» » » » Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок


Авторские права

Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок

Здесь можно скачать бесплатно "Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Современник, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок
Рейтинг:
Название:
На краю света. Подписаренок
Издательство:
Современник
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На краю света. Подписаренок"

Описание и краткое содержание "На краю света. Подписаренок" читать бесплатно онлайн.



Повествование Игнатия Ростовцева знакомит читателя с картинами жизни русского народа предреволюционных лет. Устами своего героя, деревенского мальчика Кеши Трошина, автор подробно рассказывает о быте и нравах одного из глухих мест Восточной Сибири, что «в пяти днях обозного пути по Енисею от Красноярска». Писатель воскрешает страницы истории сибирского крестьянства, напоминает о живых нравственных уроках нашего прошлого.






После того как мы научились внимательно сидеть на уроках, писать отдельные буквы, вычитывать по буквам отдельные слова и даже целые предложения, Павел Константинович один раз завел с нами разговор о том, что в деревне у нас верят в разную чертовщину, знают разные наговоры и привороты и могут любого человека, как говорят у нас, «испортить», то есть напустить на него какую-нибудь болезнь. И Павел Константинович попросил рассказать ему обо всем этом поподробнее.

Тут сразу поднялось несколько рук. Подняли руки и Митька Худяков, и Алешка Абакуров, и Илюшка Точилков. А Филька Зайков даже вскочил на ноги за своей партой и всячески хотел обратить на себя внимание. Ну, Павел Константинович видит такое дело и спросил Фильку, что он собирается рассказать нам об этом.

А у Фильки был дедушко. Старый такой, уж совсем лысый, с длинной седой бородой. Проезжая летом мимо Зайковых, на покос или на пашню, я почти всегда замечал его на улице на скамеечке. Он сидел около своих ворот и наблюдал, как вся деревня проезжала мимо него на работу.

Вот Андрей Зыков со своей Устиньей и Зоей первыми проехали на покос. Потом дядя Илья со своими поденщиками, потом Ермиловы, Спирины, Ларионовы и другие старательные хозяева. А позже всех, не торопясь, едут самые ленивые мужичонки, вроде Терехи Худякова али Еремея Грязнова. А дедушко Зайков на всех смотрит и всех примечает. Справных мужиков, которые проехали раньше других на работу, дедушко Зайков хвалит, а самых последних ругает, называет лодырями, лоботрясами и другими обидными словами.

А в молодые годы дедушко Зайков служил в солдатах. И служил не так, как теперь, по три и по четыре года, а целых двадцать пять лет. Когда дедушко Зайков был еще не такой старый, он часто рассказывал о том, как ему на службе военный начальник прямо в строю выбил ни за что два зуба и как он тут же сгоряча заколол штыком того начальника. За это дедушку Зайкова судили военным судом, били палками, а потом сослали на каторгу, а с каторги к нам в Кульчек на поселенье.

— Последнее время, — рассказывал Филька Павлу Константиновичу, — дедушко больше лежит дома на печке. И ему все время что-то мерещится. Лежит, лежит спокойно, а потом вдруг начнет с кем-то разговаривать и даже ругаться. «Чего ты там, дедушко, опять шумишь?» — спросят его. А он: «Что вы, не видите, как меня одолевает нечистая сила». — «Какая нечистая сила? — говорят ему. — Что ты, дедушко, выдумываешь». А он говорит, что нисколько не выдумывает, что полный дом набилось всякой нечисти. Нарядились в солдатские мундиры, лезут к нему на печку и все требуют: «Выходи, солдат, на двор получать награду!» А на дворе, кажется дедушке, собралось видимо-невидимо нечистой силы. Все обмундированы в форменную солдатскую одежду, построены рядами и как бы застыли с палками в руках. А перед строем ходят грозные начальники и требуют дедушку: «Давайте его скорее сюда! Давайте его, давайте!» Поначалу дедушко уговаривает этих нечистых, что он уж свое отстрадал, что его уж били батогами, что обо всем этом в волости есть форменные справки. Но черти ничего, конечно, не слушают и начинают тащить его с печки. Тогда дедушко плюнет с досады, ругнется как следует, потом перекрестится несколько раз и начнет громко читать «Отче наш» или «Богородицу». И тут черти сразу с шумом и воплем бросаются из избы во двор, а со двора в разные стороны. Одни через ворота на улицу, другие через заплот на зады. В общем, кто во что горазд. После этого они долго не беспокоят дедушку. Он и соснет спокойно, и посидит на крылечке. А потом придет, ляжет на печку, и все начинается сначала…

Отец и мать Фильки понимают, конечно, что дедушку мучает нечистая сила. Но не знают, что делать. Соседи тоже думают, что все это неспроста, и советуют отслужить в доме молебен. Другим манером, говорят, от этого не отделаешься. И вот отец и мать Фильки не могут решить: служить им в избе молебен или не служить. И говорить об этом с батюшкой побаиваются. Кто знает — как еще он на такое дело посмотрит.

