Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Праздничная культура Вологодского края"
Описание и краткое содержание "Праздничная культура Вологодского края" читать бесплатно онлайн.
Альманах «Российский этнограф» является изданием самого широкого профиля. Кроме академических работ в нем будут публиковаться этнографические очерки, путевые заметки и другие материалы, представляющие интерес для этнологической дисциплины.
Издателя не разделяют некоторых позиций авторов альманаха.
.
— Идет мужик из лесу,
Да весь обвесился,
Илия, Илия!
Да всё лисоцами,
Да все куницами.
Илия, Илия!
— Ушла наша коровушка
В лес за дровами.
Илия, Илия!
Думали, коровушка
Дров привезет, Илия, Илия!
А идет коровушка
С приплодом.
Илия, Илия!
Распространены были такого рода гадания и на западе Вологодского края. Особенно много записей из Кирилловского р-на. Так, в дд. Погостищье, Луканиха гадали накануне Нового года. В глубокую чашку клали колечко или другой мелкий предмет, накрывали чашку платков, одна из девушек в руки и трясла под короткие припевки, а остальные участницы должны были подходить к ней по очереди, и, засунув руку в чашку, ловить колечко. По какую песню удавалось его поймать, такая доля и была суждена гадающей в этом году. Вот некоторые примеры исполнявшихся при этом припевок:
— Рылася куроцька на завалинке.
Вырыла колецшко серебряное.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем!
— Идет коза из Питера,
Все бока изтыканы.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудецца — не минуется.
(д. Погостищъе) («быть битой»)
— Идет штука из озера,
На ней чешуя серебряная.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем!
— Бегает метёлка по наволоку,
Ищет метёлка быка-третъяка.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудется — не минуется.
— Чашечки-поплавушечки,
Куда поплыли, тут и росцвели.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудется — не минуется,
— На грядочке два веничка,
На полочке два рыбничка.
Кому поем, тому челом,
Кому выйдется, тому сбудется. —
— Идет мужик из улицы,
Несет мужик дубину вязовую.
— Ски, мамка, сочни,
Пеки пироги.
К тебе придут гости,
Ко мне женихи.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудется, да не забудется.
— Полно те, иголоцька, в коробоцьке лежать,
Пора тебе, иголоцька, дары припасать!
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем!
— Короби со двора,
Сундуки на двор.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудецца — не минуецца.
— Стоят санки у лисенки.
Хотят санки уехати.
— Сидит воробей на нашесточке,
Глядит молодой в чужу сторону.
— Идет кузнец из кузницы.
Несет кузнец златой венец.
Кому поем, тому челом,
Кому выйдется, тому сбудется.
В 1920-е годи этот тип гадания уже практически повсеместно ушел из молодежного репертуара. Поэтому не появляются упоминания о том, что в гадании участвовали старики. Например, в д. Кистенево гаданием с подблюдными песнями руководила старуха, которая трясла под припевки решето с опущенным в него колечком. В д. Ботово так гадали уже только пожилые и замужние женщины. «Клали в блюдо колечко, пуговицу на себя или дочь, покрывали сверху платком. Одна женщина трясла блюдо, а другая ловила сверху в платке. На какой песне поймают чью-то вещь, тому эта песня и досталась».
В д. Макарове (Кирил.) гадание называлось «фантом играть». В посудину клали предметы, собранные со всех присутствующих на беседе девушек и парней. Потом посудину трясли, а каждый пытался выудить из нее что-либо. Считалось, «что вынецця, то сбудецця».
BOPOЖБA С ПОИСКОМ ИМ ВЫБОРОМ ПРЕДМЕТОВ. Выбор или поиск предметов гораздо чаще не сопровождался припевками которые словесно описывали, что суждено в будущем тому, кто их «вытащил» по жребию. Более древней формой было предсказание будущего по типу (форме, цвету и т. п.) вытащенного гадающим предмета. В этом случае, как правило, толкование связанного с этим предметом будущего могло быть достаточно произвольным и гибким (ср. гадание по форме пепла или застывшего олова либо воска). Хотя в традиционных народных гаданиях и толкованиях предметам чаще приписываются те или иные постоянные значения, вытекающие как из их реальных свойств (повойник — «замужество», топор — «муж плотник»), так и из мифопоэтического истолкования в системе народного мировоззрения (щепка —»к смерти», так как в магии и гаданиях некогда использовались щепки от досок, из которых делали гроб).
