Иустин Попович - Философия и религия Ф.М. Достоевского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия и религия Ф.М. Достоевского"
Описание и краткое содержание "Философия и религия Ф.М. Достоевского" читать бесплатно онлайн.
Достоевский не всегда был современным, но всегда — со–вечным. Он со–вечен, когда размышляет о человеке, когда бьется над проблемой человека, ибо страстно бросается в неизмеримые глубины его и настойчиво ищет все то, что бессмертно и вечно в нем; он со–вечен, когда решает проблему зла и добра, ибо не удовлетворяется решением поверхностным, покровным, а ищет решение сущностное, объясняющее вечную, метафизическую сущность проблемы; он со–вечен, когда мудрствует о твари, о всякой твари, ибо спускается к корням, которыми тварь невидимо укореняется в глубинах вечности; он со–вечен, когда исступленно бьется над проблемой страдания, когда беспокойной душой проходит по всей истории и переживает ее трагизм, ибо останавливается не на зыбком человеческом решении проблем, а на вечном, божественном, абсолютном; он со–вечен, когда по–мученически исследует смысл истории, когда продирается сквозь бессмысленный хаос ее, ибо отвергает любой временный, преходящий смысл истории, а принимает бессмертный, вечный, богочеловеческий, Для него Богочеловек — смысл и цель истории; но не всечеловек, составленный из отходов всех религий, а всечеловек=Богочеловек." Преп. Иустин (Попович) "Философия и религия Ф. М. Достоевского"
Исходный pdf - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3723504
«По особым, исключительным проявлениям своего таланта, более всего нас трогающим, он (Достоевский) может по праву называться философом, апостолом, безумцем, утешителем скорбящих или убийцей успокоенных, Иеремией каторги или Шекспиром убежища — все эти определения он заслуживает; но взятое само по себе ни одно из них не является достаточным» [618].
Благодаря всечеловеческой глубине и широте, всечеловеческой многосторонности и чувствительности своего гения Достоевский был камнем преткновения для всех критиков, которые мерили его меркой человеческой, а не всечеловеческой, которые его мерили рациональной мерой своего жалкого, немощного и бесконечно малого эвклидовского ума, которые мерили его собой, своим разумом человеческим — мерили его, который был «олицетворенным противоречием здравому разуму человеческому (personifizierter Widerspruch gegen den gesund Menchenverstand)» [619].
Такой мерой в некоторой степени может измеряться дьяволодицея Достоевского, но никак не его теодицея. Ибо основа, альфа и омега его теодицеи — Образ Богочеловека Христа, к познанию Которого человек может прийти единственно и только непосредственным личным осуществлением надразумных подвигов веры, молитвы, смирения, любви, сострадания.
В этом причина того, что почти все западноевропейские критики либо недооценивают, либо обходят, либо не понимают, либо отрицают религию Достоевского [620]. В этом причина, что даже и русские критики не поняли Достоевского [621]. В этом причина, что и Мережковский Достоевского не только не понял, но в толковании его дошел до непростительной хулы. Пока останавливался на отрицательных героях Достоевского, он проницательно и верно объяснял их души, но как только перешел к героям положительным, то перестал объяснять их, а сбился на объяснения себя, своей религии. Из желания свою религию опереть на Достоевского, свое «христианство» оправдать Достоевским, он пытался пересоздать религию Достоевского по образу и подобию своей религии, своего «религиозного сознания», пытался православного Достоевского использовать как средство для своей еретической цели, то есть для преждевременного, несвоевременного и насильственного осуществления Царства Духа Святого. Он это пытался — и преткнулся о Достоевского страшным и непростительным искушением [622].
Но для Достоевского «Православие есть всё», необычный и единственный Образ православного Богочеловека Христа есть все. К Нему тяготеет его христоустремленная душа; в Нем сосредоточивается его христолюбивое сердце, наполняясь блаженным оптимизмом и молитвенно восхищенной любовью зл всех [623]Если подчиненный человекомании дух Запада будет вопить: «Осанна человеку и человечеству!» — то наш великий, бесстрашный православный апостол, пророк, философ и поэт будет восклицать до конца времен и до беспредельности вечности: «Осанна Богочеловеку и богочеловечеству! Осанна Иисусу Сыну Божиему и Сыну Человеческому!»
