Юрий Степанчук - Звезда и ключ Индийского океана

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Звезда и ключ Индийского океана"
Описание и краткое содержание "Звезда и ключ Индийского океана" читать бесплатно онлайн.
В книге очерков Юрия Степанчука, работавшего длительное время на Маврикии, рассказывается о встречах с маврикийцами, об истории и современных проблемах страны. Большое внимание уделяется культуре и фольклору, былям и легендам, сложившимся на острове, оказавшемся на перекрестке интересов европейских государств и заслужившем название «гнезда корсаров».
Избранная автором форма изложения позволила ему создать яркую картину жизни маврикийцев, их труда и быта. Читатель познакомится с островом, где созданный природой «рай» не приносит счастья большинству маврикийцев.
Сейчас на Маврикии 75 храмов санатанистов. В 1898 году произошло первое паломничество нескольких индусов к озеру Гранд-Бассин, которое, как они считали, связано с водами священного Ганга. С тех пор паломничество осуществляется каждый год в феврале, в праздник Маха Шиваратри. Идеи общества Арья Самадж на Маврикий завезли несколько индийских солдат, оставшихся служить на острове. Среди маврикийцев сразу же нашлись его приверженцы, однако глубокие корни оно пустило только после того, как это движение поддержал прибывший па Маврикий адвокат Манилал. Первое общество маврикийских последователей Арья Самадж было создано в 1910 году.
Влияние его идей нашло свое отражение на острове во многих областях, и в первую очередь в языке. Начали создаваться школы по изучению и популяризации хинди. Сейчас насчитывается около 100 таких школ. Общество особое внимание уделяет заботе о детях и работе с молодыми индомаврикийцами. В последние десятилетия активность сторонников Арья Самадж возросла. В 1973 году на Маврикии проходил международный конгресс этого движения; для участия в нем прибыли 1000 иностранных делегатов, в том числе 800 из Индии.
Сторонники Арья Самадж на Маврикии выступают против кастовости, которая на этом острове имела сильные позиции, были времена, когда индийское население делилось на 30 каст. Активная деятельность общества способствовала ослаблению кастовости, хотя деление на касты полностью не исчезло. Оно используется в политических целях, особенно во время предвыборных кампаний.
Помимо древнеиндийского эпоса иммигранты привозили с собой на Маврикий традиционные музыкальные инструменты. В редкие свободные от работы часы индийцы играли на них, и мелодии уносили их на родину, в далекую Индию, принося хоть немного радости в их тяжелую жизнь.
В поддержании индийских культурных традиций большое значение имели организуемые в деревнях театральные представления. Посвящавшиеся ранее отдельным религиозным праздникам, сейчас они утратили свое религиозное содержание и представляют собой одиу из форм сценической культуры индомаврикийцев. Исполнители — и основном простые крестьяне, чаще деревенская молодежь. Сопровождаемые индийскими песнями и танцами, эти представления привлекают не только индийское население, но и население других общин, живущее в сельской местности. В последние годы во время деревенских праздников организуются спортивные соревнования, в которых участвуют команды от разных деревень и спортивных молодежных клубов.
Возрождение индийской культуры на Маврикии началось в 1947 году — в год завоевания Индией независимости. Эго знаменательное событие стимулировало национальное чувство иидомаврикийцев и было для них важным фактором политической и культурной жизни.
С течением времени новые поколения индомаврикийцев все больше проникаются идеями современной Индии, Индии Рабиндраната Тагора и Махатмы Ганди, Джавахарлала Неру и Индиры Ганди. Однако сейчас любовь к Индии в сердцах индомаврикийцев занимает такое же место, как и любовь к Маврикию, давно ставшему для них родиной. И, возможно, без сохранения богатой индийской культуры и дальнейшего ее развития невозможно создание общемаврикийской культуры.
Среди индийцев Маврикия больше всего бихарцев (бходжпуров) и хиндустанцев, далее по численности идут тамилы (80 тысяч). Первые тамилы были привезены на остров из Южной Индии еще при Лабурдоннэ, и их иммиграция продолжалась вплоть до первой четверти XX столетия. Они работали в качестве каменщиков, занятых в строительстве столицы, плотников и кузнецов, участвовавших в сооружении порта. О высокой квалификации тамильских мастеров говорит хотя бы то, что они без посторонней помощи занимались планировкой улиц и прокладкой мостовых в Порт-Луи. Среди тамилов, привезенных на Иль-де-Франс, были также ювелиры, слесари, корабелы на верфях, построенных в первые годы французской колонизации. Все крупные сооружения острова — казармы, арсеналы, акведуки, правительственное здание, украшающее Порт-Луи еще и сейчас, возведены руками тамилов.
