» » » » Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края


Авторские права

Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Праздничная культура Вологодского края
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Праздничная культура Вологодского края"

Описание и краткое содержание "Праздничная культура Вологодского края" читать бесплатно онлайн.



Альманах «Российский этнограф» является изданием самого широкого профиля. Кроме академических работ в нем будут публиковаться этнографические очерки, путевые заметки и другие материалы, представляющие интерес для этнологической дисциплины.

Издателя не разделяют некоторых позиций авторов альманаха.






УТУШКА (д. Бедоносово, д. Костино, д. Максимово, Д. Паршино, д. Берег), ШЛА ТЕТЁРА (д. Чеченинская, д. Фоминцево) в западных районах и у вепсов наиболее известной хороводной игрой, которой в старину начинались игрива, была утушка. В Белозерском и Вашкинском р-нах эта игра в 20-е годы была уже детской. Только в отдаленных деревнях Вытегорского р-на в нее иногда еще играли и на игрищах.

В д. Бедоносово все становились в цепочку, друг за другом, и шли по комнате с песней:

— Утушка шла,
Моховая (=болотная) шла
По каменью,
По заламеныо (=бурелому).
Сама прошла,
Детей провела,
Самого лучшего
Ребеночка оставила.

После этого первая девушка в цепочке («утушка») брала за руку стоящую за ней подругу и отводила к одному из парней. Затем снова пели песню. Так продолжалось, пока всех не разводили по парам.

Были известны и другие варианты припевки:

— Утя, утя, утюшка,
(вар.: Тиу, тиу, тиу-ти)
Уте некуда идти,
С малым детушком,
Со дитятушком
(вар.: Утке некуда пройти
С малым детушкам,
С ворожонными. — дд. Костино, Максимове)
Как пушинка была,
Распушилася,
Кабы с маленьким дитём
Разлучилася.
(вар.: Постелька мягка
Распушилася.
Кабы петелька была,
Задавилася. — дд. Костино, Паршино, Берег)

Шла утка по бережку,
Шла серая по крутому
Вела детей за собою:
— Детоньки, берегитесь,
В петелькю не попадитесь!
Кабы лодка была, —
Я бы в лодку с вами шла;
Кабы озеро глубоко,
Окунуцця льзя (=было бы можно).

(д. Назариха)

— Утоцькя по бережку,
Родимая по крутому
Вела детей за собою.
Как бы рицька была,
Так утопилась бы я;
Как бы вострый ножик,
Закололась бы я;
Как бы петелькя была,
Так удавилася бы я!

(д. Дягилеве)

В д. Дягилеве играли так: «Соберёмся вот, захватимсе за руки все эдак, в круг, а одна в серёдке. А и пели. Та, которая посередке, ходит по кругу и с последним словом хочет выскочить, а её под шею подхватывают, не пускают».

В д. Костино все стояли «караводом», держась за руки, а одна девушка («утка») ходила по-за кругом и в конце песни дотрагивалась рукой до ближайшего игрока («ково-то шловнит»), который после этого отходил в сторону и садился на лавку. Затем снова пели песню.

В д. Максимове «утка» ходила внутри крута. В конце песни стоявшие в кругу поднимали руки, а «утка» брала за руку одного из игроков и выходила с ним из круга. Потом пели песню для другой «утки».

В дд. Паршино и Берег цепочка игроков («утят»), державших друг друга за подол, во главе с «утицей» пробегала змейкой под руками тех, кто стоял в кругу. Как только песня заканчивалась, руки опускали вниз, и не успевшие выбежать из круга оставались внутри него. Так играли, пока «утица» не останется без «утят».

Реже игра в утушку проходила под другую припевку которая уже в прошлом веке обычно упоминалась как плясовая:

— Уточка полевая,
Где ты ночесь ночевала?
— Там, там, там на болотце,
В пригородце да на заворце.
Шли мужики с топорами,
Высекли по пруточку,
Сделали по гудочку.
Вы, гудки, не гудите,
Батюшку не разбудите.
Батюшка с похмелья,
Матушка с толченья,

(д. Плесниха)

Во время пения цепочка проходила под руками двух водящих, стоявших петлей, то есть подняв руки. Последнего водящие задерживали, и он вставал за одним из них. Разделившись на две группы, начинали другую игру, например, просо сеять.

В Вожегодском р-не игроки, обхватив друг друга за пояс, ходили цепочкой вокруг двух стоящих лицом друг к другу водящих под песню:

— Шла тетёра,
Шла полевая.
Шла она лугом,
Вела детей кругом,
Напоршилась
И натопорщилась,
Кш-ш-ш — И полетела!

(д. Чеченинокая)

Первый в цепочке старался разорвать руки водящих. Если это удавалось, он становился вместе со своим соседом на их место.

В д. Фоминцево игра к 20-ым годам нашего века превратилась в хоровод: «Кругом ходили — за одёжу захватятся».

