Наталья Александрова - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.
Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».
Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.
Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.
Буддийские ступы из Санчи
В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке — здесь выросли монументальные каменные сооружения, которые можно увидеть и в наши дни.
Во II в. до н. э. была построена древнейшая ступа в Санчи, охваченная каменной оградой; здесь сохранились рельефные изображения весьма архаичного образца. Сооружение большой ступы в Санчи относится к I в. до н. э. Большой каменный купол ступы окружен высокой оградой с четырьмя воротами по сторонам света. Архитектура ограды и ворот воспроизводит деревянные конструкции. Ворота обильно украшены скульптурой и рельефами, изображающими обряды поклонения святыням, эпизоды буддийских легенд, а также многочисленных слонов, львов, коней, птиц, якш и карликов.
Скульптура Гандхары
Древняя Гандхара располагалась в Северо-Западной Индии, значительная ее часть в настоящее время находится на территории Пакистана. Именно здесь в рассматриваемый период сложился особый стиль в архитектуре и скульптуре, и потому искусствоведы и историки ведут речь о гандхарском искусстве и гандхарской скульптуре.
В силу своего географического положения область Гандхары была наиболее подвержена влияниям иных, неиндийских культур: именно северо-западная часть Индии принимала на себя волны иноземных завоеваний, которые особенно активно развивались в последние века до нашей эры и в первые века нашей эры.
В первую очередь это было греко-бактрийское вторжение, вследствие которого Гандхара оказалась вовлеченной в сферу влияния эллинистической культуры. Так, раскопками в древнеиндийском городе Таксиле была раскрыта как светская, так и храмовая архитектура эллинистического характера; среди находок присутствует скульптура, изображающая античных персонажей и выполненная в античных традициях.
Однако понятие «гандхарского искусства» в первую очередь подразумевает искусство буддийского содержания — изображения Будды, бодхисаттв, эпизодов из жизни Будды и из джатак. Своеобразие этой скульптуры определяется сильным влиянием эллинистической традиции, что проявляется и в расположении фигур на рельефах, и в манере воспроизведения складок одежды, облегающей фигуры персонажей, и в моделировке лица. Так, на лице Будды линия носа продолжает линию лба, что побудило некоторых авторов сравнивать эту скульптуру с античными изображениями Аполлона.
Сама традиция изображения Будды в образе человека возникает именно в ганхарской школе — в более раннем буддийском искусстве Будда присутствует лишь в виде символов — следов его ног, знака колеса и т. п. Выработанный гандхарской школой канон изображения Будды предполагает три основных типа: стоящий Будда с поднятой правой ладонью (знак доверия и доброжелательства), сидящий Будда — в позе размышления, и лежащий — «Будда в нирване». На голове Будды — выступ (знак мудрости), укрытый прической, на лице — сдержанная улыбка, фигура обычно фронтальна, лишь жесты рук и расположение складок одежды нарушают ее симметрию.
Такие статуи обычно располагались в нишах, включенных в архитектуру культовых сооружений; стены ступ и окружающих их построек также были украшены многочисленными рельефами. К примеру, на рельефе, изображающем эпизод прощания Сиддхартхи с конем Кантакой, центральное место занимает фигура коня, который лижет ноги своего хозяина, здесь же стоит огорченный слуга царевича и бодхисаттва, сопровождающий будущего Будду; окружающий эту сцену лес представлен в виде фигур древесных духов — якш.
Скульптура гандхарской школы достигает наивысшего развития в кушанский период, когда происходит наиболее активное распространение буддизма; в это время наблюдается и распространение традиций этого искусства в других регионах Центральной и Средней Азии, охваченных кушанским влиянием.
Индуизм
Религия индуизма формировалась примерно на рубеже нашей эры; начиная с эпохи Гуптов до нас дошли первые сохранившиеся индуистские храмы. В отличие от буддизма и джайнизма, которые возникли как религиозно-философские системы, имевшие своих основателей, индуизм вырос естественным образом из традиций брахманской религии в соединении с народными верованиями. Философские системы индуизма разрабатывались позднее.
