Наталья Александрова - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.
Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».
Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.
Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.
В основе китайского календаря лежит шестидесятеричный цикл, записываемый при помощи знаков из двух последовательностей: десяти «небесных стволов» (гань) и двенадцати «земных ветвей» (чжи). Через каждые шестьдесят дней (или других календарных единиц) сочетания знаков повторяются. Нечетные знаки «стволов» сочетаются с нечетными же знаками «ветвей». Аналогичным образом дело обстоит с четными знаками той и другой последовательности. Поэтому на таблице все необходимые сочетания легко располагаются подобно шашкам на шашечной доске (см. табл.).
Метод «стволов» и «ветвей» использовался не только при счете дней. «Земные ветви» применялись также при счете часов и счете месяцев, и даже лет, хотя определенно шестидесятилетний цикл появляется в позднеханьское время. Зато о лежащем в его основе двенадцатилетнем цикле Юпитера есть сведения от эпохи «Вёсен и осеней» (Чуньцю).
Производя сложнейшие вычисления при помощи стеблей тысячелистника, древние составляли понятия о больших промежутках времени, таких как «юань» (эра, созвучно греческому «эон») — до 10 800 лет; «тун» (1539 лет), «цзи» (1520 лет). Эти длительные промежутки охватывают кратные им малые периоды, а именно: «бу» (76 лет) и «чжан» (19 лет). Последний упоминается в «Книге Перемен» («И цзине»). Таким образом, вся китайская система исчисления времени может оказаться гораздо более древней, чем мы себе представляем.
Культ предков и Шанди
Почитание предков составляет основу религиозного культа в Древнем Китае. Представления о переселении души после смерти существовали здесь предположительно уже в эпоху неолита. Обряды же, связанные с этим культом, сложились не позже шаниньского времени. О том, что они тогда определенно существовали, свидетельствуют многочисленные гадательные надписи. Жертвы приносились Шанди, умершим правителям, их женам, министрам и т. д.
Шанди («Высочайший император») — верховное божество в государстве Шан-Инь. Пребывающий на небе Шанди воспринимался древними как прародитель правителя и родоначальник его дома и, будучи личным божеством, оказывал, по их представлениям, прямое влияние на судьбу своих потомков. Царствующий представитель династии посредством жертвоприношения и обращения к оракулу устанавливал связь с божеством. Когда в западночжоуский период предметом религиозного почитания все чаще становилось Небо, Шанди утратил прежнее значение, но многое из того, что считалось ему свойственным, стало приписываться Небу.
Гадания
Обращение к оракулу путем прокаливания костей и осмотра образующихся трещин прослеживается в Китае со времени культуры Луншань. В период Шан-Инь эта форма гадания достигла расцвета. Однако теперь гадания уже совершались одновременно и по панцирю черепахи, и при помощи стеблей тысячелистника. Этот последний вид гадания приобрел законченную форму в чжоуский период.
О гаданиях рассказывают надписи на гадательных костях, позволяющие также извлечь необходимые сведения об истории государства Шан-Инь. В полном виде надписи содержат дату гадания, имя гадателя, заданный оракулу вопрос, ответ на него и примечание, свершилось или нет предсказываемое событие. Пример такого текста: «В день цзи-мао гадатель Цзюэ задал вопрос: „Будет ли дождь?“. Ван прочел ответ: „Будет“. В день жэнь-у действительно пошел дождь». Большинство надписей содержат, однако, лишь часть сведений такого рода.
Древние гадали о природных явлениях (затмениях, дожде, ветре, снеге). Они обращались к оракулу, отправляясь в путь, собираясь на охоту, готовясь к военному походу; спрашивали о жертвоприношениях и т. д. Способы и символы гадания на стеблях тысячелистника в шанскую эпоху, очевидно, отличались от известных по более позднему времени, в частности, из «Книги Перемен».
Бронзовые сосуды
В эпохи Шан-Инь и Чжоу для жертвоприношений в Китае употреблялись главным образом бронзовые сосуды, чаши, блюда и т. д. Сохранившиеся в большом количестве и доныне, такие сосуды украшались великолепным орнаментом. Исходя из формы сосудов, можно выделить их различные виды: алтарные треножники (дин и ли), служившие для приготовления пищи; сосуды для проса (гуй) и жертвенной пищи (доу), сосуды для омовения (и), кувшины для вина (ху), винные чаши и кубки (цзя, цзюэ) и др.
