Федор Тютчев - Стихотворения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стихотворения"
Описание и краткое содержание "Стихотворения" читать бесплатно онлайн.
Ф. И. Тютчев – выдающийся представитель русской философской лирики ХIХ века, великий русский поэт, стихотворениями которого восхищался А. С. Пушкин.
Тютчев, не будучи поэтом «по профессии», писал на грани озарения, с сердцем, «полным тревоги», и оттого книга его стихотворений, по известному надписанию Фета, «томов премногих тяжелей». Лирика Тютчева проникнута страстной, напряженной мыслью, острым чувством трагизма жизни, отражает сложность и противоречивость действительности, часто в образах природы. Любовной лирике поэта свойственны исповедальность, осмысление любви как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели. Настоящее издание достаточно полно представляет поэтическое наследие Ф. И. Тютчева: в книгу вошли почти все стихотворения поэта – 365 из 404 известных.
В «бездне» – все предметы веры и вдохновенного созерцания, поскольку в ней все, что несовместимо с условиями человеческого разума. Уже одно то понятие, что вечно что-нибудь содержит невозможность для сознания «я», раз «я» не может не быть ограничено, иначе оно не было бы «я». Но вся сила в том, что и противоположное, что ничего не вечно для «я», невозможно, потому что раз оно «я», оно есть, и не быть для него невозможное сознание. Если такие невозможности – в сознании единой вечности, тем более оно есть в сознании вечности двойного «я» с предметным миром вдвоем: раз «вечно» значит то, чему нет начала и конца, как можно сознать две единицы, то есть не сознавать их единства и в то же время сознавать, что обе оне – без начала и конца?
Из этих невозможностей разум не выходит иначе, как сознавая, что в сознании вечности не может быть сознания условий разума, сознания «я», ибо само уже сознание вечность помыслило как нечто не имеющее условий и так самому же сознанию нельзя признавать в ней и своих собственных условий. Так сознание, сознав вечность, не может не уничтожить себя самого. И так само собой на место него возникает исступление или вера в деле вечного бытия. Исступление – переход к вечному бытию и отрицание себя. Вера – уверенность в вечном бытии без выхода из «себя», из сознания.
Когда с сознанием совместно нет веры, тогда разум, сознавая, что ему нельзя не уничтожиться в вечном бытии, сомневается в этом своем сознании. Ведь самая мысль: «сознанию нельзя не уничтожиться в вечном бытии, иначе это не было бы «вечно», есть такое «нельзя не», которое присуще лишь сознанию. Этому «нельзя не» нельзя быть опять-таки только по одному из условий того же сознания. Итак, сознав вечность, оно лишало всякой силы свои же собственные условия, и в этом своем предмете может, вернее, и может и не может признавать все: «нельзя не» для этого предмета то есть столько же, сколько «можно». Во всех этих «можно» относительно вечности единственный выбор делает вера; исступление же обращается ко множеству их зараз или порознь.
РГАЛИ, фонд 259, опись 3, № 11.
И Коневской
Комментарии
В настоящее издание вошли почти все стихотворения Ф.И. Тютчева – 363 из 404 известных (в т.ч. написанных на французском языке и приписываемых ему).
Все тексты печатаются по новейшему научно подготовленному изданию: Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма в 6 т. М., 2002–2005. Т. 1: Стихотворения 1813–1849. М., 2002; Т. 2: Стихотворения 1850–1873. М., 2003 (сост. и общ. ред. В.Н. Касаткиной; отв. ред. Л.Д. Громова-Опульская). Из других изданий стихотворений Тютчева наиболее авторитетными в текстологическом отношении и сохраняющими свою актуальность признаются – ПСС. 1933–1934. Т. 1–2; Лирика. 1965. Т. 1–2; ПСС. 1987.
Нижеследующие примечания преимущественно основаны на перечисленных изданиях; учтены также данные новейшей летописи жизни поэта (Летопись. Т. 1–2). Все неоговоренные даты – по старому стилю.
