Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Праздничная культура Вологодского края"
Описание и краткое содержание "Праздничная культура Вологодского края" читать бесплатно онлайн.
Альманах «Российский этнограф» является изданием самого широкого профиля. Кроме академических работ в нем будут публиковаться этнографические очерки, путевые заметки и другие материалы, представляющие интерес для этнологической дисциплины.
Издателя не разделяют некоторых позиций авторов альманаха.
Нередко ворожбу с лучинками заменяли гаданием на пальцах: закрывали глаза и пытались пальцем одной руки попасть в палец другой; если это удавалось, значит масет обязательно должен был прийти в этот день.
ВОРОЖБА С ПОДЖИГАНИЕМ КУДЕЛИ. Одним из наиболее распространенных видов святочных гаданий о поджиганием кудели было пускать хохолок в потолок. Его применяли, когда терпение девушек, ожидавших прихода на беседу парней, начинало иссякать, и монотонная работа, пение долгих песен и разные девичьи забавы уже успевали надоесть. Тогда-то одна из самых бойких девушек вырывала клочок кудели, выйдя на середину комнаты, поджигала его лучинкой и подбрасывала вверх, к потолку, с криком: «Хохолок в потолок, волошчана в избу хлоп!» (д. Брюшная). Все наблюдали, куда полетят кусочки пепла от сгоревшего «хохолка» (в д. Порядневщина так называли недопрядок), оттуда и должны были прийти парни — «чужаки» или «волошчана». Как видно из произносимых при гадании слов, это действие имело еще и магический, «приманивающий» смысл, и производилось, чтобы привлечь в избу парней.
Это гадание почти не отличалось в разных, даже удаленных друг от друга районах. Вот, например, описание из д. Бурлёво: «Гадали, придет парень или нет. Выдернут немножко кудельки кажна у себя, росшиньгают (=раздергают) на столе или на полу посерёдке и подожгут: «Хохолок в потолок!» — как полетит к потолку, так парень придет к девке», в с. Усть-Алексеево, если «хохолок» взлетал к потолку, значит парень, на которого загадала девушка, любит ее.
В д. Козлове клали комочек кудельки («круглышек») на ладонь и поджигали со словами: «Хохолок в потолок! Придут ли бесидники?» Если круглышек летел вверх, то придут.
Похожее гадание на святки (sunduma) было и у вепсов (д. Тукшозеро): девушки поджигали на улице или в избе клочок кудели и смотрели, куда он летит. Там и живет жених девушки.
В д. Михайловская существовала еще одна разновидность гадания с поджиганием кудели. «Девки, ковды нет робят, жгли сердечко; выдергивали из прясницы по кусочку кудели и скатывали два «сердечка» (о яйцо) — одно жениха, другое девки. На стов их положат, а поверх клали лучинку, Подожгут лучину с двух сторон и смотрят, которого сердецко быстрее загорит(ся): он женицца скорее или девка. А вместе загорит(ся), так он ее взамуж возьмет».
В д. Козлово два клочка кудели клали рядышком на пол и загадывали, который из них «девушка», который «парень», Затем поджигали оба и смотрели, как они горят. Если быстро потухнут, не догорев, то парень «не думает» о девушке, а если быстро и полностью сгорят оба, значит парень с девушкой скоро поженятся.
В Пучужском Петропавловском приходе в конце прошли века на беседах жгли воротца. Положив колечком кудель на ладонь, поджигали ее и смотрели в каком месте образуется разрыв. Считали, что в эту сторону придется ехать замуж.
ХОРОВОДЫ И ПЛЯСКИ
Хороводами и плясками — в большинстве мест пляска под «долгие», «досюльные» песни называлась «игрой» — как правило начинались и завершались развлечения на игрищах и беседах. Ярко и красочно эту сторону старых деревенек посиделок описал В.Александров еще в середине прошлого века. Вот несколько выдержек из его работы. «Каждая посиделка начинается игрой «парочками» («ходить парочками», «в парочки»). Эта игра в продолжение вечера несколько раз повторяется. Парень выбирает девушку, берет ее за руку, ведет на середину избы, где они становятся друг против друга и держатся за руки. Затем составляются еще две-три и более пар, которые становятся в ряд с первой парой. Пары эти ходят взад-вперед поперек избы, распевая «парные» песни… Когда песня пропета, молодцы снимают шапки и целуют девушек. Пары расходятся: парни идут на свои места, девушки выбирают себе новых парней и продолжают игру… Потом поют соборные песни, набирают игру «Заинька» или хоровод. Один из парней выводит девушку в середину избы и под песню «Заинька беленький» пляшет вместе с девушкой, кружится, выкидывая ногами разные фигуры, то есть заводит; игру «Заинька». По окончании! песни парень целует девушку, которая выбирает другого парня, а сама возвращается к своему. Выбранный берет себе любую девушку, они пляшут под вторую соборную песню («Во лужках девушки гуляли», «Груня, Груня, ягода моя», «Чижик, чижик, чижичек», «Из ворот было воротичек» и др.)».