Изготовленные в разное время, они различаются по форме и стилю, и искусствоведы выделяют три периода их эволюции: 1) с середины и до конца II тысячелетия до н. э. преобладают грубые, нескладные формы, преимущественно с животным орнаментом (особенно «таоте»), и резкий, заполняющий целиком поверхность сосуда геометрический узор; 2) в первой половине I тысячелетия до н. э. оказывается предпочтение более мягким формам; животный орнамент растворяется в геометрическом узоре, заметно больше изящества в отделке; 3) примерно с середины VI и до конца III в. до н. э. (так называемый «упадочный стиль» — хуай цзофэн) ярче выражены местные особенности, разнообразней и утонченней орнамент (встречается узор из сплетающихся полос). Появляются изобразительные мотивы (охота, батальные сцены, картины повседневной жизни), попадаются инкрустации из драгоценных металлов.
Позже, в эпоху Хань, бронзовые сосуды утрачивают свое значение и уступают место керамическим и лаковым сосудам. Надписи на бронзовых сосудах, из которых мы узнаем «о военных подвигах и административной деятельности тех, для кого отлиты сосуды… о передаче им территорий и зависимых людей», делают их незаменимым источником исторических сведений о чжоуской эпохе.
Надписи на бронзе
Такие надписи датируются от эпохи Шан-Инь и до ханьского времени. Те, что относятся к шанской эпохе, обычно состоят всего из нескольких знаков; чаще всего, как полагают исследователи, из родовых или фамильных символических обозначений. Однако иногда они оказываются гадательными символами. Как правило, сосуды изготовлялись для представителей знати, чтобы ознаменовать почести или дары, оказанные и пожалованные им за службу ваном (правителем); чтобы увековечить это событие и уведомить о нем духов предков. Многие надписи касаются назначений на государственную службу, указов верховного правителя, торгового обмена, военных действий, передачи земельных владений и т. д. Иногда они рифмуются и часто бывают довольно длинными.
При всей трудности их прочтения такие надписи являются важным источником данных исторического и палеографического характера. Со времени правления династии Цинь бронзовые сосуды утрачивают прежнее значение. Надписи циньского и ханьского времени содержат большей частью лишь краткие благопожелательные формулы. Таковы, в частности, надписи на бронзовых зеркалах.
Ранний период китайской истории, отраженный в преданиях
Ранний, легендарный, или мифический период истории мы понимаем не как некую, поставленную вне исторического времени, созданную народной творческой фантазией, воспетую сказителями идеальную эпоху, исторические сведения о которой тоже основываются на преданиях, но как реально и не бесконечно глубоко в прошлом существовавшую стадию китайской истории.
Эра пяти добродетельных императоров
В Китае сохранилось предание о начальной эре, когда правили пять добродетельных императоров (у ди). Обычно перечисляются имена: Фуси, Шэньнун, Хуанди, Яо и Шунь. Рассказывается, что Фуси приобщил народ к охоте и земледелию и создал «восемь триграмм» (числовых символов), которые вошли затем в «Книгу Перемен» («И цзин»), В легендах Фуси выступает и часто изображается вместе с Нюйва (женским божеством), укрепившей в те незапамятные времена готовый обвалиться небесный свод.
Шэньнун («Божественный землепашец») научил людей земледелию и изобрел плуг. Он также знал лекарственные свойства растений. Миф о Хуанди («Желтом императоре») появляется сравнительно поздно. Этому правителю приписывается изобретение топора, лука и стрел. Он же научил людей отливать колокола, изготовлять алтарные треножники, сверлить колодцы, мастерить колесницы и выдалбливать лодки, умел делать и музыкальные инструменты. С именем Хуанди связывают иногда появление одной из таблиц «Книги Перемен» — Хэ ту («Схемы с реки Хуанхэ»), на которой числа (от 1 до 10) расположены попарно в центре и по сторонам света.
Яо, правивший, по преданию, сто лет, считается, по учению Конфуция, образцом добродетельного правителя, так же, как и Шунь, о котором сказано, что он отличался необычайным трудолюбием.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.