Алексей Прохоров - Человек

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человек"
Описание и краткое содержание "Человек" читать бесплатно онлайн.
- Проверим.
Если это Бог, Он должен оставаться неизменным всегда и везде. Но то, что позволяет некоторым жителям Крайнего Севера их совесть, наша - никогда не позволит нам. И, напротив, их будет мучить совесть за что-то несделанное, как и нас за это же, но сделанное.
Еще: Я что-то говорил или делал вчера - совесть молчала. Сегодня мне помогли увидеть, что это неверно, плохо. С этого момента совесть уже не позволит мне повторять вчерашнее. Если это - Бог, почему Он не судил меня вчера, или не видел, что я был не прав, и заговорил лишь сегодня?
Послушаем Библию о совести:
«Имея добрую совесть» (1Тим. 1,19) Значит, может быть и недобрая. «Осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1,15) «Кровь Христа очистит совесть вашу» (Евр. 9,14) «... с совестью, признающею идолов» (1Кор. 8,7).
Больше того:
«Очистивши сердца от порочной совести» (Евр. 10,22).
Так где же здесь Божество?
Это что-то наше с вами, что мы должны содержать в порядке и одновременно прислушиваться к нему. Так что же такое совесть? Давайте поступим по совету Библии: «Копал, углубился и положил основание на камне». Уберем наносный слой и попытаемся разглядеть механизм совести.
Вернемся к самой первой схеме.
Дух - это место обитания Бога. Но безбожник не имеет такого жильца в себе.
У него есть свой бог, какой-нибудь ИДЕАЛ. Это тот, кого человек добровольно избирает своим богом, желает быть похожим на пего, подражает ему. Это лучший образец в его представлении, на который он равняется.
Функция совести заключается в том, чтобы регулировать отношения между душою и духом, а точнее - между разумом и Богом, или идеалом. Она постоянно указывает разуму на того, кого он избрал своим богом и позволил ему занять горницу духа. Она говорит:
«А он бы не так поступил»
«А он никогда бы так не сказал»
«А он бы пошел другим путем»
«Ведь ты его добровольно избрал своим образцом? Будь добр поступать, говорить и мыслить, как он».
И мы перестраиваемся, желая подражать своему идеалу. В итоге совесть подгоняет нас под избранный нами образец, делает нас похожими на него. А идеалы бывают разные,
«так как есть много богов и господ много» (помимо Единого) (1Кор. 8,5).
У начинающего физика - Эйнштейна или Курчатова, у деятелей искусств - свои боги. У политиков - свой. Даже у жуликов и то есть идеалы «по роду своему».
И кто бы ни был избран человеком в качестве бога и занял его дух - истинный ли Бог, человеческие ли идеалы и боги - совесть будет беспристрастно указывать разуму на того, кого он избрал своим образцом, сходства с которым он желает достигнуть. И сколько богов, столько видов и совести: и «признающая идолов», и «скверная», и «нечистая», или же «чистая» «свободная».
Совесть будет вести человека к полнейшему сходству с его идеалом.
Мы узнали первое условие, от которого зависит совесть: «КТО НАШ БОГ?»
Но все человеческие боги и идеалы, даже самые лучшие, несовершенны, а значит не может быть совершенным и сам человек, и заодно и совесть его, зовущая к несовершенному образцу.
Но вот в духе человека поселяется совершеннейший образец - Христос. Это тот, в ком самые придирчивые критики не отыскали еще ни одного темного пятна. Христианин может теперь доверяться своей совести смелее. А почему не полностью? Потому, что здесь второе условие:
«СКОЛЬКО МЫ ЗНАЕМ ЕГО?»
Например: вчера я пользовался какой-то фразой и совесть не судила меня, сегодня, познавая Христа в Писании, я прихожу к выводу, что Он никогда бы так не говорил, как я. Получив это знание, совесть больше не позволит мне произнести ту же фразу. Так же обстоят дела с мыслями и поступками. Поэтому, чем больше я познаю Христа, тем лучше указывает моя совесть мне на ньюансы Его безгрешной личности, судит мои мысли, слова и дела и ведет меня путем преображения в Его образ. А это дает больший простор Его Духу освящать меня и мою совесть.
«Кровь Христа очистит совесть вашу» (Тит. 1,15).
