Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"
Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.
ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ
БОГОСЛOBIE
МАКАРІЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
ТОМЪ II.
ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
С.–ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Р. Голике, Невскій, 106.
1883.
445
Посл. восточн. Патриар. o прав вере чл. 18. Cfr. Chrysostom. In Acta Apostol. homil. XXI, n. 4; Augustin. Confess. IX, 13, n. 34. 37; Serm. CLXXH, n. 2: hoc enim a patribus traditum universa observat ecclesia, ut pro eis, qui in corporis et sanguinis Christi communione defuncti sunt, cum ad ipsum sacrificium loco suo commemorantur, oretur ac pro illis quoque id offeri commemoretur.
446
Послан. восточн. Патриарх. o прав. вере чл. 11 и 18. Cfr. Augustin. Serm. CLXXII, n. 2.
447
Послан. восточ. Патриарх. о прав. вере чл. 10. Cfr. Augustin. Enchirid. n. 15: (Ecclesia coelestis) suae parti peregrinonti, sicut oportet, opitulatur, quia utraque una est consertio aeternitatis, et nunc una est vinculo caritatis, quae tota instituta est ad colendum Deum.
448
Всех же остальных, еще частнейших смыслов, в каких употребляется это слово, как в св. Писании, так и в творениях св. Отцев, будем иметь случай коснуться уже при самом изложении учения о Церкви.
449
Такое выражение встречается в песнях церковных и в сочинениях св. Отцов. Например: «взятся солнце, и луна ста в чине своем, вознеслся еси, Долготерпеливе, на древо и водрузил еси на нам Церковь твою» (Триод. пост. л. 428, Москв. 1835). Или: sic enim, hoc est, per humilitatem, per crucem sibi ecclesiam congregavit (Ambros. Exposit. in Ps. СХVIII, Serm. XIV, n. 20, in Patrolog. curs, compl, T. XV, p. 1398).
450
Введен. в правосл. Богосл. A. М. § 17.
451
Άλλότριος γάρ ό κατηχούμενοί τού πιστου. Chrysostom. in Joann. homil. XXV, n. 3. Cfr. Augustin. in Joann. Tract. XLIV, n. 2.
452
Слов. 40, в Тв. св. Отц. III, 286.
453
De praescr. haeret. сар. 41.
454
Что Церковь Христова состоит будто бы из одних праведников и святых, — в древние времена это утверждали преимущественно новациане (Cyprian. Epist. LXXIII; Augustin. haeres. ХХХVIII) и донатисты (Augustin. haer. LXI); a ныне утверждают некоторые из протестантов, верующих только в невидимую Церковь.
455
«Аще кто речет, яко святые, в молитве Господней, остави нам долги наша, не о себе глаголют, поелику им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и яко не глаголет каждый из святых особо, остави мне долги моя, нo остави нам долги наша, так чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нём самом: таковый да будет анафема» (Карфаген. собор. правило 129; снес. прав. 130).
456
«Определено относительно изречения св. Иоанна апостола: аще речем, яко греха не имемы, себе прелщаем и истины несть в нас (1 Иоан. 1, 8). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати. яко греха не имемы, а не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо Апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нем грехи наша и очистит нас от всякия неправды (— ст. 8). Здесь весьма ясно показано, что говорится не по смиренномудрию токмо, но по истине» (Карфаген. собор. прав. 128).
457
Impediri non debet aut fides aut charitas nostra, ut quoniam zizaniarn esse in ecclesia cernimus, ipsi de ecclesia recedamus (Epist. ad Maximum).
458
... nec excludere durum ecclesia, sed mollire desiderat (De resurr. lib. II, n. 118).
459
In Ps. XXXIX, 13.
460
Adv. Lucifer, p. 302, p. IV, T. II, ed. Mari. cfr. in Ecclesiast. II, 7.
461
Tractat. IV in Joann. v. 2. Вообще, y блаж. Августина учение это раскрыто весьма подробно, особенно и сочинениях против донатистов. См. Index ко всем, его сочинениям под словом: Ecclesia (in Patrolog. curs. compl. T. XLVI).
462
Origen. in Joann. T. X, n. 16; in Levit, homil. VIII, n. 1; in Ez. homil. I, n. II; Patian. ad Symp. Epist. III, n. 21; Theodor. in Ps. XXXIX, 13; Gregor. M. in Evang. lib. II, homil. ХХХVIII, n. 7. 8.
463
Апостол. правил. 62; Петра Александр. прав. 4 и 10. Вообще см. в указателе к «книге правил св. Ап., св. Собор. и св. Отец» слово: отречение от веры.
464
Iren. adv. haeres. II, c. 28.
465
См. в указателе к «книге правил» слова: еретик, ересь.
466
Quomodo enim non sunt antichristi, qui contraria sapiunt, quam Christi confitetur ecclesia? (Didym. Enarr. in 1 Joann. II, 29).
