Геннадий Шубин - Вооружённые силы и военная промышленность Южно-Африканской Республики

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вооружённые силы и военная промышленность Южно-Африканской Республики"
Описание и краткое содержание "Вооружённые силы и военная промышленность Южно-Африканской Республики" читать бесплатно онлайн.
Данное издание является исправленным и дополненным вариантом книги «Вооружённые силы и военная промышленность ЮАР», вышедшей в 2007 г. в Институте Африки РАН.
В настоящем исследовании анализируются наиболее важные проблемы становления и развития южноафриканского военно-промышленного комплекса, сухопутных войск, ВМС и ВВС ЮАР и использования вооружённых сил ЮАР в миротворческих операциях ООН в ряде стран Африки, а также делается экскурс в военную историю страны конца XIX столетия.
Издание содержит сведения по всем видам вооружений и боевой техники, когда-либо производимых и используемых в Южной Африке.
Данная работа написана на основе большого количества отечественных и зарубежных исследований, военно-научных статей в советских, российских и зарубежных периодических изданиях, официальных документов правительства, материалов сети Интернет, а также в ежедневных печатных и электронных изданиях Южно-Африканской Республики. В книге даны несколько прогнозов возможного развития армии страны.
По данным полиции, в этот период в стране был совершен ряд ограблений, в которых непосредственно участвовали находившиеся в «самоволке» военнослужащие. Это вызвало серьёзную тревогу, как правоохранительных органов, так и руководства АНК, которые считали, что часть дезертиров может примкнуть к преступным группировкам[206].
Это и явилось одной из причин, по которой в ЮАР в феврале 1995 г. объявлено, что демобилизованные военнослужащие и бойцы освободительных движений будут теперь проходить 3–6-месячные курсы обучения гражданским специальностям.
Как указывал Дж. Модисе, идея создания подобных центров витала давно. Дело в том, что почти 50 % военных, заканчивавших службу, как правило, не имели гражданских специальностей и зачастую долго не могли найти работу. В новой демократической Южной Африке такое положение должно было быть изменено, и поэтому правительство было намерено организовать курсы обучения военных гражданским специальностям в самые короткие сроки. Дж. Модисе сообщил, что Китайская Народная Республика объявила о готовности оказать финансовое содействие в организации курсов для военных и выделяет на эти цели 40 млн долл США[207].
В июне 1994 г. стало известно, что более 160 военнослужащих «Умконто ве Сизве» проходили штабную подготовку в различных странах с целью последующего занятия командных должностей в САНДФ. В частности, 120 человек стажировались в Замбии, 39 — в Зимбабве, 5 — в Пакистане, 2 — в Китае и 1 — в Индии. Это было сделано с целью исправить своеобразный «перекос», сложившийся в САНДФ, где 50 % солдат составляли чёрные, но офицерский корпус более чем на 80 % был укомплектован белыми[208].
В октябре 1994 г. президент Н. Мандела после переговоров с командным составом САНДФ предупредил бывших бойцов «Умконто ве Сизве», что правительство примет меры для обеспечения военной дисциплины, если военнослужащие и впредь будут игнорировать свои воинские обязанности. Он отметил, что войска испытывали определённые трудности и им следовало бы уделять больше внимания, но армейская дисциплина крайне важна[209].
Основной темой упомянутой «Белой книги» была «трансформация оборонительной политики и Южноафриканских национальных сил обороны (САНДФ) в свете важных политических и стратегических событий на национальном, региональном и международном уровнях после прекращения холодной войны и конца апартеида»[210].
«Белая книга», в частности, предусматривала проведение «Defence Review» — рассмотрения вопросов обороны с целью всестороннего и долгосрочного планирования развития вооружённых сил ЮАР и подготовку соответствующего документа. Предусматривалась выработка вариантов численности, роли и структуры САНДФ, их вооружения и снаряжения, исходя из положения Конституции, предусматривавшего, что эти силы будут носить преимущественно оборонительный характер. На рассмотрение руководства страны и её общественности должны были быть также представлены подробные и мотивированные предложения по финансированию САНДФ. При этом предполагались «рационализация нынешних расходов», также как и оптимизация численности САНДФ в условиях «отсутствии вероятной военной угрозы обычного типа». Принципиально важным было и положение о том, что персонал бывших ВС Претории, бантустанов и освободительных движений должны были быть представлены в САНДФ на равных условиях[211].
Непосредственная разработка документа велась назначенной министром обороны Рабочей группой, состоявшей из членов парламента, сотрудников Секретариата обороны (гражданского «крыла» военного ведомства ЮАР), самих САНДФ, представителей оборонной промышленности, ученых и неправительственных организаций. Неоднократно эта группа устраивала открытые для общественности общенациональные и региональные конференции и брифинги для парламентского комитета по вопросам обороны[212].
В 1998 г. после одобрения министром обороны и президентом страны подготовленный доклад был рассмотрен и одобрен Национальной ассамблеей.
