Епископ Афанасий (Сахаров) - «Какое великое утешение — вера наша!..»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Какое великое утешение — вера наша!..»"
Описание и краткое содержание "«Какое великое утешение — вера наша!..»" читать бесплатно онлайн.
Издание посвящено наследию еп. Афанасия (Сахарова), одного из самых известных и авторитетных святителей–исповедников Русской Церкви. Сборник включает в себя жизнеописание владыки Афанасия, его знаменитую автобиографическую хронику «Этапы и даты моей жизни» и 126 избранных писем из обширного эпистолярного наследия Владыки (при этом исправлены текстологические ошибки предыдущих публикаций писем святителя Афанасия). В подборку, хронологически охватывающую почти 40 лет (с 1923 по 1960 г.), вошли письма наиболее важные как в историческом, так и в духовном отношении. Обладающий необыкновенным даром утешения, любвеобильный и заботливый пастырь, владыка Афанасий и в самых тяжелых условиях заключения и ссылок поднимал дух своих чад, наставлял и исцелял душевные раны. Эти письма представляют собой один из самых впечатляющих документов, свидетельствующих об исповедническом «даже до смерти» пастырском служении русского иерарха в годы гонений.
Сегодня 14–й день, как арестован. Поэтому должны были предъявить точно формулированное обвинение. Для этого и вызвали. Обвинение вот какое.
По ст. 123[55] — Сахаров вызвал свящ[енника] Пятницкой церкви Чечеля[56] и запретил ему выезд из Владимира.
По 69 ст.[57] — в Лыкове за всенощной Сахаров сказал: «Обновленцев надо гнать из приходов, так как они сторонники советской власти. За литургией, говоря о вмч. Георгии, призывал не бояться ни тюрем, ни судищ. Общее же впечатление от проповедей было такое, — что гонение на веру обусловливается существованием Советского строя».
По этому поводу я сделал такое заявление: «Предъявление мне ст. 123 считаю неправильным, так как там речь идет об религиозных организациях, а я один не составляю организации. В факте передачи мной иеромонаху Чечелю распоряжения архиепископа Николая[58] нельзя усматривать присвоения мной административных или публично–правовых функций, так как в настоящее время все отношения архиерея к священникам исключительно основываются на признании последними нравственного авторитета первого.
Фразу „гоните обновленцев, ибо они сторонники соввласти” при большом стечении народа и не предполагая в дальнейшем скрываться от гражданской власти, мог сказать или сумасшедший, или совсем глупый, а я ни тем, ни другим не хотел бы быть. Относительно другой проповеди, то факт остается фактом: во времена великомученика Георгия христиане не страшились ни тюрем, ни судищ, исповедуя Христа. Вспоминание исторических фактов едва ли можно считать преступлением, и оратор вовсе не виноват в том, что некоторые из его слушателей, неправильно поняв его речь, дают тенденциозное освещение приводимым им фактам. Что касается общего впечатления от моих речей, то опять повторю, что стремиться создать проповедями настроение против советской власти может или сумасшедший, или совсем глупый».
Таково приблизительное содержание моих сегодняшних показаний. В заключение следователь Ефимов[59] спросил, не могу ли я указать свидетелей, которые бы опровергли обвинение по 69 ст. Я, конечно, никого не указал — зачем заставлять людей волноваться. Но если бы там кто–нибудь нашелся добрый человек, который не побоялся бы явиться в это прекрасное учреждение и опровергнуть донос, это было бы очень важно. Может быть, как–либо сумеете дать знать в Лыково. Может быть, староста или кто–нибудь из мужичков наберется смелости. А впрочем — Господь все устроит к лучшему. Буди Его святая воля.
* * *<…>
М[ама]! Прошу побывать у Ю. М. — не прислал ли ей еп[ископ] Дамиан[60] бумажку арх[иепископа] Николая о лишении сана архим[андрита] Александра[61] с собственноручной его распиской? Если у Ю. М. нет — хорошо бы побывать на квартире еп[ископа] Дамиана (М. — Алексеевская, д. № 8) и сказать, что эта бумага очень нужна здесь. Потом ее надо передать (с оказией) митр[ополиту] Сергию.