Итак, два условия: КТО ЖИВЕТ ВО МНЕ и СКОЛЬКО Я ЗНАЮ ЕГО? В свете наших рассуждений становится более понятным приглашение Христа:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
Познание Христа, как это прекрасно! Человек, отведавший это замечательное духовное блюдо, не потянется больше к «чечевичной похлебке» человеческих мудрствований вокруг главнейших вопросов бытия. Он вместе с Апостолом Павлом скажет:
«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего... чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения из мертвых» (Фил. 3,8.10-1).
Совесть - это такой чувствительный и хрупкий прибор, помещенный между душою и духом. К его показаниям мы должны быть очень внимательны, обязаны беречь и содержать в порядке и временами сверять с эталоном непорочной совести Христа.
«Подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть» (Деян. 24,16).
Ее можно сравнить с манометром на паровой турбине. Турбина не остановится, если повредить манометр или не обращать на него внимания, но это приведет к тяжелым последствиям. Совесть - это, как уже сравнивалось, стрелка компаса на корабле, и если ею пренебрегать, тоже будет беда.
«Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1Тим. 2,19-20).
Этих пренебрежение к совести завело так далеко от истины, что они, будучи христианами, начали богохульствовать.
Пренебрежение к совести может увести еще дальше - на путь вражды с Богом, вразрез с Его учением, и, похоже, они не испытывают каких-то угрызений совести:
«Через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим. 4,2).
Вероятно, сгорает в сознании что-то, следящее за показаниями совести, или же не выдерживает сама совесть и перестает угрызать человека. Такие обычно заходят очень далеко.
Рогозин назвал совесть «Верховным трибуналом, непрерывно заседающим в человеке».
Дай Бог нам почаще являться на суд своей совести, не дожидаясь суда извне:
«Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью» (1Кор. 10,29).
Совесть, наделенная полномочиями:
а) обличать - Иоан. 8,9
б) свидетельствовать - Рим. 2,15
в) судить - 1Кор. 10,29,
все же не выше разума, она может указывать ему ради его же блага. И его дело - прислушаться или отвергнуть.
А права в отношении разума такие же, как скажем, у стрелки спидометра в отношении водителя: он может и сбросить газ, и добавить еще. А что касается работы совести на пользу лжебога, избранного человеком, это уже вопрос программы, заложенной в совесть тем, чему научен человек с детства. Если он не слышал о Боге, его совесть не судит за неверное отношение к Нему. Но если он узнает Его, хотя отчасти, совесть вступит в свои права. До уверования у многих из нас была нечистая, порочная совесть из-за таких же идеалов. После рождения свыше процесс обновления затронул и нашу совесть:
«Кровь Христа очистит совесть вашу».
И не удивительно, что в самом начале разговора о мостике между душою и духом мы говорили об отсвете Божественности на одном из концов этого моста, который покоится в области непосредственной близости Бога. Потому христианские мыслители видят немало Божественного в совести тех людей, которых обновил Христос. Но она сама остается нашим достоянием, и мы ответственны перед Богом за нее.
Между умом и сердцем
Пожалуй, наибольший разлад в себе человек обнаруживает именно здесь. Умом понимаешь: это не разумно, даже глупо, а сердце твердит свое, как например в истории поздней любви Гете, сделавшего в свои 74 года предложение 19-летней Ульрике.
Когда сознаешь, что в данной ситуации лучше созранить спокойствие, а сердце не внемлет этому.
Когда лучше промолчать, снизойти, уступить, а чувства, вырываясь из-под контроля, вводят язык и затем все тело в грех.
«Воспламенилось сердце мое во мне» (Пс. 38,4).
Или же видишь прямой путь с несомненными положительными результатами в конце, а сердце, предвкушая страдания, парализует и тело или указывает ему скользкую кривую тропинку.
Вспомним на несколько минут древний храм. Рабочим местом Первосвященника был Притвор в точке его соединения со Святым, куда он периодически заходил для контроля. А закончив работу и идя на отдых в свою горницу, он еще раз проходил через Святое, окидывая его хозяйским глазом.
Наш разум тоже целый день разбирается в посетителях ума: в пришедших мыслях, в видео и звукоинформации и временами вникает в сердце: что же делается там? И хорошо поступают те христиане, которые перед сном находят время еще раз заглянуть в свое сердце: может быть там
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек"
Книги похожие на "Человек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Прохоров - Человек"
Отзывы читателей о книге "Человек", комментарии и мнения людей о произведении.