Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Описание и краткое содержание "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать бесплатно онлайн.
«Хрестоматия альтернативного разрешения споров» — первый в России сборник систематизированных материалов по методике преподавания и практического применения альтернативного разрешения споров (в целом) и его отдельных способов — третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража и посредничества (медиации).
Издание подготовлено на основе апробированных знаний и опыта как отдельных специалистов, так и российских юридических вузов и факультетов, а также выработанных в рамках Первой Всероссийской (международной) научно-методической конференции «Альтернативное разрешение споров в программах высшего и дополнительного профессионального образования» модельных программ преподавания способов АРС в качестве дисциплин (курсов).
Модельные образовательные программы могут быть использованы непосредственно для преподавания, а также в качестве основы для авторских курсов в области АРС. Учебно-методический комплекс удачно дополняется практическими рекомендациями и примерами использования указанных способов АРС.
Издание предназначено, в первую очередь, для преподавателей юридических вузов и факультетов, а также может быть успешно использовано для выработки программ дополнительного образования и повышения квалификации.
УРОК 5
Обучение в Школе посредничества (медиации) подходит к концу. На предыдущих уроках мы обсудили все стадии медиации, остановились на примерах из практики, в заключение обучения поговорим о вариантах применения медиаторских навыков, которые, надеемся, вы уже приобрели, а также об альтернативных медиации способах урегулирования споров и конфликтов.
Способы урегулирования конфликтов в случае невозможности проведения медиации
Консилиация
Консилнация — это ведение переговоров медиатором без непосредственной встречи сторон за одним столом; процедура, аналогичная «челночной дипломатии» в международных переговорах или методу «одного списка». Ее целесообразно применять в случае слишком сильной эмоциональной отягощенности конфликта, часто сопровождающейся нежеланием одной или обеих сторон встречаться лицом к лицу, но при наличии готовности все-таки попытаться разрешить проблему.
Консилиация позволяет сторонам меньше опасаться потери своего лица или риска подвергнуться давлению второй стороны и стать жертвой ее манипуляций. Она уменьшает риск «взрыва» процесса вследствие эмоциональной заряженности ситуации. Иногда к консилиации стоит прибегнуть по каким-либо техническим и другим причинам, затрудняющим очное участие сторон. В некотором смысле консилиация представляет собой меньший риск и для самого медиатора, так как работа сразу с двумя сторонами одновременно на порядок сложнее.
Нередко в процессе консилиации отношения между сторонами улучшаются настолько, что они оказываются готовы встретиться и завершить переговоры за одним столом. Из этого следует, что консилиация часто используется в процессе подготовки медиации, когда одна сторона уже готова к переговорам, а вторая — еще нет. Иногда, как уже говорилось, прежде чем стороны сядут за стол переговоров, может потребоваться 3–5 месяцев.
Несколько слов об упомянутой технологии «одного списка». Суть ее заключается в том, что каждая из сторон первоначально на одном листе пишет свои требования и предложения по урегулированию. Задача медиатора — работая по очереди с каждой из сторон и используя свои медиаторские навыки, добиться того, чтобы обе стороны после нескольких раундов изменений предложений и последующих обязательств по поводу последних пришли к единому списку, т. е. к соглашению. Естественно, что все требования, предъявляемые к соглашению в медиации (и переговорах), должны полностью выполняться. Как вы помните, речь идет о четкости и ясности языка, однозначности формулировок, конкретности сроков или условий и, конечно же, о санкциях в случае невыполнения соглашения сторонами. После того как стороны составили такое соглашение в процессе консилиации, они его подписывают и выполняют.
Консилиация также обладает высокой эффективностью, хотя в некоторых отношениях меньшей, чем очная медиация как таковая. Спасая стороны от проявлений негативных эмоций в отношении друг друга, консилиация, с другой стороны, лишает их преимуществ непосредственного обмена мнениями, возможности позитивного эмоционального взаимовлияния и взаимообучения. Она в меньшей степени, чем медиация, способствует выработке взаимопонимания и умения более эффективно общаться в дальнейшем, что чрезвычайно важно в случае продолжающихся отношений. Кроме того, она, как правило, требует гораздо больше времени.
На практике к консилиации приходится прибегать чаще в случаях деловых споров и при разрешении застарелых межличностных проблем. В последнем случае целесообразнее все-таки использовать консилиацию как этап и попытаться перевести ее в медиацию.
Консилиация используется также, когда вторая сторона отказывается вообще вести какие-либо переговоры. В этом случае медиатор работает с одной стороной, анализируя конфликт и вырабатывая возможные действия и поведение этой стороны в контексте урегулирования конфликта. И такие встречи могут происходить несколько раз, пока сторона не разрешит для себя проблему.