В основе индуизма заложено ревностное почитание богов («пуджа») на основе страстного чувства преданности ему («бхакти» — обожание божества). В повседневной жизни предписано неуклонное выполнение своего предназначения, долга в семье и обществе, многочисленные обряды поклонения божествам, которые совершаются и поныне. К изображению божества приносят пищу, гирлянды цветов, зажигают и раскачивают светильники. В определенные дни статую божества выносят из храма для ритуального омовения, возят по улицам на высокой повозке в сопровождении праздничного шествия. Формирование религии индуизма происходило постепенно — лишь со времени империи Гуптов можно уже говорить о сложившемся индуистском культе.
Индуистский пантеон достаточно велик, но на первое место выдвигаются два главных божества — Вишну и Шива. Предпочтение в поклонении одному из этих двух богов породило разделение сторонников индуизма на два главных направления, или секты. Тех, кто поклоняется в первую очередь Шиве и считает прочих богов второстепенными, называют шиваитами, а тех, кто отдает первенство среди богов Вишну — вишнуитами. Многие божества оставались еще со времен ведийской религии и почитались примерно в том же образе: Сурья, Яма, Кама и другие. Помимо великих богов, в индуизме поклонялись и полубожественным существам, которые также имели древнее происхождение. Среди них почитались гандхарвы, апсары, а также многочисленные духи — такие, как якши и наги.
Священными книгами индуизма считаются как веды, так и произведения эпической литературы — «Махабхарата» (где особенно большое значение придается «Бхагаватгите») и «Рамаяна»; почитаются также пураны и другие тексты. Философское учение индуизма складывалось в среде ученых-брахманов и в начале нашей эры оформилось в систему «шести даршан».
Строительство индуистских храмов развернулось, по-видимому, около рубежа нашей эры, и первоначально они были деревянными. Каменное зодчество индуизма входит в пору расцвета в эпоху Гуптов. Индуистский храм возводился на цоколе; главная часть храма — святилище, заключающее в себе изображение божества; входили в храм через портик. Ранние храмы имели плоскую крышу, затем складывается традиция воздвигать над святилищем высокую башню, покрытую каменной резьбой.
Вишну — Кришна: аватары и спасение мира
Милосердное и самоотверженное божество индуизма Вишну совершает подвиги во имя своей любви к людям. Мифологический образ Вишну часто встречается на изображениях в виде лежащего божества, ложем которому служит свернувшийся кольцами огромный змей Шеша. Шеша плавает на поверхности океана, а из пупка божества тянется огромный стебель с раскрывающимся цветком лотоса, в котором появляется бог-творец Брахма.
Также бога Вишну представляют летящим верхом на мифической птице Гаруде. В мифах и изображениях Вишну предстает и в других, самых разных обликах, из которых наибольшей популярностью пользуются Кришна и Рама.
Вишну неоднократно являлся в мир земной, чтобы спасти людей от бедствий. Поэтому сложилось представление об аватарах — воплощениях милостивого бога в облике каких-либо земных существ. Насчитывают 10 основных аватар Вишну: рыба, которая спасла мир от потопа; черепаха, спасшая утонувшие в океане святыни; вепрь и человек-лев, победившие демона; карлик, завоевавший мир; воин Парашурама, а также Рама, Кришна, Будда и Калки — воин на белом коне, который в будущем истребит злодеев.
Так, миф об аватаре Вишну в образе черепахи повествует о том, что во время мирового потопа утонули в океане ценности богов, из которых самая важная амрита — напиток бессмертия. Тогда самоотверженная черепаха огромных размеров опустилась на дно океана; на спину ей боги водрузили гору, а к ней привязали большого змея. Держа змея за хвост, они стали пахтать океан, отчего амрита всплыла на поверхность вод.
Почитание Вишну в виде таких аватар, как Рама и Кришна, было окружено особым культом, связанным со своей мифологией и обширной литературой. Супруга Вишну, богиня счастья и красоты Лакшми, родилась из океана с цветком лотоса в руках.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.