Юрий Рюриков - Мед и яд любви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мед и яд любви"
Описание и краткое содержание "Мед и яд любви" читать бесплатно онлайн.
Эта книга писателя и социолога о вечном и новом в любви, о том, чем именно отличается любовь от влюбленности и кто из нас способен и неспособен любить. В книге идет речь о кризисах любви и семьи, о переменах в современной психологии, о царящей у нас докультуре личных отношений и о ростках новой культуры. В книге говорится о разных видах любви, о том, как они зависят от человеческого характера, и о новых, современных классификациях темперамента и характера. Рассказывает книга и о новых основах супружества, которые сейчас рождаются, о законах семейной совместимости и о других спасательных кругах от наших бед.…
Это частичный подход к личности, он как бы рассекает человека на две механические половины — на существо общественное и биопсихологическое. Гораздо вернее, видимо, именно целостный подход, за который стоял К. К. Платонов, а до него крупный психолог С. Л. Рубинштейн. Личность — это индивидуальное проявление всех основных свойств человека в их живом слиянии, это цельная «система» всех свойств человека.
48
Девушка просила не называть даже ее инициалы.
49
У человека есть около десяти первичных эмоций — коротких чувств-откликов, как бы ориентировочно-оценочных чувств. Это любопытство, настороженность, удовольствие и неудовольствие, гнев, страх, дружелюбие, нежность, отвращение, покорность. (Изард К. Эмоции человека. М., 1980). У. Мак-Дауголл добавляет к ним еще одну — половое желание.
Повторю еще раз: наша психологическая грамотность очень слаба, и мы часто смешиваем чувства и эмоции или видим их разницу внешне, туманно. Мало помогает здесь и наука. В психологии чувств много «белых пятен» и приблизительности, много разнобоя в самых исходных понятиях — скажем, чем отличаются между собой чувства, эмоции, что ими движет, по каким законам они живут. (Это хорошо видно, скажем, по недавней хрестоматии «Психология эмоций. Тексты». М., 1984.)
Психологии чувств еще далеко до пусть полуточной науки, хотя она и начиналась — парадокс истории — почти как «точная». Спиноза, великий голландский философ, еще в XVII веке пытался создать как бы «геометрию чувств» — хотел построить науку о чувствах по образцу самой философской из тогдашних точных наук— геометрии.
50
У этой теории есть, видимо, слабое место, которое и вызывает настороженность психологов. Исходя из нее, можно предположить, что в ненапряженных, привычных положениях человек вообще обходится без эмоций, одной «информацией». При таком подходе человек как бы становится мыслящей машиной, у которой главный двигатель — сознание, а эмоции включаются лишь тогда, когда этому двигателю не хватает информации.
Впрочем, снять упрек в таком подходе к человеку нетрудно: стоит только сказать, что эмоции живут в человеке всегда и при достатке информации они не исчезают, а просто слабеют.
Кроме того, сила эмоций зависит от их биологической основы, а она разная у людей разного темперамента, здоровья, возраста. Это, конечно, простейшая истина, и теория П. В. Симонова учитывает ее, но она посвящена не азбуке, а алгебре наших эмоций.
51
Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления. М.-Л., 1959, с. 15. В этих прекрасных словах есть, по-моему, только одна неточность: жажда властвовать — это желание я-центриста, а любящая душа чаще жаждет не властвовать, а чувствовать с другой душой в унисон.
52
Социальные исследования, вып. 7. М., 1971, с. 89–90. Наверно, любовь часто смешивается здесь с влюбленностью.
53
Молодежь и современность. М., 1975, с. 130–132. Цифры С. Голода и Н. Юркевича — одни из первых шагов возрождавшейся у нас социологии семьи. Появившись в лакировочные 70-е годы, они стали неприятным открытием, которое замалчивалось или затушевывалось. Цифры эти во многом действительны и сегодня, но с поправкой: дела в браке еще больше ухудшились, и чувства у людей гаснут, видимо, чаще и быстрее.
54
Это отклик на мою статью «Только ли любовь?» (Литературная газета, 1974, 17 июля.)
55
Весь текст в кавычках — из этой вырезки («Неделя», 13–19 января 1986, № 3) и еще из одной беседы с тем же психологом («Московский комсомолец», 1986, 27 июня).
56
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987, с. 100.
57
Ибн Хазм. Ожерелье голубки. М., 1957, с. 17, 18.