Крепко, крепко целую тебя, моя родная. Да хранит тебя Господь. Нам ведь не привыкать врозь жить. Попытайся получить свидание, хотя уж очень плохо через 2 барьера говорить. Разве запасешься свидетельством от доктора, что страдаешь глухотой.
Привет и благословение всем, всем, всем и во Владимире, и в Москве. Передайте мое благословение ковровским отцам.
Да хранит Вас всех Господь.
С любовью е[пископ] А[фанасий]
<…>
№ 4
А. И. Брайкиной
6 мая 1930 г. Красноярск[62]
23-I/6-V 30
Христос воскресе!
Приветствую Вас, глубокоуважаемая Александра Ивановна, с прошедшим Великим праздником и с настоящим днем Вашего ангела. Молитвенно вспоминал Вас сегодня, да и всегда вообще вспоминаю Вас и всю православную паству ковровскую. По милости Божией я благополучен. Похворал, теперь здоров, хотя чувствую еще порядочную слабость, нет подходящих условий для окончательного укрепления сил. Но в общем чувствую себя хорошо.
Слава Богу за все. Пока нахожусь в узилище в ожидании открытия навигации, тогда двинут меня дальше в Туруханский край, где был и наш архиепископ[63]. Везде Господня земля.
Очень беспокоюсь, не имея никаких сведений из Владимира вообще, в частности о маме.
Как Вы здравствуете, что нового в Коврове? Потрудитесь передать мой самый сердечный привет и пасхальное поздравление о. Евгению[64], Дуне, Наде Бед[иной][65] и ее маме, матушке Маргарите[66]. Как здоровье последней, мне писали, что она сильно хворала.
Призываю Божие благословение на всю православную паству ковровскую.
Господь да хранит Вас и благословит.
Богомолец Ваш епископ Афанасий
Если вздумаете написать, пока адресуйте: Красноярск, ул. Горького, 43. Зое Ивановне Воробьевой. Если уеду раньше, мне перешлют.
№ 5
А. И. Брайкиной
16 мая 1930 г.[67] Красноярск[68]
Милость Божия буди с Вами, глубокоуважаемая Александра Ивановна!
В Ваши именины послал Вам письмо еще из темницы, а через неделю, 30 апр[еля], я получил свободу. Теперь пока нахожусь в Красноярске в ожидании первого парохода. Хотя мне указан Туруханский край, а первый пароход пойдет лишь до Енисейска, в Туруханск же пароходы пойдут еще недели через 2–3, но мое пребывание в Красноярске ограничено только до первого парохода, с которым я на днях и поеду с пересадкой в Енисейске, где буду ждать другого парохода. Чувствую себя вполне удовлетворительно. После долгого сидения почти без свежего воздуха, прогулки бывали всего 20 минут в день, скоро устаю. Что в горле есть, все не проходит, охриплость небольшая. Хочу здесь показаться специалисту врачу.
Если вздумаете мне написать, то пишите не по тому адресу, который я Вам указывал в предшествующем письме, а по такому: Красноярск, набережная Качи, д. № 7. Марии Федоровне Сарайкиной.
По–видимому, моя мама совсем слаба и без зрения. Но мне хочется верить, что Господь сохранит еще ее до моего возвращения. Прошу Вас помолиться об этом.
Приветствуйте от меня Дуню, Наденьку и ее маму.
Молюсь о Вас и всей пастве ковровской.
Господь да хранит Вас и благословит.
Богомолец Ваш е[пископ] А[фанасий]
День преп. Феодосия Киево–Печер[ского].
№ 6
А. И. Брайкиной
19 июля 1930 г. Станок Мельничная Дуруханский край[69]
Милость Божия буди с Вами, глубокоуважаемая Александра Ивановна!
По милости Божией я благополучно добрался до Назначенного мне места. До октября мой адрес: Н. Туруханск, Туруханский край, станок Мельничная[70].
