Алексей Прохоров - Человек

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человек"
Описание и краткое содержание "Человек" читать бесплатно онлайн.
А вот выдержка из письма бывшему христианину, повышенная чувственность которого привела к духовной трагедии:
«Ты хотел слушать Его голос если не физически, то в чувствах. Голос дьявола или ангелов его чаще всего раздается именно в чувствах; что-то показалось, что-то обожгло изнутри, как бы ток, раздался таинственный шепот и т.д. Отсюда истоки всякой мистики и магии. Голос Божий понятен только духу человека. Дух в человеке - это Святое Святых, и там говорит с человеком Бог. С его разумом. Бог говорит так, Его голос таков же, как рождение мыслей, строк стиха, как зарождение мелодии, идеи - таинственный, труднообъяснимый, но очень реальный. Он просветляет дух. Дьявол, напротив, вносит туман, какую-то неясность, всегда торопит, чтобы не осталось времени для анализа. Анализ, который проводится разумом, как раз и может вывести на свет Божьего Слова того, кто говорит. Может ли разум христианина понимать действия Божий?
«Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам» (Ам. 3,7).
А открывается Его воля обновленному уму христианина. Мы упоминали о предписании Первосвященникам быть трезвыми. А вот новозаветное предписание:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5,8).
Трезвитесь, т.е. имейте трезвый, ничем не затуманенный разум в виду такой грозной опасности, как дьявол, который не упустит малейшей нетрезвости разума, чтобы сделать свое губительное дело. Трезвость нужна и для того, чтобы в душу человека не был внесен чуждый огонь сомнительной духовности, которая приводит часто к плохим последствиям. И здесь свое слово должен сказать разум христианина, который обязан хорошо знать Писание и законы общения с Богом, способные уберечь наш разум от духовной катаракты.
Еще интересная деталь в сопоставлении храмов:
а) Священники приходили и уходили, отбыв свою «чреду». Мысли тоже приходят, уходят (об этом в следующей главе).
б) А Первосвященник (разум) тоже приходил и уходил в древнем храме?
Помню этот вопрос был экзаменом всей нашей аналогии: человек - храм. Если только Первосвященник по Ветхому Завету приходил и уходил периодически, как священники, то это значит: Новый Завет одобряет уход и временное отсутствие разума.
Выдержит ли экзамен наша довольно стройная уже к этому времени система? Помнится волнение было немалое и наконец находим, что Первосвященник жил в храме. Днем он сидел у дверей Святого, а ночью отдыхал тоже в храме.
Где же он жил?
А Притворе? - Нет.
В Святом? - Нет.
В Святом Святых тем более нет.
В 1Царств 3,3 сказано, что юный Самуил спал в храме там, где Ковчег Божий, и где-то рядом Первосвященник, только в другом помещении. Но быть там, где Ковчег Завета, Первосвященник мог только один раз в году. А юный Самуил и этого права не имел, тем более спать.
В 6 главе 3-й Царств можно найти ответ. Весь храм был в 15 метров высоты, а Святилище только 10 метров. Значит над Святым Святых находилось помещение пятиметровой высоты. Это, вероятно, горницы (более одной), о которых говорится во 2Пар. 3,8-10.
Там, по-видимому, и жили Илий с Самуилом, где Ковчег Божий, только этажом выше.
Днем Первосвященник наблюдал за входящими в храм, а ночью был в непосредственной близости с местом пребывания Господа.
Разум наш должен быть бдительным днем, а ночью испытывать Божью близость (об этом - в главе «Не давайте места дьяволу» - впереди).
Мы прощаемся с древним храмом.
Слава Богу за то, что Он нашел нужным оставить его чертежи на страницах Ветхого Завета. Новый Завет нас уверенно направлял в Ветхий, где сквозь тысячелетия проступают контуры нашего с вами прообраза, вглядываясь в который мы лучше понимаем теперь собственную структуру.
Эта гармония двух заветов, рожденных в разные тысячелетия, эпохи, в разных империях древнего мира (от Вавилонской до Римской) подтверждает слова Божий:
«Я бодрствую над Словом Моим» (Иер. 1,1.2).
И потому остался неповрежденным дух Писания, несмотря на обстоятельства и время.
Мы оставляем храм. Многие еще побудут в нем, ища ответы на труднопонимаемые темы в самопознании. Предметы храма пролили уже немало света, дав материал для замечательных трудов ряда богословов. Например: «Золотые брусья» и др.
