» » » » Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века


Авторские права

Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века

Здесь можно скачать бесплатно "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательско-торговый дом «ЛеКо», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века
Рейтинг:
Название:
Морская политика России 80-х годов XIX века
Издательство:
Издательско-торговый дом «ЛеКо»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5-902236-32-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Описание и краткое содержание "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать бесплатно онлайн.



В монографии изучаются процессы и явления, характеризующие морскую политику России в один из самых сложных периодов истории отечественного флота — возрождения после поражения в Крымской войне и перехода от деревянных парусных к броненосным винтовым кораблям.

Предназначена для специалистов и широкого круга читателей, интересующихся военной историей.






Конечно, крейсера теоретически имели шансы на первых порах достичь некоторого успеха и вызвать тревогу в торговых кругах европейских стран, однако прежде всего они должны были избавиться от назойливого преследования англичан. За клипером «Разбойник» некоторое время следил корвет «Сапфир», за «Стрелком» до конца кризиса — «Гарнет». Пытавшегося выйти в Атлантику «Пластуна» встретил у Гибралтара броненосец «Сьюперб», заставив командир клипера, капитана 2 ранга Н.Н. Ломена изменить курс и повторить прорыв ночь с 6 на 7 апреля[557].

Позднее, 4 мая, И.А. Шестаков отмечал в дневнике: «Наши суда преследуются англичанами»[558].

Естественно, в такой ситуации крейсерские операции не могли быть достаточно эффективными, да и сами командиры критически оценивали свои возможности. Так, Н.Н. Ломен в письме П.А. Мордовину, от 15 августа, выражал убеждение, что «при настоящем состоянии наших морских сил, как в количественном, а главное в качественном отношении, от крейсерских действий в Атлантическом океане по-видимому нельзя ожидать полезных результатов»[559].

Ему вторил командир «Стрелка», капитан 2 ранга Н.И. Скрыдлов, считавший что преследование клипером быстроходных пароходов было бы «весьма мало успешным и бесцельным». Впрочем, в дни кризиса оба офицера искали выход из сложившегося положения. Стоявший в Нью-Йорке Скрыдлов намеревался действовать в Северной Атлантике, на путях парусного судоходства, неожиданно появляясь в разных районах и наводя панику. Ломен же, остановившийся в Эль-Ферроле, планировал двигаться оттуда к югу, направляясь в Индийский и Тихий океаны[560].

Правда, необходимость ремонта котлов, машины и винта удерживала его в порту до 18 апреля, всего же «Пластун» пробыл там шесть недель[561].

В целом, судя по материалам РГАВМФ, в 1885 году российский флот не был готов к крейсерской войне с Англией, хотя готовился к ней на протяжении всего генерал-адмиральства Константина Николаевича. Энтузиазм отдельных командиров и адмиралов не компенсировал отсутствия достаточного числа сильных, быстроходных и технически надежных кораблей, налаженной системы снабжения их углем и продовольствием, разведки и передачи информации, так как вместо нее существовало лишь небольшое число консулов из российских подданных, вынужденных пользоваться преимущественно английскими телеграфными линиями. Составленный в 1878 году Л.П. Семечкиным план подразумевал опору на американские порты, уже тогда маловероятную, и снабжение крейсеров зафрахтованными пароходами в заранее определенных точках рандеву. Однако последнее, видимо, ради экономии и соблюдения секретности, до Афганского кризиса не отрабатывалось, поэтому с его началом офицерам и адмиралам пришлось импровизировать.

В рапорте от 6 июля 1885 года А.Е. Кроун отмечал: «Даже такие очень сильные, по настоящему времени, военные крейсера, как "Владимир Мономах", без достаточного количества топлива и неудобства, а для нас иногда и невозможности пополнения запаса угля даже из складов, ставятся в зависимость от быстро ходящих транспортов. И мы, и англичане все это поняли сразу. Англичане с этою целью зафрахтовали тотчас же временно несколько частных пароходов и разделили свои суда по отрядам, а не в одиночку»[562].



Пароход РОПиТ «Царица»

Так как в период кризиса адмирал располагал всего одним небольшим пароходом «Владивосток», снабжавшим скрывавшиеся в японских бухтах клипера, то на будущее он просил министерство разрешить ему использовать в качестве транспортов пароходы Добровольного флота «Москва» и «Россия», а также содействовать использованию пароходов РОПиТ «Царь» и «Царица».

Н.И. Скрыдлов для доставки угля и провизии собирался через «брата нашего вице-консула в Нью-Иорке, г. Петерсона, датского подданного… состоящего уже более шестнадцати лет поставщиком русских военных судов» зафрахтовать пароход, назначив ему рандеву в открытом море[563].

Л.К. Кологерас, стоявший с «Наездником» в Гавре, надеялся «питать себя призами», но не имел секретных крейсерских карт, позволявших выбрать для операций наиболее перспективные районы[564].