Если же такая встреча происходит только один раз, то речь идет просто о конфликтологическом консультировании.
Конфликтологическое консультирование
Конфликтологическое консультирование, или «разрешение проблемы», представляет собой работу с одной стороной в случае невозможности привлечения или нежелания второй стороны участвовать в какой бы то ни было процедуре разрешения данной ситуации. Нередко вторая сторона не знает о работе, проводимой с первой стороной.
Конфликтологическое консультирование отличается от психотерапии или психологического консультирования, хотя иногда трудно провести четкую границу между ними. Конфликтологическое консультирование не столь глубоко и не рассчитано на глубинный личностный анализ и изменения. В конфликтологическом консультировании используются многие приемы медиации. Например, в процессе консультации медиатор придерживается тех же стадий, что и в медиации. Он выслушивает проблему (презентация), совместно со стороной обсуждает возможное развитие событий (дискуссия по выработке вопросов для обсуждения), исследует интересы и помогает их осознать стороне (кокус), а затем вместе со стороной обсуждает, что она готова и может реально сделать для изменения ситуации конфликта, какие для этого необходимы ресурсы (подготовка соглашения). В результате консультации сторона имеет план конструктивных действий по урегулированию конфликта. Необходимо отметить, что очень важным фактором конфликтологического консультирования является снижение психологического напряжения клиента, который часто приходит в состоянии либо высокого агрессивного накала эмоций, либо полного эмоционального упадка и растерянности, когда он совершенно не в состоянии разумно, т. е. конструктивно, смотреть на проблему.
Нередко конфликтологическое консультирование является этапом, предваряющим и способствующим выходу сторон на медиацию.
Иногда оно применяется, и если обе стороны готовы участвовать в урегулировании проблемы. Такое предварительное консультирование может быть необходимо при большой степени сложности случая, наличии многих технических или других деталей, эмоциональной или информационной неготовности сторон к участию в переговорах.
Часто во время конфликтологического консультирования выявляется необходимость задействовать другие способы разрешения конфликта, например юридические, экономические или психологические.
Целью конфликтологического консультирования является попытка разрешения проблемы за счет более адекватного понимания ситуации, осознания истинных интересов и изменения поведения одной из сторон, вовлеченных в конфликт.
При этом медиатор должен исходить из того, что конфликт — это взаимодействие как минимум двух участников. Очень часто, особенно при длительных отношениях, оно развивается по вполне определенному сценарию. Это выражается в типичных высказываниях: «Да я заранее знаю, что он скажет», «Он всегда…», «Его не уломаешь…», «Он все равно найдет способ обмануть» и т. п.
Даже если это «одноразовый» контакт, обе стороны вносят свой вклад в результат их взаимодействия. Поэтому, если одна из сторон в результате проведенной консультации не дает «реплику» по ожидаемую сценарию, вторая сторона оказывается вынуждена тоже менять свое поведение.
Практика показывает высокую эффективность удачно проведенного консультирования. Даже если ситуация необратима, оно позволяет обратившейся стороне изменить отношение к происшедшему, получить эмоциональное облегчение и повысить свою способность противостоять развитию аналогичных проблем в будущем.
Конфликтологическое консультирование является наиболее частой формой работы медиатора в разрешении разных категорий конфликтов. Оно наиболее легко и органично вписывается в российскую культурную традицию и помогает усвоению идей медиации представителями самых разных групп населения.
В то же время, несомненно, совместное участие сторон в преодолении разногласий повышает эффективность их взаимодействия в работе, ускоряет разрешение проблемы и является желательным продолжением процедуры консультирования.
Конфликтологическая экспертиза
Еще одной из форм работы медиатора может быть конфликтологическая экспертиза.
Когда переговоры между сторонами наталкиваются на препятствия, стороны могут пригласить независимого эксперта-конфликтолога для анализа спорных проблем (иногда для экспертизы только единственного вопроса в конфликтной ситуации) и представления результатов анализа конфликта и рекомендаций его решения. На практике такие виды работ использовались во время крупных территориальных инвестиционных проектов. Например, при выделении крупного лесного массива в долгосрочную аренду иностранной фирме возникло множество конфликтов, инициированных населением и различными организациями. Приглашенный медиатор провел комплексное обследование ситуации с выделением фигурантов и их интересов на данной территории. Последовавший за этим анализ позволил сделать прогноз развития возможных конфликтов в будущем и динамику развития существующих. В результате фирма и инвестор принципиально изменили концепцию проекта и специально разработали план мероприятий по участию общественности. Мероприятием, завершающим острую фазу конфликта, была встреча представителей общественности с инвестором и фирмой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Книги похожие на "Хрестоматия альтернативного разрешения споров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров"
Отзывы читателей о книге "Хрестоматия альтернативного разрешения споров", комментарии и мнения людей о произведении.