Список сокращений
Галатея — «Галатея», журнал литературы, новостей и мод, издаваемый Раичем. М., 1829–1830, 1839–1840.
Летопись. Кн. 1–2 — Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева / Науч. руководитель Т. Г. Динесман. Кн. 1. 1803–1844. М., 1999; Кн. 2. 1844–1860. М., 2003.
Лирика. 1965. Т. 1–2 – Тютчев Ф.И. Лирика. Т. 1–2 / Изд. подготовил К.В. Пигарев. М.: Наука, 1965 (серия «Литературные памятники»).
Новонайденные стихотворения. 1879 – Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева / Предисл. И.С. Аксакова. М., 1879.
Новые стихотворения. 1926 – Тютчев Ф.И. Новые стихотворения / Ред. и примеч. Г.И. Чулкова. М.; Л.: Круг, 1926.
ОЛРС — Общество любителей российской словесности при Московском университете.
ПСиП. Т. 1–6 – Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма в 6 т. М., 2002–2005.
ПСС. 1933–1934. Т. 1–2 – Полн. собр. стихотворений в 2 т. / Ред. и коммент. Г. Чулкова. Вступ. статья Д.Д. Благого. М.; Л.: Academia, 1933–1934.
ПСС. 1987 – Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений / Сост., подг. текста и прим. А.А. Николаева. Л., 1987 (Б-ка поэта, бс).
Северная лира. 1827 — Северная лира на 1827 год. Посвящается любительницам и любителям отечественной словесности Раичем и Ознобишиным. М., 1827.
Стих. 1868 – Стихотворения Ф. Тютчева / Подгот. И.Ф. Тютчев и И.С. Аксаков. М.: Тип. А. Мамонтова, 1868.
Соч. 1886 – Сочинения Ф.И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи / Подгот. Эрн. Ф. Тютчева, наблюдение за печатью А.Н. Майков. СПб., 1886.
Соч. 1900 – Сочинения Ф.И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи / Подгот. Эрн. Ф. Тютчева, А.А. Флоридов; предисл. И.Ф. и Д.Ф. Тютчевых. СПб., 1900.
Труды ОЛРС – Труды Общества любителей российской словесности при Императорском Московском университете. М., 1812, 1816–1826.
Урания. 1826 — Урания. Карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности, изданная М. Погодиным. М., 1826.
«ВСЕСИЛЕН Я И ВМЕСТЕ СЛАБ…» 1810-е. Впервые – Новые стихотворения. 1926. С. 85. Датируется 1814–1815 гг. или концом 1810-х. Согласно помете в автографе, это перевод, но источник его не установлен. В первых строках – перекличка со стихами Г.Р. Державина: «Я телом в прахе истлеваю, / Умом громам повелеваю, / Я царь – я раб – я червь – я бог» (ода «Бог», 1784).
ПОСЛАНИЕ ГОРАЦИЯ К МЕЦЕНАТУ, В КОТОРОМ ПРИГЛАШАЕТ ЕГО К СЕЛЬСКОМУ ОБЕДУ. <Февраль 1819>. Впервые – Труды ОЛРС. 1819. Ч. 14. Стихотворения. С. 32–36. Первое опубликованное стихотворение Тютчева. Вольный перевод оды римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65–8 до н.э.), обращенной к его покровителю Гаю Цильнию Меценату (Оды, Кн. III, 29). Перевод длиннее оригинала, причем Тютчев убрал все древнеримские реалии, распространил речь о добродетелях государственного мужа и внес чуждые подлиннику религиозно-дидактические мотивы (см. со слов «Благоговейте, персти чада!»). Стихотворение было прочитано на заседании ОЛРС 8 марта 1819 г. Крины – лилии. Кастальские девы – музы. Пенат (римск. миф.) – бог-хранитель домашнего очага. Небесный лев – созвездие Льва, знак августа. Сильван (римск. миф.) – бог леса и дикой природы, отождествлявшийся с греч. Паном. Фемиды жрец – судья. Отец природы – в оригинале здесь Юпитер, верховное божество. Нот — южный ветер.
