Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"
Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.
ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ
БОГОСЛOBIE
МАКАРІЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.
ТОМЪ II.
ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
С.–ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографія Р. Голике, Невскій, 106.
1883.
357
Бесед. на Пс. 48, там же V, 360.
358
De incarn. Verbi Dei n. 25, в Хр. Чт. 1838, II, 145–148. Те же мысли, и особенно две последние, см. у св. Иринея (adv. haer. V, 17, n. 4), Лактанція (Inst. Divin. IV, 26), св. Григория ниcского (Orat. Cathech. c. XXXII; contr. Eunom. cr. IV, in T. II, p. 583, ed. Morel.), св, Иоанна Златоустого (de cruc. et latr. homil. 1, 11) и др. Или вот еще соображение: «Поелику чрез древо взошла смерть (Быт. 2, 3), то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры кн. IV, гл. II, стр. 244; cfr. Іrеп. adv. haer. V, 16, n. 3; 17, n. 4; 18, n. 3; 19, n. 1).
359
Epist. ad Diognet. n. IX, в Хр. Чт. 1825, XΧ, 156.
360
Adv. haeres. V, 16, n. 3. И далее: (нрзб) pro nobis patrem, in quem peccaveramus, et nostram inobedientiam por suam obedientiam consolatus, nobis autem donans eam, quae ad factorem nostrum, conversationem et subjectionem (—V, 37, n. 1).
361
Оглас. Поуч. XIII, n. 33, стр. 270.
362
Там же, n. 2, стр. 239.
363
De incarn. Verbi Dei n. 20, в Хр. Чт. 1838, II, 133–134. 135.
364
Слов. 3, в Тв. св. Отц. 1, 31. 32.
365
Cohort. ad gent. c. XI.
366
Epist. LXXVII: pretium nostrae liberationis erat sanguis Domini Jesu...
367
De occurs. Dom. p. 454, T. III, ed. Morel.
368
De cruc. et latr. homil. 1, n. 1.
369
De Trinit. ХIII, c. 15: in redemptione tanquam pretium pro nobis datus est sanguis Christi.
370
Euseb. Demonstr. Evang. I, 10; IV, 12; X, 1; Didym. de Trinit. III, 12; Cyrill. in Joann. VII, 30; Theodoret. in Isa. LIII, 5.
371
Оглас. поуч. XIII, п. 33, стр. 270.
372
На посл. к Римл. бесед. X, п. 2, стр. 211–212 по русск. перев., изд. в Москв. 1844.
373
Кому принесен за нас этот выкуп? Некоторые представляли, будто он принесен князю мiра сего — диаволу, у которого все мы находимся в плену (Origen. in Matth. T. ΧΥΙ, n. 8; Greg. Nyss. Cathech. c. ΧXII et squ.; Ambros. Epist. LXXII, n. 8; Hieronym. in Eplies. c. 1, 7). Ho св. Григорий и св. Иоанн Дамаскин ясно показали несообразность такого мнения. Первый рассуждает так: «Кому и для чего пролита сия излиянная за нас — кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти; спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому: то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить нас! А если Отцу: то, во–первых, каким образом? Не у него мы были в плену. А во–вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, которому оказывается Он во всем покорствующим» (слов. на Пасху, в Тв. св. Отц. IV, 175–177).
А вот слова и св. Иоанна Дамаскина; «Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу; ибо мы согрешили пред Отцом, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения. Но отнюдь не мучителю рода человеческого принесена кровь Господа» (Точн. изл. пр. веры III, гл. 27, стр. 217–218).
374
Clem. Epist. ad Corinth. I, n. 7; Justin. dialog cum Tryphon, n. 88; Clem. Alex. Strom. VII, 2; Euseb. in Ps, XCVII, 1.
375
Αυτός γάρ ύπέρ πάντων άπέθανε. In Hebr. homil. IV, n. 2.
376
Григ. Богосл. Слово o Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 100; снес. IV, 165; Васил. вел. на Пс. 48, в Тв. св. Отц. V, 360; на Пс. 59, там же 381; Ambros. de Isаас. et anima с. III, n. 9; Pelus, lib. IV, Epist. 100.
377
ϓπερ απάντων ανθρώπων τήν παναγίαν και σωτήριον θυσίαν προσήνεγκε. Eran. dialog. II, в Хр. Чт. 1846, I, стр. 362.
378
Augustin. de civit. Dei XX, 6; Hieron. Epist. XCII, n. 4 ad Julian.; Cyrill. Alex. adv. Antrop. c. VIII.
379
Homil. XXIV… παθεϊν υπέρ πάντων.
380
Homil. de occurs. Domini, in T. III, p. 454.