467
Justin. Apolog. I, 26; dialog. cum Tryph. c. 35, 36, 80. Cyprian. Epist. LII; Ambros. in Luc. lib. IV, c. 9: negat Christum, qui non omnia, quae Christi sunt, confitetur.
468
Tertull, de praescr. haeret, c. 37: si enim haeretici sunt, Christiani esse non possunt; Cyprian. de unit, ecclesiae: «как диавол не есть Христос, хотя и называет себя Его именем: так и тот не Христианин, кто не держится Евангелия и истинной веры» (Хр. Чт. 1837, 1, 24); Athanas. contr. Arian. orat. I, n. 2; Chrysost. in Acta Apost. homil. XXXIII, n. 4; Basil, in Ps. XLVIII, n. 7; Augustin. de vera relig. c. V, n. 9.
469
Numquid inter illos distat, nisi quod ethnici non credendo credant, at haeretici credendo non credant? Tertull. de carne Christi c. 15; Chrysostom. homil. in illud: in quia potest... n. 5.
470
См. Васил. вел. канонич. посл. к Амфил. I, прав. 1.
471
«Не подобает молитися с еретиком и отщепенцем».
472
Scire debea, episcopum in ecclesia esse et ecclesiam in episcopo, et ei qui cum episcopo non sint, in ecclesia non esse... Epistol. LXIX, n. 8.
473
О единстве Церкви, в Xp. Чт. 1837, 1, 25. И далее: «должно отвращаться и убегать всякаго человека, отделившагося от Церкви: развратися таковый, и согрешает и есть самоосужден (Тит. 3, 11). В самом деле, думает ли тот быть со Христом, кто восстает против священников Христовых, это отделяет себя от общения с Его клиром и народом? Нет, он поднимает оружие против Церкви, противится Божественному домостроительству; он враг олтаря, мятежник против жертвы Христовой, в отношении к вере изменник, в отношении к благочестию святотатец; он раб непокорный, сын дерзкий, брат неприязненный. Презрев епископов и оставив священников Божиих, он дерзает устроить другой олтарь, возносить другое моление в словах непозволенных, осквернять незаконными жертвоприношениями истинную жертву Господню, и не хочет даже знать, что действующий вопреки Божественному устроению бывает наказываем от Бога за безрассудное дерзновение» (— стр. 46–47).
474
In Ephes. homil. XI, n. 5.
475
О суде Божием, в Тв. св. Отц. IX, 12.
476
De uniс. baptis. contr. Petilian. c. 9.
477
См. чин в неделю Православия.
478
Правил. Апостол. 9. 10. 45. 65; I Вселенск. Соб. 11. 12. 14; Анкирск. 4. 5. 6. 8. 9; Антиох. 2; Петр. Алекс. 4; Григ. Неок. 8, 9, 10; Вас. вел. 84, 85 и мн. др.
479
Epist. LXII ad Pomponium, n. 4.
480
Толков. на Ис. гл. I, в Тв. св. Отц. VI, 83—84. И в другом месте: «кого не уцеломудривают обыкновенные наказания, и не приводит к покаянию удаление от молитв, с теми необходимо должно поступать по правилам, данным от Господа. Ибо написано: аще согрешит к тебе брат твой, обличи eго между тобою и тем единем: аще тебе не послушает, пойми с собою иного: аще же ниже тако послушает, повеждь церкви. Aщe же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Матф. 18, 15. 17)» (там же стр. 286).
481
Іn сар. 3 Epist. ad Titum; cfr. Tertull. Apolog. c. 39; Augustin. de unit. eccles. c. 25.
482
Канонич. послан. к св. Амфил. I, прав. 1.
483
Іn сaр. 3 Epist. ad Titum.
484
De fide et symbolo c. 10.
485
Посему-то и сказал блаж. Августин: quidam corde positi in parte Donati, praesentiam nobis exhibent corporalem, sive viri, sive feminae, carne intus, spiritu foris (De cathechis. rudibus c. 17). Замечательны также и следующие слова блаж. Августина о еретиках: qui sententiam suam, quamvis falsam atque perversam, nulla pertinaci animositate defendunt, prsesertim quam non audacia suae praesumptionis pepererunt, sed a seductis in errorem lapsis parentibus acceperunt, quaerunt autem cauta sollicitudine veritatem, corrigi parati, cum invenerint, nequaquam sunt inter haereticos deputandi (Epist. 43, alias 162. Conf. tract. 45 in Joann., et de utilit. credendi c. 1).
486
В числе слуг Христовых, перечисляемых апостолом Павлом (Еф. 4,
487
Epist. ad Philadelph. c. 3.
488
Adv. haeres. III, с. 24, в Хр. Чт. 1838, I, стр. 135–136.
489
Adv. haeres. V, с. 20, в Хр. Чт. 1838, I, 143.
490
Adv. Autol. II, с. 14. Вслед за тем, еретические секты он уподобляет подводным камням, о которые разбиваются корабли, и гибнут вместе с пловцами.
491
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"
Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"
Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.