УРАНИЯ. <Июль 1820>. Впервые – Речи и отчеты Императорского Московского университета. М., 1820. С. 1–6; вышел также отдельный оттиск с титульным листом (М., 1820). Стихотворение было прочитано на торжественном годовом собрании Московского университета 6 июля 1820 г. Перекликается с приуроченными к университетским торжествам стихотворениями А.Ф. Мерзлякова, в которых также оптимистически освещаются роль и судьбы наук и искусств в истории человечества («Ход и успехи изящных наук», 1812; и др.). Из других русских сочинений аналогичной тематики к тютчевскому ближе всего стихотворение Н.М. Карамзина «Поэзия» (1792). Урания – «небесная», в греч. мифологии муза астрономии; здесь олицетворение Премудрости (Софии). Дщери Мнемозины (греч. миф.) – девять муз, дочери персонифицированной памяти. Хариты (греч. миф.) – богини изящества и привлекательности, соответствуют римским Грациям. Урании остров – аллегория странствующего во времени «храма наук», в ближайшем смысле – Московский университет. Аквилон — северный ветер. Фарос — здесь: маяк. Небесныя храм – т.е. храм Урании, в котором она как Мудрость окружена девятью (по числу муз) аллегорическими фигурами: Мир, Суд правый, Страх Божий, Благосердие, Верность, Любовь к отчизне, Доблесть, Терпенье и Труд. Вавилон, Фивы (египетские) и Персеполь (столица древнеперсидского царства) – в древности эти города были центрами культа солнца; статуя Мемнона возле Фив некогда издавала гармонический звук при появлении солнечных лучей. Эгея на брегах – на берегах Эгейского моря. Певец слепой – легендарный греческий поэт Гомер (VIII в. до н.э.); среди приписываемых ему сочинений есть несколько гимнов к Аполлону, богу солнца. Удары… Ареевой десницы – то же, что Марсов гром, т.е. действия бога войны. Лебедь Мантуи – римский поэт Вергилий (Публий Вергилий Марон, 70–19 до н.э.), уроженец Мантуи; с рассказа о гибели Трои злосчастной начинается его поэма «Энеида». Сатурн – здесь: олицетворение времени. Феррарский орел – итальянский поэт Торквато Тассо (1544–1595), долго живший в Ферраре, автор поэмы «Освобожденный Иерусалим» о первом крестовом походе 1096–1099 гг. Храм Солимы – Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Таг – Тахо, главная река на Пиренейском полуострове. Младой Певец – португальский поэт Луис де Камоэнс (1524–1580), автор поэмы «Лузиады» о плавании Васко да Гамы в Индию. Два гения – английский поэт Джон Милтон (1608–1674) и немецкий поэт Фридрих Готлиб Клопшток (1724–1803): первый гремел паденье человека в поэме «Потерянный Рай», второй – благовестил спасенье в евангельской эпопее «Мессиада». Росский Пиндар – М.В. Ломоносов, называемый так по аналогии с греческим одописцем Пиндаром (VI – V вв. до н.э.) и прославлявший царя-героя Петра I и царствование императрицы Елизаветы Петровны. Аракс – здесь: Волга, на берегах которой, под Казанью, родился Г.Р. Державин, Певец Фелицы, т.е. императрицы Екатерины II. На троне Человек – слова из стихотворения Державина «На рождение в Севере порфирородного отрока» (1779), т.е. будущего царя сердец Александра I. Закрылись Януса врата – т.е. установился мир после победы над Наполеоном в 1815 г. И здесь, где все – от благости твоей… – в Московском университете, обновленном после пожара Москвы 1812 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стихотворения"
Книги похожие на "Стихотворения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Федор Тютчев - Стихотворения"
Отзывы читателей о книге "Стихотворения", комментарии и мнения людей о произведении.