— Шла, шла тетеря,
Шла поляная,
Шла она лугом,
Вела детей кругом —
Самово меньшово,
Середнево, большово.
Кабы петля моховая —
Задавилась молодая,
Кабы вострой нож —
Дак зарезаласё!

ХОЖУ Я ГУЛЯЮ ВДОЛЬ ПО КАРОВОДУ (д. Горка Тарн., д. Насоново, д. Кошево, д. Рогачиха, д. Новоселе). Существует немало хорошо известных хороводных игр, содержание и предыстория которых становятся ясны лишь при сравнении с более старыми, архаическими играми вроде улицы, плетня, мостика, женитьбы и др. Предлагаемая вниманию читателя игра «Хожу я гуляю вдоль по кароводу» отличается от наборных игр гораздо более высоким уровнем «драматизации» текста, то есть стремлением инсценировать выбор и приглашение партнера («невесты»), что, видимо, указывает и на более позднее ее происхождение.

— Хожу я гуляю вдоль по кароводу,
Розоцька алая! (рефрен повторяется далее после каждой строки, а первая строка — после каждого двустрочия)
Эстолъ (=вот) выбираю дорогого свата!
Я нашел, я взыскал дорогого свата! (вар.: Ищу-выбираю дорогого тестя.)
Я сыскал, я нашел дорогого тестя — дд. Кошево, Рогачиха)
— Эстоль выбираю дорогую сватью.
Я нашел, я взыскал дорогую сватью.
— Эстоль выбираю милую невесту.
Я нашел, я взыскал милую невесту
— Эстоль выбираю дорогого тестя.
нашел, я взыскал дорогого тест.
— Эстоль выбираю дорогую тещу.
Я нашел, я взыскал дорогую тещу.
— Эстоль выбираю дорогого брата,
Я нашел, я взыскал дорогого брата.
— Эстоль выбираю милую сестрицу.
Я нашел, я взыскал милую сестрицу.
— Эстоль выбираю шурина веселого.
Я нашел, я взыскал шурина веселого.

Игрок-»жених» ходил под эту песню по кругу, выбирая себе из стоящих в кругу игроков «родню», которая постепенно выстраивалась за ним в цепочку. Выбрав «родню», «жених» пел:

— Посмотрите, люди, посмотрите, добрые,
Как я гуляю с милою семьею.

Пройдясь по кругу с «родней», «жених» начинал отсылать их обратно в круг, сопровождая это короткими припевками:

— Наварю я пива —
Прямо тестю в рыло.
— Напеку я пирогов,
Береги, тёща, зубов.
— Дорогому свату
Сделаю лопату.
— Дорогой-то сватье
Я куплю на платье.
— Оседлаю я коня,
Шурин едет со двора.
— Милый братец, не сердись,
Поскорее удались.
— Милая сестрица,
Ты нам не жилица.

Оставшись с «невестой» вдвоем, «жених» вел ее по кругу под песню:

— Посмотрите, люди, посмотрите, добрые,
Как я гуляю с милою невестою.

(вар.: — Как я гуляю с милою женою — дд. Кошево, Рогачиха)

Милая, милая,
Радость дорогая,
Сядем мы в карету,
Которой у нас нету.

(д. Горка Тарн.)

МОСТОМ, МОСТИКОМ, МОСТ МОСТИТЬ (д. Маркуши, д. Рогачиха, Д- Вакомино), РУЧЕЕК ЗАПЛЕТАТЬ (д. Андроново), ВЬЮНОМ ХОДИТЬ (д. Слизовица). В ОКАЗИЮ (д. Березник), ПЕТУШКАМИ (д. Васильеве). Многие игры, известные в настоящее время как подвижные, вроде приводимой ниже игры в ручеек, еще в 20-х годах нашего века сохраняли тесную связь с хороводами, на что указывают и их старые названия, и переходные формы этих старых игр. Примером такого рода может служить встретившаяся в д. Андроново игра ручеек заплетать, во время которой пары игроков поочередно проходили между другими стоящими в колонне парами; После того как проходила первая пара, один из игроков, стоявших в колонне первым, «заплетался» со своим партнером как при «капустке»; после прохождения второй пары — «заплетались» вторые в колонне игроки и т. д. Когда ручеек оказывался «заплетенным», его «расплетали» и плясали «метелицу» или «восьмерку». Эти пляски, кстати, нередко включали в свой состав прохождение под руками пляшущих, передвижение по комнате пар игроков, выстроившихся в цепочку, и т. п., то есть элементы ручейка.

В д. Слизовица встретился еще один «переходный» вариант игры: вьюном ходить. Все вставали парами в колонну, а затем игроки первой пары бежали назад по обе ее стороны, стремясь выбирать себе по пути кого-либо вместо прежнего партнера, а затем становились вместе с выбранными в конец колонны. После такого перебора пар рассаживались по лавкам и начинали играть суседушком.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Праздничная культура Вологодского края"

Книги похожие на "Праздничная культура Вологодского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Морозов

Игорь Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края"

Отзывы читателей о книге "Праздничная культура Вологодского края", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.