Первоначальные королевские указы допускали на острове только одну религию — католическую. Однако, вероятно, в связи с заслугами тамилов Пьер Пуавр в 1771 году разрешил им построить храм в районе Памплемуса. В нем тамилы праздновали свой первый на острове праздник Кавади. К концу 1870 года были сооружены храмы в Порт-Луи и в других местах.
После английской оккупации Маврикия тамилы стали привлекаться к административной службе, они становятся также коммерсантами, землевладельцами.
Тамилы были первыми после французов организаторами типографий на Маврикии. Газета «Ле Морисьен», выходившая на французском языке, предоставила свои страницы для публикации статей и объявлений на тамильском языке, и первые объявления тамилов появились в 1843 году. В конце шестидесятых годов XIX века на острове выходила газета на тамильском языке, а к концу этого же столетия на Маврикии работали две типографии, принадлежавшие тамилам.
Вирасами Рингаду, тамил, один из двух первых министров и министр финансов в правительстве С. Рамгулама, основал журнал «Голос тамила», целью которого была прежде всего публикация лучших образцов тамильской литературы и произведений современных тамильских писателей.
Особенно много сделали тамилы в области образования. Уже в первые годы XIX века они открыли начальную школу, колониальную академию и техническое училище, в которых преподавание велось на тамильском языке. К 1868 году на острове было уже 18 начальных школ. Для обучения своему языку тамилы организовали вечерние школы во многих деревнях и при некоторых сахарных заводах. Сейчас тамильский язык входит в программу всех начальных школ острова.
Тамильский язык обогатил креольский, в который в настоящее время входят многие тамильские слова и выражения.
Образование на Маврикии тамильских социально-культурных, музыкальных и театральных ассоциаций усилило значение традиционного наследия тамилов, носителей древней дравидийской культуры Индии.
На политическую, экономическую и культурную жизнь Маврикия заметное влияние оказывает и мусульманская община. Значительная часть оптовой торговли и ряд предприятий, продукция которых ориентирована на экспорт, находятся в руках мусульман.
В этническом отношении мусульмане на Маврикии ничем не отличаются от других иммигрантов из Индии, длительное время они составляли часть единой в политическом отношении индийской общины. Многие иммигранты-мусульмане работали вместе с индуистами на плантациях сахарного тростника и на сахарных заводах. Мусульмане, так же как индуисты на Маврикии, активно боролись за лучшую жизнь всех выходцев из Индии.
Известно, что они восторженно приветствовали приезжавшего на остров Махатму Ганди и помогали Манилалу организовать выпуск газеты «Хиндустани», которая была использована в борьбе за права всех трудящихся Маврикия независимо от их вероисповедания.
Образование двух государств — Индии и Пакистана, сопровождавшееся кровавыми столкновениями, вызвало напряжение в среде индомаврикийской общины. Именно в результате этих событий из индийского населения острова выделилась мусульманская община, а большинство выходцев из Индии — последователей других религий, образовали общину индомаврикийцев.
Мусульманская община Маврикия, не разделенная на касты и религиозные течения, представляет собой более сплоченную общность людей, чем индомаврикийцы, что проявляется в политической и культурной жизни острова. Вся жизнь мусульман концентрируется вокруг мечетей, главная из которых, Джамма, построенная в 1853 году, находится в Порт-Луи.
Всего на Маврикии около 100 мечетей на общину, численность которой оценивается в настоящее время в 150 тысяч человек. Каждая мечеть имеет свою медресе, или школу, в которой детям дается религиозное образование, в них обучают арабскому языку, знание которого, по мнению мусульманских законоучителей, очень важно, так как оно дает возможность читать Коран в подлиннике.
Если другие маврикийские общины, хотя и связаны симпатиями со странами, откуда произошли их предки (Францией, Индией), все больше склоняются к идее образования единой маврикийской нации, то для мусульман этот процесс затруднен политикой руководителей, старающихся держать рядовых верующих в рамках ислама, который определяет обычаи и образ жизни. Однако время не обходит стороной и эту общину: на Маврикии много молодых мусульман и представителей мусульманской интеллигенции, которые разделяют прогрессивные идеи современности, и мусульманами их можно назвать только условно. Процесс расслоения, поляризации захватывает и мусульманскую общину.
Прежде чем закончить описание маврикийской этнической, культурной и религиозной мозаики, необходимо упомянуть о китайской общине. В 1977 году, согласно переписи, на Маврикии проживало 25 тысяч китайцев, и они составляли 2,7 процента населения. Длительное время занимаясь коммерцией, китайцы смогли скопить капиталы, позволившие им добиться успехов и в других областях экономики.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Звезда и ключ Индийского океана"
Книги похожие на "Звезда и ключ Индийского океана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Степанчук - Звезда и ключ Индийского океана"
Отзывы читателей о книге "Звезда и ключ Индийского океана", комментарии и мнения людей о произведении.