381
Serm. M. de fide n. 13 (apud Galland. T. V. p. 163); cfr. de incarn. n. 20.
382
In Hebr. homil. XVII, n. 2. Равпым образом и блаж. Феодорит при изъяснении слов: послушанием единаго праведни будут мнози (Рим. 5, 19), говорит: «весьма кстати Апостол употребил здесь слово: многие. Ибо после пришествия Спасителя не все получают спасение, а только верующие в Него, и поступающие по Его Божественным законам» (Кратк. Изл. Бож. догм. гл. II, в Хр. Чт. 1844, IV, 318).
383
На посл. в Римл. Бесед. X, п. 2, в русск. перев. стр. 210. И еще далее: «Посему не сказал Апостол: благодать, но избыток благодати. Благодатньгх даров сообщено нам не столько, чтобы истребить только грех, но гораздо больше. Мы освобождены от наказания, совлеклись всех злых дел, возрождены свыше, воскресли по погребении ветхого человека, искуплены, освящены, введены в усыновление, оправданы, стали братиями Единородного, соделались Его сонаследниками, совокупились с Ним в одно тело, соделались Его членами, соедининясь с Ним, как тело с главою» (— стр. 211).
384
In Ps. СХХІХ, n. II.
385
Слов. о Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 93.
386
In cap. VIII Epist. ad Romanos.
387
Justin. Apolog. I, 28; II, 8; Iren. adv. haer. 1, 10; Nemes. de natur. homin. c. 1; Hilar. in Ps. CXLVIII, n. 7; Augustin. in Epl. ad Gal, n. 24; de civit. Dei XIV, 27; Hieron. in Joan. III, 6; Greg. M. in Job. IX, 50, n. 76; Дамаск. Точн. Изл. пр. веры II, гл. 3. 4. 30, стр. 53. 59. 133.
388
Tertull. de carne Christi c. XIV; Method. de Symeon. et Anna n. XIII; Hieronym. in Jes. XIV, 20; adv. Rufin. 1, in T. IV, Part. II, p. 379, ed. Mart.
389
Concil. oecum. V contr. Origen can. VII.
390
Adv. haeres. 1, 10, n. 1. Такое же исповедание царского достоинcтва И. Христа — у мученика Иустина (dialog. cum Tryph. n. 34. 86. 118) и Ипполита (de Christ. et Antichr. n. 6).
391
In Ramos Palmar. n. V, apud Galland. T. III, p. 823.
392
De perf. Christiani forma, in T. III, p. 227, ed. Morel.
393
De profess, Christ., ibid. pag. 269.
394
Ha слова: 1 Kop. 15, 24, в Xp. Чт. 1838, II, 15.
395
Tract. in Ps. CXLIX.
396
In Ps. II.
397
Мысль эту проповедуют ныне почти все протестантские богословы.
398
Церковн. Истор. кн. I, гл. 13, стр. 51. 56, изд. Спб. 1848.
399
Bingham. Orig. eccles. lib. X, c. 3, § 7; c. IV, § 13.
400
Достойно замечания, что o сошествии И. Христа во ад упоминается во многих апокрифических писаниях, появившихся в начале Христианства. См. наприм. Evangel. Nicodem. n. 18 (in Birch. Auct. 115 squ.), Acta Thomae. n. X (ap. Thilo. Cod apoc. p. 20), Testament. XII Patriarch. c. IX; Sybill. VIIІ, 743.
401
Adv. haeres. IV, 12, n. 1; 27, n. 2.
402
Ibid. V, c. 31, n. 1. 2.
403
De anima c. LV, in Patrolog. curs. compl. T. II, p. 742, Migne.
404
Strom. VI, 6; cfr. 11, 10.
405
In Genes, homil. XV; cfr. in Joan. T. VI, n. 18.
406
Divin. instit. IV, c. 12, p. 481, in Patrolog. curs. compl. T. VI, ed. Migne.
407
Haeres. Негоdian. XX; cfr. haeres. LXIX, 62; LXXVII, 8.
408
Бесед. на Пс. 48, cт. 16, в Тв. св. Отц. V, 371.
409
Слов. о Богосл. III, в Тв. св. Отц. III, 75.
410
На св. Матф. Бесед. II, п. 1, стр. 23 в т. I по русск. пер. Тоже учение и у других учителей четвертого века, наприм., у св. Евстафия антиохийского (contr. Origen. in Galland. T. IV, p. 563) и св. Зинона веронского, который говорит: «Он (И. Христос) вкуcил смерть для того, чтобы победить ее, — снисшел в преисподнюю, чтобы оттоле извести умерших живыми» (на 1 Кор. 15, 24, в Хр. Чт. 1838, 11, 15).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"
Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"
Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.