Конкретные предложения по строительству вооружённых сил были разработаны на основе анализа видов возможных угроз ЮАР. Вторжение из вне рассматривалось как «весьма отдаленная» угроза не только потому, что у страны нет врагов сейчас и в обозримом будущем, но и потому, что «потенциальный противник» не может получить значительных преимуществ от вторжения. Отмечалось, что изолированное географическое положение ЮАР не позволяет использовать её территорию в качестве плацдарма для действий в других районах (в качестве исключения рассматривалась возможность «нападения на морской путь вокруг Мыса Доброй Надежды» в случае «маловероятной мировой войны»[213]. А минеральные ресурсы, которыми богата страна, по мнению авторов доклада, «не имеют достаточного стратегического значения», поскольку могут разрабатываться и в других районах мира[214]. В свете последующего развития событий это положение кажется спорным, о чем будет сказано ниже.
Маловероятными (хотя и более вероятными, чем вторжение) считаются и ограниченные военные действия третьей стороны с целью заставить ЮАР отказаться от поддержки страны — члена САДК, подвергнувшейся агрессии. Однако САНДФ должны быть уже в мирное время готовы к отражению такой угрозы.
Серьёзными могут быть последствия «внутренних военных угроз» конституционному порядку — гражданской войны или восстания общенационального или провинциального масштаба, возможно, при поддержке иностранных агентов или сил. Но и такое развитие событий, по мнению составителей доклада, маловероятно.
Как более возможные рассматриваются отдельные атаки («рейды»), в том числе тайные операции на территории ЮАР «безответственных и иррациональных правительств» или радикальных неправительственных организаций с целью «запугивания или наказания» ЮАР.
С учётом зависимости ЮАР от внешней торговли, особенно от морских перевозок, весьма негативное воздействие на благосостояние страны и её населения могла бы иметь блокада, прежде всего морская, а также сухопутная или воздушная.
Относительно высокой является вероятность нападения на южноафриканские посольства, суда и самолёты в основном со стороны международных террористов и пиратов. Отсюда — необходимость быть в постоянной готовности к действиям по защите и освобождению таких объектов.
Наконец, САНДФ должны быть готовы к защите морских ресурсов страны и принадлежащихей островов[215].
На основе анализа угроз были разработаны предложения по стратегии действий вооружённых сил страны, их структура и необходимое вооружение. Например, при обороне на суше планируется использовать, прежде всего, силы быстрого реагирования — механизированную пехотную бригаду, бригаду ВДВ и бригаду специального назначения.
Особое внимание в докладе было уделено участию САНДФ в международных миротворческих операциях[216] и сотрудничеству с соседними странами в рамках САДК[217].
Что же касается использования этих сил для выполнения полицейских функций на территории ЮАР, то оно рассматривалось как «нежелательное», однако при продолжении насилия и сравнительной нехватке персонала полиции на некоторое время по-прежнему допускалось использование САНДФ для содействия полиции.
Как уже говорилось, Вооружённые силы сокращались количественно. При этом в 1994 г. 66 % личного состава армии составляли темнокожие. Но в наиболее элитных структурах (ВМС и ВВС) к этому времени их число не превышало 40 %[218].
В сентябре 1994 г. тогдашний министр обороны Джо Модисе заявил, что ЮАР не сможет создать эффективные Вооружённые силы, если продолжится и далее сокращение военного бюджета. В условиях войны в Анголе, оккупации Намибии и рейдов на территории соседних независимых африканских государств военный бюджет рос из года в год, но к моменту перехода власти к правительству, возглавляемому Африканским национальным конгрессом, «польза от мира» (peace benefit) уже была очевидной. Бюджет уменьшился на 40 % по сравнению с 1989 г. и военные расходы снизились с 4,3 % ВВП в 1989 г. до 2,7 % ВВП в 1994 г.[219] Это отразилось и на закупках вооружений государственной компанией «Армскор», которые сократились в стоимостном выражении с 3,6 млрд рандов в 1989/1990 финансовом году до 1,7 млрд рандов в 1996–1997 финансовом году[220].
Изменения в командованииВ марте 1997 г. правительство страны одобрило поправки к закону об обороне, в соответствии с которыми статус главы департамента обороны от командующего САНДФ перешел к гражданскому лицу — секретарю по обороне. Другими словами, поправки, принятые по предложению заместителя министра обороны Рони Касрилса, лишили командующего САНДФ статуса главы департамента, контролировавшего бюджет. Эти функции перешли к секретарю по обороне генералу в отставке Пьеру Стейну. В результате изменений глава САНДФ генерал Меринг стал военным советником, а Стейн — политическим советником министра обороны Джо Модисе[221].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вооружённые силы и военная промышленность Южно-Африканской Республики"
Книги похожие на "Вооружённые силы и военная промышленность Южно-Африканской Республики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Шубин - Вооружённые силы и военная промышленность Южно-Африканской Республики"
Отзывы читателей о книге "Вооружённые силы и военная промышленность Южно-Африканской Республики", комментарии и мнения людей о произведении.