А мы подойдем теперь дальше в более глубокие горизонты изучаемой темы, не выпуская из рук светильника Божьего Слова -Библии.
Между душою и духом
Что находится там? Есть ли меж ними граница, и как сообщаются эти области в человеке?
В эту глубину проникнуть непросто.
Сколько я ни изучал этот вопрос, границы между душою и духом я так и не нашел, - заявил один проповедник.
Если такой, как «К», не нашел, то может быть ее и пет? -подхватили некоторые. Но Библия говорит, что она есть, что Слово Божие может провести нас в эту таинственную область нашего естества.
«Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помушления и намерения сердечные» (Евр. 4,12).
Значит, существует еще один мостик - между душою и духом. Порассуждаем о нем.
Одна сторона его находится на берегу нашего «Я», то есть в области сугубо человеческого. Второй конец мостика - в духе, там где обитает Дух Святой. В непосредственной близости с Ним. И хотя он весь остается деталью человеческого естества, все же частично несет на себе отсвет Божества от близости с Ним.
Такие особенности присущи в нашем естестве только совести. Мы чувствуем, что это - наше, человеческое, и вместе с тем видится в ней нечто Божественное.
Примеры рассуждений о совести в христианской литературе:
«Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. И как ни громко кричат страсти, они все-таки робеют пред тихим, спокойным и упорным голосом совести. Голосом этим говорит вечное, божественное, живущее в человеке».
«Самое наличие совести в человеке говорит уже о какой-то высшей инстанции, Которая назначила и постановила перед нею высокие цели, которые мы не можем иногда назвать нашими целями».
«Самые отъявленные безбожники не свободны от этого странного чувства и нежелательного для них контроля». «С нею - герои, аскеты, мученики, святые. Без нее - нечестивцы, воры, злодеи, преступники».
«Совесть - это стрелка компаса. Она движется с места только тогда, когда несущий ее сходит с пути в сторону». «Завидую тем, чья совесть без стука входит в обители разума, и ей не приходится долго стучать, добиваясь аудиенции».
Эти мысли, несомненно, несут в себе ценности, но еще не раскрывают механизма совести, который нас сейчас интересует. А знать его желательно и в этом немало практической пользы для христианина и людей вообще.
Разномыслия в этом вопросе порождают разнодействие и порою довольно ощутимые даже в среде людей одних убеждений.
Одна из бесед о совести в христианской среде началась так:
- Прочтем Мат. 7,24-29 (Притча о постройке на песке и камне).
Что такое песок? Где-то в горах рушились скалы, дробились камни, и все это выносилось рекой на равнину и там откладывалось в виде гравия и песка. Песок - это наносный слой. Рушились некоторые религиозные, философские, народные представления о чем-то. Все это выносилось рекой времени и где-то откладывался наносный слой. И часто на таком непрочном основании покоятся постройки наших понятий об отдельных вопросах. Кое-что и у нас покоится на песке.
- Это еще как сказать? - возражают из зала.
- И смотря у кого, - последовала еще одна фраза.
- Ну хорошо. Проверим. Скажите: что такое совесть? После некоторых раздумий послышались ответы:
- Это неподкупный судья.
- Так и запишем: неподкупный судья - песчинка из высказываний Иоанна Златоуста. Дальше?
- Это лучший контролер.
- Так. Эту крупинку принесло из автобуса. Есть такое воззвание к безбилетникам.
- Голос Божий в Человеке!
- Это Кант.
- Божественное начало в Человеке!
- Это профессор Бетекс.
- Разум плюс воля...
После того, как источник самых различных определений иссяк, залу был задан вопрос:
- Ну, что? Один предмет, а как различны понятия о нем! На чем же остановимся?
Большинством голосов решили:
- «Совесть - частица Божества в человеке, это Бог в человеке».
- Проверим.
Если это Бог, Он должен оставаться неизменным всегда и везде. Но то, что позволяет некоторым жителям Крайнего Севера их совесть, наша - никогда не позволит нам. И, напротив, их будет мучить совесть за что-то несделанное, как и нас за это же, но сделанное.
Еще: Я что-то говорил или делал вчера - совесть молчала. Сегодня мне помогли увидеть, что это неверно, плохо. С этого момента совесть уже не позволит мне повторять вчерашнее. Если это - Бог, почему Он не судил меня вчера, или не видел, что я был не прав, и заговорил лишь сегодня?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек"
Книги похожие на "Человек" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Прохоров - Человек"
Отзывы читателей о книге "Человек", комментарии и мнения людей о произведении.