А зимой до апреля почта будет, пожалуй, скорей доходить по другому адресу: п. о. Верхне–Инбатское, ТУруханского края, ст. Мельничная.
Не могу еще сказать, как устроюсь. С квартирами здесь очень туго. Сейчас я помещаюсь в небольшой избушке вместе с хозяйкой. Хозяйка одинокая вдова, остячка. Конечно, тихо и сравнительно спокойно: детского шума нет. Но очень плохо все же не иметь своего отдельного уголка. Так нужно бывает уединиться. Не знаю, как и с хозяйственными всякими делами устроюсь. Сейчас временно приехала из Туруханска одна монахиня, она и стряпает пока, но она не останется совсем, да и молода она сравнительно. Уж лучше как–нибудь сам буду все делать. А хозяйка моя часто будет отлучаться на несколько дней на рыбную ловлю. Зимой же она совсем уйдет месяца на 3 на охоту.
За квартиру с дровами с меня хотят получать чуть ли не 10 р[ублей] в месяц. Я уже подумываю, не устроиться ли мне так, как устраиваются здесь др[утие] ссыльные, т[ак] называемые] «кулаки», они устраивают себе землянки. Думаю нанять их устроить и мне землянку попросторнее, чтобы разделить на две половины. Тогда уж совсем спокойно будет.
Как Вы здравствуете, что нового в Коврове? Пишу Вам уже третье письмо. Приветствую Дуню, Над[ю] Бедину и ее маму. Всех благословляю, о всех молюсь. Господь да хранит Вас.
Богомолец Ваш епископ Афанасий. День ап[остола] Иуды, брата Господня
№ 7
А. И. Брайкиной
26 авгуаа1930 г.[71] СтанокМельничнаяДуруханскийкрай[72]
День свят[ителя] Тихона Задон[ского]
Милость Божия буди с Вами, родные мои Александра Ивановна, Евдокия Симеоновна, матушка Лариса!
Вчера получил два гостинчика Ваши, посылку и перевод. Спаси Вас Господи за Вашу любовь, за память, за усердие! Не лично к себе отношу я все это, ибо слишком мало сделал я для Коврова и ковровской паствы. Я вижу здесь усердие и любовь к служителю Церкви Святой как к таковому, независимо от его личных качеств и достоинств, служителю, хотя и грешному и мало послужившему кому должен был служить, но по милости Божией остающемуся православным. С такими мыслями я с любовию и благодарностью принимаю и Ваши теплые, сердечные письма, и Ваши дорогие гостинцы, — дорогие, ибо насыщены любовию. И я не знаю, чем и как благодарить мне Вас и других добрых людей. Знаю, что не только помощь, но и самая лучшая благодарность для христианина — молитва. Молюсь, всегда молюсь и благословляю и паству ковровскую, и Вас в частности. Но вместе с тем хорошо сознаю, как слаба, как недостаточна моя молитва. И опять утешаюсь тем, что Господь, призвавший меня на великое служение Его Святой Церкви, взирает на мою грешную молитву не как на лично мою, а как на молитву служителя Церкви Его, служителя по преимуществу долженствующего возносить молитву о пастве и молитву паствы своей, получившего для этого сугубую благодать. Когда усердствуют к человеку как таковому, конечно, и тогда Господь приемлет молитву его об усердствующих и милостями Своими их посещает, — но, если так можно выразиться, удельный вес этой молитвы соответствует только личным достоинствам молящегося (а много ли их у нас грешных!), сложенным с усердием усердствовавших (а иногда еще нужно прибавить, минус личная заинтересованность). Когда же усердствуют к служителю Церкви, удельный вес его молитвы увеличивается в много раз и соответствует теперь усердию усердствующих без всякого минуса, помноженному не только на личные качества молящегося, но и на благодатную силу молитвенного служения, в которое он призван Церковью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Какое великое утешение — вера наша!..»"
Книги похожие на "«Какое великое утешение — вера наша!..»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Епископ Афанасий (Сахаров) - «Какое великое утешение — вера наша!..»"
Отзывы читателей о книге "«Какое великое утешение — вера наша!..»", комментарии и мнения людей о произведении.