В наиболее простых формах гаданий этого типа происходит поиск предмета. Например, в д. Пеструха гадали с яйцом: «О святках у нас было. На Новый год соберемся там три девки, а можот и пять девок соберемси. Ну и вот эдак на полу семь грудок накладём овса и в одну грудку сунем яйце, шчобы ёво ни видно. А можот и ни одно, как семь-то грудок, а два. Одной девице глаза завяжут. Вот эта девица заходит в круг, грудку захватит, роспорхнёт, а яйця-то нет. Вот и всё, прогадала, другая заходит. От так иной вечер до чёво дохохочат, дошалят, а яйце-то так и останецци, пролежит. А какая найдёт яйце, дак себе возьмете; дак (её) сё(в)о года и замуж отдадут».
Еще одним очень похожим на игру гаданием была воржба с тремя небольшими кринками (д. Брюшная). Их ставили вверх дном на стол и клали под них разные предметы, например, повойник (=головной убор замужней женщины), платок, щепку и т. п. Одной из девушек завязывали глаза, остальные участницы «перемешивали» кринки, то есть перемещали их по столу, меняя местами. После этого подводили подружку с завязанными глазами к столу, и она выбирала себе одну из кринок. Каждый из вытащенных из-под кринки предметов что-либо обозначал: повойник — «замужество», платок — «в девках оставаться», щепка — «смерть» и т. д. В д. Порог одна из девушек раскладывала втайне от остальных по углам избы нож, ножницы, дубец (=хворостинку от веника), мутовку. Затем ее подруги, зажмурившись, отыскивали предметы. Считалось, что у той, которой попался ножик, муж будет острожник, ножницы — швец, мутовка — на кужле (=кузнице) работать будет, а если попадался дубец — муж будет драчун («стегать будет»). В д. Милофаново похожее гадание устраивали, положив предметы на стол, а девушку водили вокруг с завязанными глазами. В д. Удачино предметы были следующие: топор (плотник), карандаш (писарь), веник (старый), рамок (кладовщик), ножницы (портной).
ВОРОЖБА ПО ПРЕДМЕТАМ, СХВАЧЕННЫМ НАУГАД. Еще одна группа гаданий основана на толковании особенностей случайно схваченных предметов. Например, в д. Калитинская Девушки бегали ночью на гумно и выдергивали из соломы невымолоченные колоски, а затем считали по зернышкам, сколько человек будет в их будущей семье: на каждое вышелушенное зернышко называли кого-либо (свекровь, свекор, деверья и т. д.).
Почти повсеместно известно гадание по камешкам, которые ночью в святки девушки вытаскивали из проруби. Коль камешек «гладенькой», жених будет красивый, а если шершавый, «шадровитый», то и жених будет весь рябой, в оспинах. В д. Юркинская считали, если «дилный камешок» (=гладенький) — мужицёк дилный будет, а ямнистый, роховатой — мужик нехорошей». В д. Березник за камнями бегали в полночь в баню (чаще всего поодиночке).
В дд. Сычиха и Дудкино (Волог.) пятились («шли взадпятки») к поленнице, брали наугад одно полено и быстро возвращались в избу. Там рассматривали полено, каково она «суковато или баское» — такой и жених будет.
В д. Панове (Кич. — Гор.) поздно вечером, в темноте, девушки ходили к овину и ставили на окошко, из которого бросали снопы, две чашки — одну пустуй, вторую с водой, а. «назавтре», до восхода солнца, возвращались туда «взадпятки» и, протянув руку за спину, брали наугад одну иа чашек. Если под руку попадалась чашка с водой, значит девушка должна была в этом году замуж выйти.
В д. Тереховская девушки «отвивали» (=выдергивали) коклюшки у вышедшей из избы подруги и загадывали на каждую коклюшку имя парня. Потом наблюдали, за которую коклюшку возьмется сначала девушка, вернувшись в дом, — тот парень и любит ее.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Праздничная культура Вологодского края"
Книги похожие на "Праздничная культура Вологодского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края"
Отзывы читателей о книге "Праздничная культура Вологодского края", комментарии и мнения людей о произведении.