После Фильки Зайкова Петька Худяков стал рассказывать о своем отце. Прошлой зимой пошел Тереха Худяков почти за полночь в баню. Дома отговаривали его идти так поздно. А он все равно пошел, а спустя некоторое время прибежал оттуда еле живой от страха и стал рассказывать о том, как в бане из-под пола высунулась чья-то волосатая рука и стала шарить по полу. Увидев это, Тереха обмер, а потом выскочил как ошпаренный из бани, да так, в чем мать родила, и прибежал по снегу домой…

После Фильки Зайкова и Петьки Худякова у всех развязались языки. Все осмелели и начали рассказывать каждый про свое. И про чертей на мельнице, и про домовых, и про леших в тайге. И про разные наговоры, порчи, привороты. И тут оказалось, что почти в каждой семье кто-нибудь болеет от порчи, от худого слова, от вредного взгляда. На того «хомут надели», тому «килу привесили», тому «редьку поставили», на того напустили лихорадку или какую-либо другую хворобу.

Тут я тоже хотел было рассказать Павлу Константиновичу кое-что о нашей бабушке. Последнее время ей тоже стало всякое мерещиться. Но говорить об этом я как-то постеснялся.

А Павел Константинович все время внимательно слушал нас, а потом и говорит:

— Ну, довольно, дети. Теперь я очень хорошо представляю, как у вас обстоит дело с нечистой силой.

А потом подумал немного, прошелся по классу и начал объяснить нам, что все эти разговоры о нечистой силе говорят о деревенской темноте и невежестве, что все люди у нас в Кульчеке неграмотные и преданы суевериям. А суеверным людям везде мерещится нечистая сила. В пруду, на мельнице, в бане, в подполье, на чердаке, в каждом темном уголке.

— Вот недавно, — рассказывал Павел Константинович, — у Филиных пошли поздно вечером дедушко с внучком на мельницу. И прибегают оттуда еле живые от испуга. Говорят, в мельнице под полом гогочет черт. На этот раз находился у них в доме какой-то проезжий солдат. Он уговорил всех сейчас же идти всем скопом на мельницу. Взяли на всякий случай топоры и колья. Сам старик вооружился ружьишком. Пришли на мельницу, слушают. Действительно, кто-то гогочет под полом. Тут у всех от страха поджилки затряслись. Но потом все-таки одумались немного, осмелели и отодрали половицу. Солдат вооружился топором, взял свечу, перекрестился и полез под пол воевать с чертом. А через некоторое время вытаскивает оттуда гуся. Этот гусь плавал в полынье перед самым створом мельницы, да, видать, немного оплошал, его и удернуло внутрь. Да еще колесом там немного пришибло. И выбраться ему оттуда некуда, так как кругом все обмерзло.

Вот вам и нечистая сила. В каждом таком случае мы имеем дело или с суеверным страхом, или с больным воображением. Дедушко Зайков уже стар. Ему скоро будет сто лет. Вот ему и мерещится нечистая сила. А бывает и так, что человек еще не старый напьется до беспамятства. Спьяна ему тоже лезет в голову всякая ерунда. Но мы-то в этом случае хорошо знаем, в чем тут дело. Нам даже смешно, когда такой пьянчужка начинает воевать с нечистой силой. Тогда посмотрят на него добрые люди, покачают головой и скажут: «Смотрите… Опять человек нализался до белой горячки!»

А потом Павел Константинович стал рассказывать нам насчет разных болезней от наговоров и приворотов:

— Народ у нас в деревне хворый. Все покалечены тяжелой работой. У того больное сердце, у другого не в порядке печень. Третьи жалуются на то, что у них «болят внутренности». А что болит и как болит, они толком рассказать не могут. И докторов нет, чтобы помочь и объяснить. Один фельдшер на целую волость. А в волости девятнадцать деревень — больше десяти тысяч человек. Вот от темноты деревенской и начинается разговор о порче, о наговорах, о худом взгляде. У человека печень не в порядке, ему жирное есть не полагается, а он плотно поел жареного сала. Ну, его сразу и схватило так, что он по полу катается. И тут все решают, что на человека «надели хомут». Или, скажем, у больных грыжей при тяжелой работе происходит выпадение внутренних органов. В этом случае все решают, что такому человеку кто-то «подвесил килу» или «посадил редьку». На того напустили «кумушку», на другого рожу, на третьего сухотку. Так и живут под страхом, что на них, того и гляди, кто-нибудь не так посмотрит или напустит какую-нибудь болячку. Все это идет от темноты и суеверия. И те люди, которые всему этому верят, называются людьми суеверными. Там, где существует грамотность, просвещение, наука, там не остается места суевериям. Раньше суеверные люди считали пароход, железную дорогу настоящей чертовщиной. А теперь все спокойно ездят и на пароходах, и по железной дороге и не думают ни о какой нечистой силе. А взять огнестрельное оружие. Когда оно впервые было изобретено, то суеверные люди считали его адской силой. А теперь все спокойно ходят и ездят с ружьями на охоту.

В нынешнем году вы начали ходить в школу. И скоро научитесь читать и писать, сделаетесь настоящими учениками. И теперь вы должны знать, что никакой нечистой силы на свете нет, что нечистая сила есть порождение темноты, страха и суеверия. Теперь вы настоящие ученики и должны всем объяснять это… Филя Зайков должен втолковать своему дедушке, чтобы он не волновался и не пугался нечистой силы. А Петя Худяков должен объяснить своему отцу, что в бане под полом нет никаких чертей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На краю света. Подписаренок"

Книги похожие на "На краю света. Подписаренок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игнатий Ростовцев

Игнатий Ростовцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок"

Отзывы читателей о книге "На краю света. Подписаренок", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.