Весь комплекс хороводных игр и плясок имел обычно одно общее название — по наиболее популярной игре или песне: «Заинька», «Груня», «Улица», «Чижик». Хоровод, то есть хождение кругом под песни, называли «городками» или «кружками», в д. Ягрыш — «ходить по кругу» и т. п. По названию, которое употреблялось в д. Виноград — кулишкам бегать можно предположить, что хоровода на святки некогда водили ряженые (см. «Кудеса, чудилки, окрутники»). Завершение хоровода также могло быть довольно оригинальным. Так, в с. Ягрыш один из игроков внезапно начинал топать ногами и «шукать»: «Кыш, кыш, кыш!» — после чего все разбегались и садились по лавкам.
Состав «долгих» или «святовських» песен и последовательность их исполнения бывали очень разными. Среди них можно с известной долей условности выделить три основных типа: наборные, собственно игровые и разборные. Наборные песни и хороводы («улоцька», «горюном ходить», «большой петух» и др.) служили для образования хоровода. «Разыгрывая» их, игроки постепенно становились в движущуюся цепочку, которая в конце песни (или несколько песен) замыкалась в круг. Разборные хороводы исполнялись обычно в конце игрища (плясок) либо перед началом других игр и развлечений. Для приглашения в хоровод или пляску существовало множество приемов, начиная с простых знаков (притоп, касание платочком, хлопок по плечу, дотрагивание до головы и т. п.), кончая довольно сложным церемониалом со множеством правил, известным досконально лишь знатокам — «заводилам». Вот, к примеру, описание М.Б.Едемским святочных хороводов («городков») из д. Рыкаловской, расположенной на р. Кокшеньга.
«Игра в городки даже при хорошем составе вечерования настраивается не вдруг, часто после долгих предварительных переговоров… Начинается игра «захаживанием». «Захаживать» первый городок должны молодцы, второй девицы и т. д. по очереди. Для захаживания выходят на середину избы несколько умелых певцов и знатоков игры — человека четыре-пять, иногда и двое — и, взявшись за руки (впрочем, не всегда), запевают соответствующую песню и в такт ей начинают ходить взад и вперед в кругу остальных сидящих вечеровальниц и вечеровальников, пока песня не будет допета до конца. Сопровождающие «захаживание» песенки отличаются обыкновенно краткостью и незатейливостью содержания. Первый городок молодцы «захаживают» «Ёршичками»:
— Уж вы, ёршички-ёрши,
Рыбка маленькая,
Да костоватенькая.
Ещо хто ёрша изловит,
Тово три раз целовать.
Два раз, три раз, девять раз
Да поцелую, сударь, вас.
Затем поют:
— Сколько-то на пече печины (=глины)
Да столько на сердце кручины;
Сколько в поле камешков,
Столько-то миленьких дружков;
Сколько-то на поле лопушёк,
Столько миленьких подружек.
У девиц чаще всего свои особые песни для захаживания. Окончив песню, «захаживальщики» останавливаются и начинают «становить» в круг других молодцов, приглашая огулом или выкликая по именам, а некоторых просто таща зa руки. Таким же образом «захаживание» ведется и девицами, с тою лишь разницею, что они выступают для этого в более многолюдном составе, чем молодцы, и нередко при захаживании уже становятся в круг, двигаясь в одну сторону.
По окончании «захаживания», когда все желающие играть со стороны «захаживающих» встали в круг, каждый из них начинает приглашать в городок «любую» девицу или, если «захаживали» девушки, то молодца. Приглашение, в зависимости от положения, какое занимает приглашаемый среди других, а также от степени знакомства с ним, принимает ту или другую, более или менее изысканную или упрощенную форму.
Когда таким образом набран полный круг — ГОРОДОК, начинается настоящая игра: весь городок с мерным стройным пением начинает плавно двигаться в одну сторону (по солнцу), потом фигура круга сменяется на подковообразную двойную цепь, что называется «ломать городок», и только с окончанием песни городок останавливается и снова принимает форму круга. После чего, разомкнувшись, молодцы и девицы становятся попарно, и каждая пара целуется три раза, стараясь при этом отодвинуться за линию круга. Целуются подолгу, с чувством. На этом первый городок заканчивается, и все расходятся по своим местам…
Первый городок обыкновенно сопровождается пением «За тынком было тыночком», и это обыкновение настолько устойчиво, что термин «затынивать» обозначает начало хороводной игры вообще…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Праздничная культура Вологодского края"
Книги похожие на "Праздничная культура Вологодского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края"
Отзывы читателей о книге "Праздничная культура Вологодского края", комментарии и мнения людей о произведении.