» » » » Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах


Авторские права

Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах

Здесь можно скачать бесплатно "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах
Рейтинг:
Название:
Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-4444-0574-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Описание и краткое содержание "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать бесплатно онлайн.



Книга московского писателя Дмитрия Александровича Урушева посвящена старообрядчеству. История этого исконно русского духовного движения от трагического Раскола середины XVII века до наших дней предстает в портретах выдающихся его деятелей (протопоп Аввакум, боярыня Морозова и др.), в рассказах о достопамятных событиях. Книга написана на богатом фактическом материале, что не лишает ее легкости стиля и простоты изложения. Она будет интересна самой широкой читательской аудитории — не только подготовленным специалистам, но и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве. Книга Урушева может быть использована в качестве учебного пособия при преподавании предмета «Основы православной культуры».

На обложке дан фрагмент картины M.B. Нестерова «Великий постриг»






Но городские власти, имея возможность восстановить историческую справедливость и возвратить Старообрядческой Церкви старообрядческий же храм, стали незаконно требовать согласия архиепископа Сергия на возвращение храма. Поэтому митрополит Андриан вынужден был обсуждать этот вопрос с Сергеем Кириенко, полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе.

Но, к сожалению, владыка так и не дожил до того дня, когда самарским староверам разрешат молиться в храме, а не на улице?[205].

Митрополит Андриан скоропостижно скончался 10 августа 2005 года во время Великорецкого крестного хода в Кировской области. Освященный Собор, состоявшийся в Москве 18–21 октября, избрал главой Церкви епископа Казанского и Вятского Корнилия (Титова).

Сразу же после избрания корреспондент «Газеты. Яи» задал владыке Корнилию вопрос, волнующий всех староверов: «Может ли в ваше правление Старообрядческая Церковь пойти на сближение с РПЦ? Если да, то на каких условиях?»

Митрополит ответил: «У старообрядцев уже триста лет условия сближения не меняются. Я думаю, в Московской Патриархии о них знают. Это возвращение к дораскольному строю Церкви, о чем сегодня, разумеется, говорить не приходится. Среди ближайших и реальных задач, которые стоят перед нами, мы видим продолжение строительства добрососедских отношений, которые позволили бы приступить к изучению и решению спорных вопросов. При этом, как уже неоднократно говорил Митрополит Андриан, мы не вели и не ведем никаких переговоров с РПЦ о каком-либо соединении или близком сотрудничестве».

Опубликовано сокращенно: журнал «Истина и жизнь», 2005, № 12.

Опубликовано полностью: журнал «La nuova Ewropa», 2006, № 6.

СОКРОВИЩА ГРАДА КИТЕЖА

Древняя Русь подобна неведомому граду Китежу, ушедшему на дно озера Светлояр. Начав погружаться в волны «житейского моря» при царе Алексее Михайловиче, старозаветная Русь безвозвратно сгинула при его сыне, императоре Петре I.

Но легенда гласит, что жизнь в Китеже продолжается до сего времени. Ежедневно на заре звонят колокола, призывая горожан на молитву. Их загадочный звон может услышать на берегу Светлояра только человек чистый душой и сердцем. Так же невидимо для большинства наших современников жизнь Древней Руси продолжается в старообрядчестве, в иконах и книгах, сохраненных и созданных староверами.

В наш век космических скоростей и высоких технологий старообрядцы сумели сохранить древнерусскую духовную культуру. Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в живой повседневности. Глядя на староверов, на их молитву, труд и быт, можно представить себе наших далеких предков, скажем, XVII века и их степенное житие, еще не нарушенное реформами Петра I.

Со времен Алексея Михайловича и вплоть до начала XX века власти преследовали не только староверов, заклейменных презрительной кличкой «раскольников», но даже те книги и образа, в которых находили «доказательства раскола». Если, например, на иконе было изображено древнее двуперстное крестное знамение, то такую икону отбирали у владельцев, предварительно надпечатав сургучом, а затем либо уничтожали, либо записывали заново.

Власти поступали так даже в «просвещенном» XIX веке. «Святотатственное бесчиние» чиновников и полицейских при разорении старообрядческой молельни описывает Марк Александров, герой знаменитого рассказа Николая Лескова «Запечатленный ангел»: «Как они вошли, сейчас дверь на захлопку и прямо кинулись к образам. Одни лампады гасят, а другие со стен рвут иконы да на полу накладывают… Чиновники тем временем зажгли свечи и ну иконы печатать. Один печати накладывает, другие в описи пишут, а третьи буравами дыры сверлят, да на железный прут иконы, как котелки, нанизывают».

Подобным образом жандармы и чиновники поступали и со старинными церковными книгами. Если такие книги находили у кого-нибудь, то их отбирали и сжигали. В богатых монастырях и церквах старопечатные книги быстро заменялись новыми и сваливались в чуланы и подвалы. Благочестивые ревнители древности тайно выкупали эти книги у монастырских казначеев и церковных старост. Если пропажа все-таки обнаруживалась, то начальству сообщалось, что книги от времени обратились в пыль, а «каковых названиев были эти старые книги, о том уведать невозможно, ибо за нетлением прочесть их нельзя».

