В. Бирюк - Догонялки
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Догонялки"
Описание и краткое содержание "Догонялки" читать бесплатно онлайн.
«Воюют не числом, а уменьем». Так это, если кто забыл — Суворов сказал. Вольтер, хоть и атеист, а понимал: «Бог на стороне тех, кто лучше стреляет, а не — больших батальонов». Но эти цитаты — из 18 века. Типа: эпоха всякого гумнонизьма и общей человекнутости. Когда человек не — «прах», а — «венец творения». Когда, хоть бы в военном деле, до людей дошло: профессионалы — выигрывают. Мало молиться — надо уметь.
Но у меня здесь — среднее средневековье. Основной принцип здесь: «иншалла». В смысле: «на всё воля божья». Не, я ж не возражаю: если у тебя ГБ — в подсоблятниках, то кельму — и в руки брать без надобности. «По щучьему велению, по божьему соизволению, напечатай мне, печка, большой джек-пот». Это даже не «Билл-с-холма», это — «Емеля-с-печи».
Я с уважением отношусь к «коллегам по несчастью» — по вляпу и попадизму. Понимаю и сочувствую их стремлению хоть как-то улучшить новое место обитания, чего-нибудь там сделать, построить. Но… эти обжиговые печки… ведь без них же никуда! Никакого каменного строения не сделаешь. А они тут такие… уродины! — вообще без верхнего свода делаются! Как очаг в шалаше. Даже простая домовая чёрная печь — сверху закрывается сводом. Самоё тёплое место в избе — лежанка на печи, на этом своде. А у этих… всё открыто небесам.
В самой обжиговой печке функционально разделяются два пространства: нижнее — топочная камера, и верхнее — жарочная. В нижнем — топливо горит, в верхнем — кирпич жарится. Как всё просто! Но… в «Святой Руси» у печей для обжига кирпича верхняя камера — дна не имеет.
Ме-е-едленно.
Диаметр печки: 4–5 метров. Сковородок таких не бывает, железо в этих установках вообще не используется. Размер местного кирпича, примерно, 3x17x27 сантиметров. Смешивать заготовки кирпича с топливом — нельзя. Как его обжарить?
Детская такая, чисто геометрическая задачка.
Ещё из геометрии: у киевских и черниговских обжиговых печей этой эпохи толщина стенок по всей окружности — под метр, у смоленских и суздальских — большая часть периметра 20–30 сантиметров. Почему? И как мне тут делать?
И вновь удивляюсь точности Твена даже в мелких деталях:
«Отец мой был кузнец, мой дядя — ветеринар, и сам я в юности был и кузнецом и ветеринаром. Потом я поступил на оружейный завод и изучил мое теперешнее ремесло, изучил его в совершенстве: научился делать все — ружья, револьверы, пушки, паровые котлы, паровозы, станки. Я умел сделать все, что только может понадобиться, любую вещь на свете; если не существовало на свете новейшего способа изготовить какую-нибудь вещь быстро, я сам изобретал такой способ, и это мне ровно ничего не стоило».
Да, такой человек, «янки из янки», как он о себе говорит, способен выжить в «попадизме».
Каждый человек, оказавшись в новой для себя ситуации, сталкиваясь с новой задачей, использует свой прежний опыт. Наверняка — негодный. Ибо получен он в других условиях. Но хоть что-то близкое есть? Я могу понять успешность, хотя бы — выживаемость в «Святой Руси», или в каком другом средневековье, хоть — историческом, хоть — фэнтайзийном, профессиональной «плечевой» проститутки или, например, копача-стахановца. Спрос на их услуги практически вечен. А вот остальные… как слепой котёнок. Потыкался-потыкался… и волной смыло.
Всю жизнь мою приходилось мне принимать решения, не имея на то довольно знания или навыка. Сколь можно было — спрашивал у людей сведущих. Сам думы думал аж до боли, до бессонницы. Говорят иные: «удачлив Воевода Всеволжский, Богородица к нему благоволит». И это есть. И труды мои бессонные есть. И к каждому делу желание научиться — есть. А ошибок, всё едино — не избежать. А тогда не каяться да плакать надобно, лбом в пол стуча: «Господи, научи, Господи, просвети», а ошибки свои — себе же на пользу оборачивать. Вот и печка эта — ошибка моя. Не от того, что сказал:
«Делай так», а оттого, что сведущим людям доверился да не сказал: «Так — не делай». Но и с этой печи польза получилась. А вот ныне мы более так не строим.
Когда поутру Фанг своих «лесовиков» привёл, пошла у меня в Пердуновке санобработка.
Может, кто видел в послевоенной хронике, как маленькая немка плачет, когда американский солдат её голову дустом посыпает? Так вот, у меня тут ни немцев, ни американцев, ни дуста, ни маленьких девочек. И плач быстро кончился. «Мужчины не плачут, мужчины огорчаются». Это не грузин в кино говорит, это один маленький голядин в парилке другого, ещё меньшего, жизни учит. А так-то — всё похоже.