Н.И. Казнаков же писал Н.М. Чихачеву из Тулона 14 мая, что ему «трудно было составить какой-нибудь план, не зная ни планов, ни предположений министерства на случай войны, не имея понятия даже, где именно будет назначено поле моих действий, что от меня ожидается», но в итоге он «пришел к тому заключению, что если будет война, то я снабжал бы суда топливом в Америке, а провизиею — где случится». Далее адмирал заметил: «При этом я сделал бы то, что следовало бы еще при приготовлении к войне сделать самому правительству, т. е. вошел бы в соглашение с постоянным, доверенным поставщиком»[565].

Министерство же, застигнутое врасплох, и не старалось наверстать упущение, отчасти за недостатком средств, но в первую очередь по причине той неопределенности, которая царила на вершине пирамиды власти. Н.К. Гирс, до последнего времени старавшийся под влиянием И.А. Зиновьева и в угоду Александру III проводить жесткую линию, попытался смягчить ее, отказываясь от Пенде[566].

Военное министерство, вопреки общему настроению, продолжало подталкивать правительство к прежней политике, чреватой разрывом с Англией. Император, игнорировавший угрозу войны, ясных указаний министрам не давал. Моряки же, не располагая средствами на военные приготовления, старались скрыть действительное положение от неприятеля. 5/17 апреля И.А. Шестаков попросил Н.К. Гирса передать в Лондон, что вход во Владивосток минирован, но Н.К. Гирс не решился отправить депешу, пока не получил разрешения Александра III. А 6 апреля управляющий убедил царя, что пора начинать кампанию, не дожидаясь окончания вооружения всех судов[567].



1



2

Миноноски Балтийского флота: вооруженная аппаратом для мин Уайтхеда (вверху 1) и с шестовыми минами (внизу 2)

Через день последовало соответствующее высочайшее повеление, и команды перебрались на свои корабли. Работы пошли быстрее, хотя все необходимое приходилось доставлять по прорубленным во льду каналам. 11 апреля И.А. Шестаков обратился в Министерство финансов с просьбой открыть кредит в 650 000 руб. нз вооружение, и 16 апреля Н.Х. Бунге отдал распоряжение об этом Главному казначейству[568].

К концу месяца часть кораблей уже могла выйти в море по приказанию, но до полной готовности было еще далеко[569].

Весь апрель продолжалось в Кронштадте и Петербурге вооружение apтилерийских батарей и миноносок. Причем, назначенный начальником минного отряда контр-адмирал М.Д. Новиков доносил 18 апреля, что его подчиненным сильно мешает лед в Гребном порту, где хранились миноноски, и просил разрешения для очистки акватории, за отсутствием казенных, «нанять один из вольных паровых катеров, не более как на три дня, в противном же случае, — указывал он, — работа эта продлится от десяти до четырнадцати дней»[570].

Всего министерство могло рассчитывать в ближайшее время на 56 петербургских и 16 кронштадтских миноносок, из которых минами Уайтхеда были вооружены соответственно 13 и девять, остальные же — шестовыми. Однако работы затянулись, и только 14 мая из Петербурга в Кронштадт отправились 44 еще не готовые к бою миноноски[571].

Похожей была ситуация и на Дальнем Востоке. Стараниями А.В. Фельдгаузена к 10 апреля сообщение о минировании Владивостока передали консулам в Нагасаки, Шанхае, Сингапуре и Гонконге, а также посольствам в Пекине и Токио. Оно не вполне соответствовало действительности, так как к тому времени окончилась лишь начатая 4 апреля постановка «сетевого» заграждения из гальванических мин в восточном проходе пролива. Западный же, покрытый льдом, заграждали до 24 апреля. К постановке сфероконических мин приступили только 11 апреля. Три из шести миноносок Владивостокского порта начали кампанию 9-го, а остальные — 12 апреля, но лишь 23 апреля завершилась подготовка всех 18 боевых мин Уайтхеда, и отряд стал пристреливать их[572].

Вместе с тем, 17 апреля барон А.Н. Корф сообщил, что «вооружение Владивостока идет гораздо быстрее, чем можно было ожидать». По его словам, на батареях крепости уже стояло 15 готовых к бою орудий, 18 апреля предполагалось увеличить их число до 30, а 21-го — до 45[573].

Следует отметить, что отношения между начальствующими чинами Военного и Морского министерств на местах оставляли желать лучшего. Сказывался антагонизм, вызываемый прежде всего борьбой за власть в приморских крепостях. Так, с конца марта барон А.Н. Корф жаловался, что А.В. Фельдгаузен распоряжается во Владивостоке без его ведома, и 3 апреля П.С. Ванновский обратился к И.А. Шестакову, настаивая на сосредоточении власти в руках Приамурского генерал-губернатора. Управляющий Морским министерством согласился с ним, оговорив самостоятельность Тихоокеанского отряда и заметив, что А.Н. Корфу целесообразнее находиться во Владивостоке. Однако сделать это было непросто: 6 апреля барон телеграфировал, что до вскрытия льда на реке Уссури, ожидаемого дней через 12, он не в состоянии выбраться из Хабаровки[574].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морская политика России 80-х годов XIX века"

Книги похожие на "Морская политика России 80-х годов XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Роберт Кондратенко

Роберт Кондратенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Роберт Кондратенко - Морская политика России 80-х годов XIX века"

Отзывы читателей о книге "Морская политика России 80-х годов XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.