Старообрядцы сумели тщательно собрать и любовно сохранить древние иконы и книги — бесценное сокровище Святой Руси. Если бы не коллекционеры-староверы, не жалевшие сил и денег на поиск и приобретение книг и икон, наши знания о древнерусской культуре были бы неполны. Прав академик архитектуры Алексей Щусев, утверждавший: «В своих скитах и церквах они сохранили много образцов иконописи, которые в противном случае могли безвозвратно погибнуть. Это большая объективная заслуга старообрядцев».

Сокровищам старообрядчества посвящена выставка «Следуя отеческим преданиям», открывшаяся 2 ноября <2005 года> в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, в стенах бывшего Андроникова монастыря. Здесь можно увидеть памятники духовной культуры XIV–XX веков, сохраненные и созданные староверами. На выставке представлены не только древние образа из собрания Музея им. Андрея Рублева, но и книги и иконы из многих музеев России и частных собраний. В выставке принимают участие Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, музей-заповедник «Коломенское», Музей личных коллекций, Российская государственная библиотека и др.

В открытии выставки принял участие митрополит Корнилий (Титов) — недавно избранный глава Русской Православной Старообрядческой Церкви. Обращаясь к ценителям древнерусской культуры, пришедшим в Музей им. Андрея Рублева, митрополит сказал: «Мы испытываем радостное и трепетное чувство предстоящей встречи со своей историей и культурой, со свидетельствами духовного величия и высочайшего религиозного подвига той части русского народа, которая во времена духовной смуты сохранила верность отеческому благочестию. Мы пришли сюда, чтобы прикоснуться к родным для нас святыням русского православия, с их помощью войти в духовное общение с нашими благочестивыми предками».

По замыслу руководителя проекта, директора Музея им. Андрея Рублева Геннадия Попова и куратора выставки, старшего научного сотрудника Музея Елены Зотовой, экспозиция разделена на два раздела в соответствии с хронологией. Первый раздел размещен в небольшом приделе бывшей церкви Архангела Михаила и посвящен древностям, собранным и сохраненным староверами. Здесь представлены греческие и русские иконы и рукописи, созданные еще до раскола и сбереженные знаменитыми в прошлом староверами-коллекционерами: Тихоном Большаковым, Егором Егоровым, Анной Мараевой, Петром Овчинниковым, Георгием Рахмановым, Сергеем Рябушинским и Михаилом Чувановым. А также образа, украшавшие старообрядческие храмы: Успенский собор и Никольскую церковь в Москве, «Овражную» моленную в подмосковном селе Коломенское и Покровский храм в Серпухове.

Экспозицию первого раздела открывает древнейшая икона выставки — греческий образ «Богоматерь Одигитрия» (XV в.), подаренный в 1976 году Музею им. Андрея Рублева старообрядческой Рижской Гребенщиковской общиной. Здесь же можно увидеть древнейшую книгу выставки — фрагмент пергаментной рукописи «Минея праздничная» (XIV в.) из современного собрания старовера Д.В. Пересторонина.

В первом разделе особого внимания заслуживает деисус (композиция, изображающая Христа, Богоматерь и Иоанна Предтечу) из единоверческого Никольского монастыря на Преображенском кладбище, ныне хранящийся в Третьяковской галерее. По преданию, этот деисус, известный под названием «облачного», написан в XV веке иконописцами школы Андрея Рублева и приобретен в конце XVIII века купцом Иваном Кавылиным для основанных им старообрядческих храмов в селе Преображенское. Однако современные исследователи склонны считать «облачный» деисус искусной работой безвестного старовера-иконописца конца XIX — начала XX века.

Второй раздел выставки, посвященный художественному наследию старообрядческой культуры XVIII–XX веков во всем разнообразии его направлений и школ, расположился в просторном зале бывших настоятельских палат. Здесь, по словам кандидата исторических наук Елены Зотовой, была сделана попытка «как бы в полете по всей России обозреть разные центры старообрядчества».

Главная достопримечательность второго раздела — древний манускрипт «Слова постнические Василия Великого» (1402 г.). Эта книга, некогда написанная в стенах Андроникова монастыря, совершила путешествие по всей России. В XVII веке могущественный и богатейший боярин Борис Морозов (брат мужа знаменитой боярыни Морозовой) пожертвовал рукопись в храм своей вотчины села Рождественского Арзамасской волости. Отсюда книга попала в старообрядческий Преображенский монастырь на реке Иргиз (Саратовская обл.). После разорения обители в 1920-е годы манускрипт попал в библиотеку города Куйбышева. И лишь в 1961 году стараниями известного историка Михаила Тихомирова книга вернулась в монастырские стены, где была написана, в Музей им. Андрея Рублева.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Книги похожие на "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Урушев

Дмитрий Урушев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Урушев - Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах"

Отзывы читателей о книге "Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.