Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том IV"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том IV" читать бесплатно онлайн.
Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.
Если же хотим Христу последовать, должно нам от ветхого человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочего отречься и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается бесчестия, поношения, поругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, когда Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхого человека слушать, но ради Христа бесчестие и прочее противное, нам приключающееся, презирать, взирая на Него, как Он ради нас не устыдился быть поруганным и прочие страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти, но и в том вера наша нас да укрепит, и жизни нашей не щадит, где нужда есть, Христа ради, Который положил за нас душу Свою (1 Ин. 3:16). Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием и показал путь от земли на небо. Поэтому должно на Него взирать, за Ним идти, и тем путем за Ним следовать, и от ветхого человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаясь и оставляя позади, последовать Начальнику веры и Совершителю (Евр. 12:2).
Родился Христос плотью – должны и мы родиться духом. Возрастал Христос – должны и мы расти духовно и не всегда младенцами быть во Христе. Искушаем был Христос сатаною (Мф. 4:1-11), – следует и нам искушаемыми быть от него и Христовою силою победить его. Вышел Христос на проповедь святого своего Евангелия, и учил правде, и свидетельствовал истину, как Сам Он говорит: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине (Ин. 18:37), – должны и мы, когда надлежит и где надлежит, истину не замалчивать, но безбоязненно слово истины свидетельствовать, и что в сердце веруем, устами исповедовать. Ненавидим был и гоним Христос за правду врагами правды – следует и нам, правду исповедующим, то же терпеть от мира, ибо мир не любит правды.
Подвизался Христос до смерти, смерти же крестной, за истину – так должны и мы до самой смерти стоять за истину, лживые уста заграждать, ложь и неправду обличать. Так пострадал Христос и вошел в славу Свою, как говорит нам: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24:26). Так и нам следовать за Ним и многими скорбями надлежит войти в царствие Божие, кровью и смертью Его отверстое (Деян. 14:22). Ибо нет иного пути к тому царствию, кроме пути тесного, скорбного и крестного, потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель (Мф. 7:13).
Возразит кто: «Как же от себя отречься? Это дело невозможное».
Ответ:
1) Не велит Христос совсем от себя отречься: надобно плоть голодную питать, жаждущую напаять, нагую одевать, утружденную упокоевать, ибо без того жить не можем. Надобно жизнь свою хранить и защищать.
2) За честь имени Его, в случае нужды, и плоть и жизнь нашу презреть должно, как Он Себя ради нас не пощадил. А без такой нужды себя и жизнь свою беречь. Например, когда нам следует или лишиться жизни, или согрешить Ему, в таком случае должны мы от себя отречься и лишиться жизни, нежели согрешить Ему. Без того должны себя и жизнь свою хранить.
3) Когда велит Христос отречься, то подразумевается отречение от злонравия и злой воли нашей, как выше сказано, ибо без того не можем угодить и последовать Ему.
4) Правда и то, что и злонравия нашего отречься и победить нашими силами не можем. Ибо злонравие свое победить, есть себя самого победить и отречься, что собственной нашей силе невозможно. Потому для этого искать нам должно помощи у Самого Бога, Который все может (Мф. 19:26). Потому поведено молиться, просить, искать и стучать (Мф. 7:7-11). Однако требуется и с нашей стороны старание, ибо Бог помогает труждающимся, а не лежащим и унывающим.
§ 358. Причины, ради которых должны мы от себя отречься и последовать Христу:
1) Если не хочешь от себя и злонравия своего отречься, снова ли хочешь обратиться к сатане, делам его, служению и гордыне его, от которых при крещении святом и вступлении в христианство отреклись мы и обещали Богу служить преподобием и правдою? Соединившись со Христом верою, снова ли хочешь союз этот спасительный разорвать? Познав путь правды, снова ли хочешь возвратиться назад от преданной святой заповеди истинной и на себе показать притчу: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр. 2:21-22), – и так попасться в тяжкое рабство дьявольское, от которого Сын Божий Кровью Своей искупил тебя и извел на свободу? Снова ли хочешь под гневом Божиим и клятвою быть? Ибо все это непременно последует не хотящему себя и своего злонравия ненавидеть, отрекаться, умерщвлять и последовать благому Христову нраву. Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня, – говорит Христос (Мф. 10:38). И еще: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8:38).
