Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Описание и краткое содержание "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать бесплатно онлайн.
Книга московского писателя Дмитрия Александровича Урушева посвящена старообрядчеству. История этого исконно русского духовного движения от трагического Раскола середины XVII века до наших дней предстает в портретах выдающихся его деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), в рассказах о достопамятных событиях. Книга написана на богатом фактическом материале, что не лишает ее легкости стиля и простоты изложения. Она будет интересна самой широкой читательской аудитории — не только подготовленным специалистам, но и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга Урушева может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».
На обложке дан фрагмент картины M.B. Нестерова «Великий постриг»
Но городские власти, имея возможность восстановить историческую справедливость и возвратить Старообрядческой Церкви старообрядческий же храм, стали незаконно требовать согласия архиепископа Сергия на возвращение храма. Поэтому митрополит Андриан вынужден был обсуждать этот вопрос с Сергеем Кириенко, полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе.
Но, к сожалению, владыка так и не дожил до того дня, когда самарским староверам разрешат молиться в храме, а не на улице?[205].
Митрополит Андриан скоропостижно скончался 10 августа 2005 года во время Великорецкого крестного хода в Кировской области. Освященный Собор, состоявшийся в Москве 18–21 октября, избрал главой Церкви епископа Казанского и Вятского Корнилия (Титова).
Сразу же после избрания корреспондент «Газеты. Яи» задал владыке Корнилию вопрос, волнующий всех староверов: «Может ли в ваше правление Старообрядческая Церковь пойти на сближение с РПЦ? Если да, то на каких условиях?»
Митрополит ответил: «У старообрядцев уже триста лет условия сближения не меняются. Я думаю, в Московской Патриархии о них знают. Это возвращение к дораскольному строю Церкви, о чем сегодня, разумеется, говорить не приходится. Среди ближайших и реальных задач, которые стоят перед нами, мы видим продолжение строительства добрососедских отношений, которые позволили бы приступить к изучению и решению спорных вопросов. При этом, как уже неоднократно говорил Митрополит Андриан, мы не вели и не ведем никаких переговоров с РПЦ о каком-либо соединении или близком сотрудничестве».
Опубликовано сокращенно: журнал «Истина и жизнь», 2005, № 12.
Опубликовано полностью: журнал «La nuova Ewropa», 2006, № 6.
СОКРОВИЩА ГРАДА КИТЕЖАДревняя Русь подобна неведомому граду Китежу, ушедшему на дно озера Светлояр. Начав погружаться в волны «житейского моря» при царе Алексее Михайловиче, старозаветная Русь безвозвратно сгинула при его сыне, императоре Петре I.
Но легенда гласит, что жизнь в Китеже продолжается до сего времени. Ежедневно на заре звонят колокола, призывая горожан на молитву. Их загадочный звон может услышать на берегу Светлояра только человек чистый душой и сердцем. Так же невидимо для большинства наших современников жизнь Древней Руси продолжается в старообрядчестве, в иконах и книгах, сохраненных и созданных староверами.
В наш век космических скоростей и высоких технологий старообрядцы сумели сохранить древнерусскую духовную культуру. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в живой повседневности. Глядя на староверов, на их молитву, труд и быт, можно представить себе наших далеких предков, скажем, XVII века и их степенное житие, еще не нарушенное реформами Петра I.
Со времен Алексея Михайловича и вплоть до начала XX века власти преследовали не только староверов, заклейменных презрительной кличкой «раскольников», но даже те книги и образа, в которых находили «доказательства раскола». Если, например, на иконе было изображено древнее двуперстное крестное знамение, то такую икону отбирали у владельцев, предварительно надпечатав сургучом, а затем либо уничтожали, либо записывали заново.
Власти поступали так даже в «просвещенном» XIX веке. «Святотатственное бесчиние» чиновников и полицейских при разорении старообрядческой молельни описывает Марк Александров, герой знаменитого рассказа Николая Лескова «Запечатленный ангел»: «Как они вошли, сейчас дверь на захлопку и прямо кинулись к образам. Одни лампады гасят, а другие со стен рвут иконы да на полу накладывают… Чиновники тем временем зажгли свечи и ну иконы печатать. Один печати накладывает, другие в описи пишут, а третьи буравами дыры сверлят, да на железный прут иконы, как котелки, нанизывают».
Подобным образом жандармы и чиновники поступали и со старинными церковными книгами. Если такие книги находили у кого-нибудь, то их отбирали и сжигали. В богатых монастырях и церквах старопечатные книги быстро заменялись новыми и сваливались в чуланы и подвалы. Благочестивые ревнители древности тайно выкупали эти книги у монастырских казначеев и церковных старост. Если пропажа все-таки обнаруживалась, то начальству сообщалось, что книги от времени обратились в пыль, а «каковых названиев были эти старые книги, о том уведать невозможно, ибо за нетлением прочесть их нельзя».