Перевод с издания: Преподобии Jycmuн Белujски. Философujа и религujа Ф. М. Достоjевског. Студujа J. Cn. Поповиnа // Сабрана дела светог Jустина Новог. У 30 книга. Книга 6— 7. Београд: Наследницы Оца Jyстина и манастир Белujе, 1999. С. 1—217.
Примечания
1
Dr. A. Schmidt. Philosophisches WSrterbuch. Leipzig, 1919 (См.: «Athens).
2
Этот термин напрашивается как результат проведенного Достоевским психологического анализа героев подполья («Записки из подполья»).
3
Записки из подполья. С. — Петербург, 1894. Издание А. ф. Маркса. С. 95. (Далее все ссылки на издание: Полное собрате сочинений Ф. М. Достоевского. С. — Петербург. Издаше А. Ф. Маркса. 1894. — Примеч. автора.).
4
Там же. С. 83.
5
Там же.
6
Там же.
7
Еккл. 1: 14.
8
Записки из подполья. С. 98.
9
Там же. С. 74–75.
10
Там же. С. 74.
11
Там же. С. 77.
12
Там же.
13
Там же.
14
Там же. С. 84.
15
Там же. С. 77.
16
Там же. С. 78.
17
Там же.
18
Там же. С. 78.
19
Там же.
20
Там же. С. 92.
21
Там же.
22
Там же.
23
См.: Там же. С. 90.
24
Там же.
25
Там же.
26
Там же. С. 92.
27
Там же.
28
Там же. С. 93.
29
Там же. С. 80. Ср.: Там же. С. 92.
30
Там же. С. 82.
31
Там же. С. 76.
32
Там же. С. 81.
33
Там же. С. 75.
34
См.: Там же.
35
Там же. С. 80.
36
Там же.
37
Nietzshe F. W. Also Sprach Zaratustra. Von den Hinterwelten, Erster Theil.
38
См.: Записки из подполья. С. 81.
39
Там же. С. 80.
40
Там же. С. 83.
41
Там же. С. 97. Ср.: Там же. С. 100.
42
Там же. С. 84.
43
Там же. С. 83.
44
См.: Zeller Е. GrundrissderGeschichte derGriechischen Philosophie/ Bearbeitet von W. Nestle. Leipzig, 1920. S. 292.
45
Записки из подполья. С. 76.
46
Там же. С. 75.
47
Там же. С. 81.
48
«Там же. С. 79.
49
Там же. С. 87.
50
Там же. С. 88.
51
Там же.
52
Там же. С. 89.
53
Там же. С. 89–90.
54
Там же. С. 90,.
55
Там же. С. 91.
56
Там же. С. 95.
57
Там же. С. 95. Ср.: С. 90.
58
По поводу мокраго снега. С. 177.
59
Там же.
60
Братья Карамазовы. С. 270.
61
Там же. С. 271; ср.: Подросток. С. 28.
62
Братья Карамазовы. С. 272.
63
Там же. С. 273.
64
Там же. С. 272.
65
Там же. С. 272–273.
66
Там же. С. 273.
67
Там же. С. 275.
68
Там же. С. 276.
69
Там же. С. 276–277.
70
Там же.
71
Так в своем дневнике Леонардо да Винчи доверительно охарактеризовал человека. Цитата заимствована из работы Мережковского «Л. Толстой и Достоевский». (Издание Т‑за М. О. Вольф. С. — Петербург, Москва, 1912. С. 220.).
72
Достоевский. Игрок. С. 245 (Т. III, ч. II).
73
Паскаль. PensЈes.
74
Братья Карамазовы. С. 280.
75
Там же. С. 280-281.
76
Аллюзия на предсказание пророка Исаии (Ис. 11:6).
77
Братья Карамазовы. С. 282 — 283,.
78
Курсив принадлежит Достоевскому.
79
Там же. С. 283 — 284. Здесь невольно чувствуется поразительное психологическое сходство между бунтарским Ивановым возвратом билета и возвратом таланта в евангельской притче (Мф. 25: 24–25).
80
11 Там же. С. 266.
81
Там же. С. 282.
82
Nietzshe F. W. Wille zur Macht, Nihilismus.
83
Преступление и наказание. С. 286.
84
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия и религия Ф.М. Достоевского"
Книги похожие на "Философия и религия Ф.М. Достоевского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иустин Попович - Философия и религия Ф.М. Достоевского"
Отзывы читателей о книге "Философия и религия Ф.М. Достоевского", комментарии и мнения людей о произведении.