на Петербург.

Между тем, на берегах Невы не стремились к продолжению конфронтации. Миролюбивые настроения подкреплялись выяснившимся перерасходом средств в дни кризиса. Одно только Морское министерство сверх обычных ассигнований потребовало 543 000 руб. на оплату изготовленных заводом Лесснера 50 мин Уайтхеда, а также заказанных за границей 46 скорострельных пушек Гочкиса, боеприпасов, стального троса для минрепов и купленного в Англии угля. 23 мая И.А. Шестаков препроводил Н.Х. Бунге копию высочайше утвержденного 20 мая доклада по этому вопросу и просил открыть соответствующий кредит, что министр финансов и сделал 29 мая[599]. Вычесть эту сумму из министерского бюджета было невозможно в силу высочайшего повеления от 29 апреля, которым он устанавливался в размере 40 млн руб. на 10 лет. Но, рассматривая представленный И.А. Шестаковым проект сметы на 1886 год, Департамент экономии обратил внимание, что в нее не вошла помильная плата Добровольному флоту, увеличившая испрашивавшиеся ассигнования в совокупности до 40 786 483 руб., и на заседании 21 ноября потребовал сократить общий итог до установленного размера за счет исключения части расходов на береговое довольствие, продовольствие и прочее[600].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Книги похожие на "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роберт Кондратенко

Роберт Кондратенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века"

Отзывы читателей о книге "Морская политика России 80-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.