58
Т. Г. Ван де Вельде. Тайники брака и техника красоты в связи с проблемой годности к браку. Кн-во «Общедоступная библиотека», Рига.
59
André Le Gall et Susanne Simon. Les caractères et le bonheur conjugal. Paris, 1964, p. 14.
60
«После первого же разговора чувствуется, что люди они в общем-то разные. Леонов — весь распахнутый, общительный, контакт с собеседником у него устанавливается мгновенно. Его жизнерадостность, веселье настолько заразительны, что почти любая компания, в которую он попадает, как правило, сразу подстраивается под него… Кубасов несколько медлителен, внешне флегматичен, очень скуп на праздные, с его точки зрения, разговоры. Чтобы привыкнуть к новым людям, ему нужно время… В его натуре сначала всесторонне все обдумать, взвесить, прикинуть возможные последствия и только после этого действовать» (Коновалов Б. Двое из двухсот пятидесяти миллионов. «Известия», 15.7.75, 164).
61
Вот Петр Климук говорит после двухмесячного полета с Виталием Севастьяновым неожиданные слова: «Наши отношения с Виталием напоминали постоянное соревнование в том, кто принесет друг другу больше радости». Именно такими словами Стендаль писал о любви: любовь, говорил он, это соревнование в том, кто принесет друг другу больше радости… Интересные сведения о психологической совместимости в земных и в космических экспедициях есть в книгах Ю. Сенкевича «На «Ра» через Атлантику» (М., 1973), А. Л. Леонова, В. И. Лебедева «Психологические проблемы межпланетного полета» (М., 1975). К сожалению, психологи, занимающиеся совместимостью у космонавтов, моряков, полярников, геологов, нередко пишут о ней узко, неглубоко.
62
Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека… Кн.: Психология индивидуальных различий. М., 1982, с. 27. Сам Павлов говорил об этом так: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы (а они так точно характеризованы) на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами». (Доклад «Физиологическое учение о типах нервной системы, темперамента тоже»: Павловские среды, т. 1. М.-Л., 1949.)
63
Психология индивидуальных различий, с. 29–30. Так же, кстати, думали и античные медики, творцы учения о темпераменте. Темперамент по-латыни значит соразмерность, правильная мера, и каждый темперамент, если он не чрезмерен, хорош и здоров.
64
В. Д. Небылицын. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
65
К сожалению, похоже отзывался о меланхолике и И. П. Павлов. «Меланхолический темперамент, — говорил он, — характеризуется слабостью, это явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное». (Павловские среды, т. 1. М.-Л., 1949, с. 191.)
66
1. Силы, которые связывают вас. 2. Что больше всего мешает вашим чувствам и отношениям? 3. Что больше всего привлекает вас в близком человеке?
67
Что касается холеры, то ее название тоже произошло от слова холе — желчь, а меланхолик — мелайна холе — никого не холит, хотя если его беречь и любить, он в ответ может холить близких людей как никто.
68
Левитов Н. Д. Проблема характера в современной психологии; Ананьев В. Г. Строение характера. — В кн.: Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982; Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986; Краткий психологический словарь. М., 1985.
69
Когда эта книга уже ушла в типографию, я прочел «Введение в сексологию» И. С. Кона (М., 1988) и узнал, что изобрел велосипед: оказывается, у немецких психологов есть термин «амбиверт», который, правда, почти не применяется. Кстати, Юнг понимал, что такая двоякая направленность есть в каждом человеке. Это два обычных психологических механизма, писал он в своей самой известной книге «Психологические типы» (М., 1924), но один из них всегда господствует, а другой подчиняется.
Странно, но об их равновесии Юнг, видимо, и не думал. А ведь человек-равновес, сплав экстраверта и интроверта, так же естествен, как естествен эгоальтруист, сплав эгоиста и альтруиста.
Возможно, такое троичное деление — две противоположности и их смесь — это вообще генеральная модель всего устройства жизни, и любое деление на виды должно бы строиться по этой модели. Во всяком случае, мировая диалектика — и европейская, от Платона и Аристотеля до Гегеля и Маркса, и восточная, индийская и китайская — с давних пор считала, что троичность пронизывает все устройство мира.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мед и яд любви"
Книги похожие на "Мед и яд любви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Рюриков - Мед и яд любви"
Отзывы читателей о книге "Мед и яд любви", комментарии и мнения людей о произведении.