Стыдишься ли Христова смирения, терпения, кротости, и хочешь с миром в гордости, злобе, почитании и славе быть? Стыдишься и слов Христовых, которые поучают смирению, терпению и кротости, следовательно, и не следуешь Его смирению, терпению и кротости, а так и Самого Христа стыдишься. Стыдишься ли Самого Христа? Постыдится и Он тебя перед Ангелами святыми и всеми избранными Своими. Ибо не имеешь знамения, что ты Христов. Ибо знамение Христова раба – вера, любовь, терпение, кротость и прочее. Горе же будет тем, которых Христос постыдится, отречется и скажет: Не знаю вас, откуда вы (Лк. 13:25, 27). Не знаю вас, поскольку вы в гордости своей не знали Меня в смирении Моем. Что за этим страшным изречением последует? Страшнейший глас: Отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов (Лк. 13:27-28).
2) Смотри и рассуждай, сколько сыны века сего временных ради благ трудятся и подвизаются, ничего не почитают для себя тягостным и неудобным, дабы намеренное и желаемое получить. Не страшится воин исходить против неприятеля под пули, ядра, мечи и прочие оружия, явною смертью грозящие, чтобы от монарха, которому служит, честь и славу заслужить. Не боится купец скитаться по чужим странам, где повсюду разбои и прочие опасности, дабы тленное собрать сокровище. Не тяжко поселянину целое лето от зноя солнечного гореть и потом обливаться и трудиться ради желаемого плода. Чего ни делают честолюбцы? Каких услуг ни оказывают князьям, вельможам и прочим высоким лицам? Не только им самим, но и слугам их угождают, ласкают, раболепствуют, чтобы честь желаемую получить. Их всех надежда временного блаженства так сильно поощряет и убеждает труды всякие подымать и противности терпеть. Как тебя не поощрит к подвигу надежда будущего вечного и неизреченного блаженства, когда на то верою взирать будешь!
Истину тебе говорю, христианин: весь свет со всею славой, честью, великолепием, богатством и прочими утехами своими омерзеет тебе. Бесчестие, поношение и поругание ради Христа за честь себе вменишь. Нет о том сомнения тем, которые верою взирают на будущую сынов Божиих славу. Различно ее изображает слово Божие и представляет нам в утешение и духовную радость. Но Павел святой, неизреченных Божиих тайн зритель, краткими словами заключил: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). И Христос о избранных Своих говорит: Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13:43). Временное добро, как ни велико, и сколь долго ни иметь его, надобно, с лишением жизни сей, и того лишиться, а часто и прежде кончины отступает от нас, однако с такой охотой ищут его люди. Тем более, ради приобретения вечного блаженства, которое обещал Бог любящим Его, ничего для себя тягостным и неудобным не должны мы почитать, хотя плоти нашей и горестно кажется, особенно когда Сам Бог обещал в том помогать нам, и помогает труждающимся и ищущим Его. Все возможно верующему и истинно хотящему (Мк. 9:23).
3) Представь себе образ и нрав обоих – ветхого Адама и Христа, нас ради бывшего человеком, и рассуди прилежно: кому лучше последовать? Гордость, высокоумие, зависть, злоба, нечистота, срамословие, обжорство, хищение, лукавство, лесть, ложь и прочие мерзости – это ветхого Адама свойства. Скотский и зверский нрав ветхого человека лютостью подобен льву, хитростью и лукавством лису, хищением волку, нечистотою и обжорством псу, злобою василиску, и прочее. И нравы, которые особенно и раздельно имеются в бессловесных, те все в одном ветхом человеке находятся. Таковая мерзость в ветхом человеке кроется, и при случае подобными себе плодами себя показывает.
Сам ты, в ближнем твоем видя нрав сей, гнушаешься им, хотя и в своем сердце тот же нрав имеешь. Ибо все мы зло это в сердце своем носим, как рожденное с нами. Обрати теперь очи сердца своего на Христов нрав, который живо описывает нам святое Его Евангелие. В Нем является горячая любовь, объемлющая объятиями своими всех, друзей и врагов, сердце, жаждущее всем спасения, смирение глубочайшее, кротость и долготерпение к хулителям, святыня чище света, благосклонность к просящим, милосердие к бедным, сострадание к страждущим, милость к грешникам, благость и снисхождение ко всем. Хотим Бога Отца Небесного видеть? Во Христе Его видим. Хотим Божественный Его нрав познать, как щедр, милостив, долготерпелив и многомилостив, как жаждет нашего спасения? Во Христе, Единородном Сыне Его, познаем. Это тебе о Спасителе нашем предлагаю, христианин, не для того, дабы хвалить Его, – выше Он нашей хвалы, Которого хвалят небесные силы, и солнце не требует доказательства к своему свету, – но чтобы представить тебе Божественный Его и преблагой нрав, который сам собою влечет и привлекать должен сердца наши к любви и подражанию Ему, и так бы, оставив ветхого человека мерзость, последовать Ему возмог ты верою и любовью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том IV"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том IV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том IV", комментарии и мнения людей о произведении.