Старообрядцы сумели тщательно собрать и любовно сохранить древние иконы и книги — бесценное сокровище Святой Руси. Если бы не коллекционеры-староверы, не жалевшие сил и денег на поиск и приобретение книг и икон, наши знания о древнерусской культуре были бы неполны. Прав академик архитектуры Алексей Щусев, утверждавший: «В своих скитах и церквах они сохранили много образцов иконописи, которые в противном случае могли безвозвратно погибнуть. Это большая объективная заслуга старообрядцев».
Сокровищам старообрядчества посвящена выставка «Следуя отеческим преданиям», открывшаяся 2 ноября <2005 года> в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, в стенах бывшего Андроникова монастыря. Здесь можно увидеть памятники духовной культуры XIV–XX веков, сохраненные и созданные староверами. На выставке представлены не только древние образа из собрания Музея им. Андрея Рублева, но и книги и иконы из многих музеев России и частных собраний. В выставке принимают участие Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, музей-заповедник «Коломенское», Музей личных коллекций, Российская государственная библиотека и др.
В открытии выставки принял участие митрополит Корнилий (Титов) — недавно избранный глава Русской Православной Старообрядческой Церкви. Обращаясь к ценителям древнерусской культуры, пришедшим в Музей им. Андрея Рублева, митрополит сказал: «Мы испытываем радостное и трепетное чувство предстоящей встречи со своей историей и культурой, со свидетельствами духовного величия и высочайшего религиозного подвига той части русского народа, которая во времена духовной смуты сохранила верность отеческому благочестию. Мы пришли сюда, чтобы прикоснуться к родным для нас святыням русского православия, с их помощью войти в духовное общение с нашими благочестивыми предками».
По замыслу руководителя проекта, директора Музея им. Андрея Рублева Геннадия Попова и куратора выставки, старшего научного сотрудника Музея Елены Зотовой, экспозиция разделена на два раздела в соответствии с хронологией. Первый раздел размещен в небольшом приделе бывшей церкви Архангела Михаила и посвящен древностям, собранным и сохраненным староверами. Здесь представлены греческие и русские иконы и рукописи, созданные еще до раскола и сбереженные знаменитыми в прошлом староверами-коллекционерами: Тихоном Большаковым, Егором Егоровым, Анной Мараевой, Петром Овчинниковым, Георгием Рахмановым, Сергеем Рябушинским и Михаилом Чувановым. А также образа, украшавшие старообрядческие храмы: Успенский собор и Никольскую церковь в Москве, «Овражную» моленную в подмосковном селе Коломенское и Покровский храм в Серпухове.
Экспозицию первого раздела открывает древнейшая икона выставки — греческий образ «Богоматерь Одигитрия» (XV в.), подаренный в 1976 году Музею им. Андрея Рублева старообрядческой Рижской Гребенщиковской общиной. Здесь же можно увидеть древнейшую книгу выставки — фрагмент пергаментной рукописи «Минея праздничная» (XIV в.) из современного собрания старовера Д.В. Пересторонина.
В первом разделе особого внимания заслуживает деисус (композиция, изображающая Христа, Богоматерь и Иоанна Предтечу) из единоверческого Никольского монастыря на Преображенском кладбище, ныне хранящийся в Третьяковской галерее. По преданию, этот деисус, известный под названием «облачного», написан в XV веке иконописцами школы Андрея Рублева и приобретен в конце XVIII века купцом Иваном Кавылиным для основанных им старообрядческих храмов в селе Преображенское. Однако современные исследователи склонны считать «облачный» деисус искусной работой безвестного старовера-иконописца конца XIX — начала XX века.
Второй раздел выставки, посвященный художественному наследию старообрядческой культуры XVIII–XX веков во всем разнообразии его направлений и школ, расположился в просторном зале бывших настоятельских палат. Здесь, по словам кандидата исторических наук Елены Зотовой, была сделана попытка «как бы в полете по всей России обозреть разные центры старообрядчества».
Главная достопримечательность второго раздела — древний манускрипт «Слова постнические Василия Великого» (1402 г.). Эта книга, некогда написанная в стенах Андроникова монастыря, совершила путешествие по всей России. В XVII веке могущественный и богатейший боярин Борис Морозов (брат мужа знаменитой боярыни Морозовой) пожертвовал рукопись в храм своей вотчины села Рождественского Арзамасской волости. Отсюда книга попала в старообрядческий Преображенский монастырь на реке Иргиз (Саратовская обл.). После разорения обители в 1920-е годы манускрипт попал в библиотеку города Куйбышева. И лишь в 1961 году стараниями известного историка Михаила Тихомирова книга вернулась в монастырские стены, где была написана, в Музей им. Андрея Рублева.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Книги похожие на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"
Отзывы читателей о книге "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах", комментарии и мнения людей о произведении.