Глава 167
Детей помыли, постригли, одели, накормили, спать уложили. Сбегали с Фангом к этому глинищу. Ага. И ещё два раза — «ага».
Факеншит! Не пойму я — попаданцы что, по земле не ходят?! Только по дорогам с твёрдым покрытием? «Полоса препятствий» по периметру Велесова святилища… не только лошадь не пройдёт — человек, только физически здоровый и с толковым проводником. Дальше — болото. Как я к болотам… Ну, я уже об этом… В болоте — цепочка грязных луж и ям с водой. Зверушка там какая-то сидела. Как зовут — в кустах не разобрать. Нас услыхала, в лужу плюхнулась и только осока на той стороне волной пошла.
— Это речка, Невестинка.
Да ну?! Это вот оно?!
«Вдруг, в болоте, плюхнулся зверь.
Всё мне ясно стало теперь…
Столько лет я спорил с судьбой
Ради этой встречи с тобой!».
И рядом с этим сыро-мокро-мягко-болотным безобразием — горушка. Естественный выход природной красной глины хорошего качества. Что красная глина — «хорошо», здесь уже понимают. Лет сто уже как дошло. До того кирпич на Руси делали только из каолиновых глин. Цвет другой — розовый, палевый… Таскали часто издалека. Потом кто-то додумался. Вот как бы мне таких, «додумывающихся», сыскать…
Судя по деревцам на макушке холма — не во всякое половодье затапливается. «И обуяла меня радость несказанная». И — «обуяла», и — «обула». Точно, что «несказанная» — слов нет. Только скрежет зубовный. У меня там народ под снег без печей пойдёт, а здесь… А здесь, как всегда… В смысле — сопли в сторону, решаем нормальную технологическую задачу. Либо копать глину и тащить её через всё это… безобразие в Пердуновку. Там строить печи и делать кирпич. Либо чего-то прямо здесь удумать. Песок, вода, лес на дрова — есть недалече. Потом, может, и торф…
Стоп! Кто это недавно кричал: «ирригировать всю Россию»? Именно, что через «И», а не через «Э». Ежели через эти лужи да ямы канавку прокопать… и получиться у меня исконно-посконное средство сообщения. В смысле — водный путь. Не — «Из Варяг в Греки», конечно, а из болота в Пердуновку. Ну и ладно — «какие сами — такие и сани» — русская народная мудрость.
Как справедливо сказал Владимир Семёнович в своей общенародной песне:
— Чему нас учит, так сказать, семья и школа?
— Что жизнь сама таким, как мы, заплатит много.
Что, безусловно, верно при условии наличия глубокой переработки первичного сырья. Моя Россия и так — сырьевой придаток всего мира. Ну, половины. То есть — полупридаток. Нафиг-нафиг, менять будем здесь и сейчас, прямо в «Святой Руси», прямо вот в этом болоте.
А страшно, однако. Ножкой-то топнуть я могу, но тут делов… Поднимать мужиков надо, на работы расставлять… А я в этом… Что в болотах, что в половодьях, что в средневековых кирпичных заводах… А если ошибусь? И весь мой наработанной потом и кровью, и, между нами говоря — немалой уже кровью, авторитет… Нет, что «Зверь Лютый» — это останется. Но — бестолочь, неудачник. А это клеймо на «Святой Руси» — хуже рабского ошейника, как прокажённый. С тобой рядом никто и на одном поле не сядет.
Утром устроил консилиум. Или — симпозиум? Скорее — базар. Собрал матёрых мужиков, в ком мозги заметил, в лесу. Вывел их на этот островок с глиной, показал план местности, ночью нарисованный — как я это себе представляю, и спросил:
— Ну, что скажите?
Я же говорю — базар. Сперва — вежливенько. Потом маты пошли, потом — друг дружку за грудки таскать. Матёрые «пауки», которых Хрысь привёл для совета, уже пару рябиновских, что с конюхом-управителем заявились, за бороды ухватили:
— А…! Ты…! Орехи-то в позапрошлом годе…
— А нехрен было хлебалом щёлкать. А в ентом годе и вовсе…
Мужички толкаются всё сильнее, кто-то уже в болотище упал, кому-то уже помогли… упасть. Крики с соплями в разлёт. Тут спокойный голос со стороны:
— А навесы, чтобы кирпичи сырые сушить, надо с южной стороны ставить. Вон тама. (Потаня в свару не ввязывается: он же — не пауковский и не рябиновский, он же теперь — пердуновский. Вот и показывает спокойно — где тут чего должно быть по его разумению).
— Ты! Молодой ещё! Указывать! Холопина безрукая! Каки таки навесы! Чего сушить-то?! Осень-жа! Дожди-жа! Болота-жа! (Мужичок из «пауков» эмоционально предлагает послать всю эту задумку. Сначала — до весны, а там… как получиться).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Догонялки"
Книги похожие на "Догонялки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Бирюк - Догонялки"
Отзывы читателей о книге "Догонялки", комментарии и мнения людей о произведении.