» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Что же делать? Изменить жизнь или заменить всех журналистов? Опять ввести цензуру? С одной стороны, некоторым консервативно настроенным гражданам кажется, что вернуть цензуру легче (сейчас она запрещена Конституцией), чем изменить жизнь или поменять журналистов. Но цензура как «информационная технология» стремительно теряет смысл, и прежнего эффекта уже не получится, потому что Интернет отменил почти все преграды для распространения любых сведений. С другой стороны, говорили так:

А зачем вообще что-то менять? Ну недовольны читатели (радиослушатели, телезрители) новостями, т. е. жизнью, так пусть знают правду и сами стремятся изменить жизнь к лучшему! Ведь если новость — это, как правило, сообщение об отклонении от нормы, т. е. от обычного течения дней, значит, воспринимающая сторона все еще имеет представление о норме? И всей душой стремится к этой самой норме, понимая, что вот так, как изображено на телеэкране, жить нельзя. Верно?

Предыдущий абзац — образец демагогии. Пожалуй, развить далее этот пассаж сейчас способен любой студент, наслушавшийся политических теледебатов. А вот как написать правду? Существует опасная тенденция: поверхностная логика и популизм заражают не только потребителей информации, но и самих авторов журналистских произведений. Если автор ежедневно предлагает публике некую схему (условно назовем ее «укушенная собака»), то довольно скоро он и сам будет воспринимать жизнь в соответствии со своей схемой. Так проще работать. И еще проще, если коллеги по цеху тоже поддерживают упрощенную схему бытия, — ведь на миру и смерть красна. И дабы не тревожить свою совесть, журналист, бывает, выбрасывает из головы понятие «порядочный человек», оставляя понятие «профессионал». Само по себе это понятие не означает ни хорошее, ни плохое; профессионально подготовленный специалист — это нормально. Однако по ряду социальных (в частности, криминальных) причин в российском «профессионале» в 90-е годы появился западный оттенок всемогущества и готовности решить задачу любой ценой. Кино ли постаралось или другие виды искусства, но результат налицо — при слове «профессионал» у многих всплывает образ из кинобоевика: обладатель железных мышц (двадцать раз простреленный навылет) встает и продолжает движение к какой-нибудь недостижимой для других цели. Чаще всего — спасает мир в одиночку. Любой ценой. Чудесный поворот судьбы — распространенный сюжет массовой культуры.

Этого «всемогущества» в порядочном человеке не бывает: «любая цена» для него не годится, и пустым фантазированием он не занимается. В одиночку мир спасают только в кино. Вот, к примеру, задача из реальной жизни. Что должен делать журналист, оказавшийся на месте взрыва первым: фотографировать погибших и интервьюировать уцелевших или вытаскивать из-под обломков пострадавших? Что будет делать профессионал? Всё сразу? Невозможно. Тогда что предпочесть? И при каком выборе он будет чувствовать себя порядочным человеком?

По разным социальным причинам из журналистского обихода почти выпал положительный герой, особенно в прежнем, советском варианте (передовик производства). Одно время, в первой половине 1990-х гг., его даже перестали искать, вследствие чего фигура криминального «героя нашего времени» вытеснила законопослушного гражданина. С одной стороны, это понятно: сюжетный потенциал нарушителя, взрывателя, ниспровергателя значительно выше, чем мирного обывателя, просто и без внешнего героизма ежедневно делающего свое обычное, неброское дело, не совершая при этом резких, внешних, сюжетообразующих движений. С другой стороны, аудитория привыкает к жестким новостям, искажаются и размываются нравственные ориентиры, а наиболее молодая часть аудитории получает искаженную картину мира как своеобразную «прививку от добра». В научной литературе по журналистскому творчеству, характеризуя приемы такого творчества, иногда говорят о парадоксографии, а новые привычки потребителя информации, в ответ требующего новых зрелищных порций, называют синдромом врастания в катастрофу с последующей десенсибилизацией (так именуется изменение жизненных установок, размывание нравственных границ ввиду падения чувствительности к злу).

Все, что не щекочет нервы, выведено за скобки, а маргинальным (в массовой прессе) стал персонаж, у которого все более или менее нормально. Итак. Поведение порядочного человека регулирует этика. Поведение «профессионала» в модном значении слова регулирует поставленная задача. Колоссальную разницу между этими формами поведения необходимо чувствовать и душой, и рассудком, и об этом в предлагаемой книге говорится подробно. Нам хотелось бы видеть в российском журналисте XXI в. образец порядочного профессионала. Надеемся, что такое сочетание возможно.

7.1. Чего требует от журналиста профессиональная этика?

Если очень коротко — быть человеком. Ввиду отсутствия в научной литературе устраивающего всех строго научного определения «человека» будем опираться на приблизительные определения. «Ненайденность» общеприемлемого «человека» происходит из философских споров о смысле жизни. Тем не менее нам придется рассуждать о человеке и его задачах так, будто смысл найден и утвержден всеми — и верующими, и неверующими, и сомневающимися.

Что характерно, подробности и приблизительности в этом вопросе у каждого свои. «У каждого своя правда», — часто говорят студенты первого курса, ошибочно смешивая бытовые нормы, этикет и мировоззренческие различия индивидов с профессиональной этикой журналиста, которая является прикладной дисциплиной. Какую цель мы преследуем, выступая перед аудиторией? Зачем мы ей? Из письма известного журналиста к коллегам:

...доверие к тексту - цельная вещь (если часы бьют 13 раз — не значит, что только последний удар неверный). Поэтому если неверны первые попавшиеся на взор утверждения автора, допускающие проверку, значит, он врет, причем врет нагло, ибо считает себя уверенным настолько, что считает своего читателя не достойным уважения, не смущаясь того, что его могут проверить.

Этика — наука о морали. Мораль занимается различением добра и зла. Возможно ли различение профессионального добра и профессионального зла? Да, возможно.

Разговор о профессиональной этике журналиста следует начать с определений, чтобы в дальнейшем, изучая документы, правильно их понимать и применять.

Итак, слово «профессия» означает: род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия — это, как правило, источник существования человека. Профессиям противопоставляются хобби, т. е. увлеченное занятие чем-либо без оплаты.

Фраза из газеты «Шахматная Москва» (1962 год, 10 февраля, с. 1, «Пушкин и шахматы»): «В 1836 году в Париже стал выходить первый шахматный журнал «Паламед». В библиотеке Пушкина было три номера этого журнала». Пушкин — первый в России профессиональный литератор. Он поставил вопрос о гонораре за материал, передаваемый автором в редакцию. Пушкин зарабатывал своим профессиональным трудом. Шахматы — его хобби. (Жена Пушкина была лучшей шахматистской Петербурга своего времени.)

Профессии подразделяются на специальности. В нашей профессии много специальностей: «газетчики», «теле- и радиожурналисты», «работники информационных агентств», «веб-журналисты» и т. д.

Все специальности нашей профессии связаны с воздействием на сознание и поведение людей. Причем в наступившем веке это воздействие резко усилилось и видоизменилось по сравнению с любыми прошедшими временами. Журналистика — публичная профессия. В этом она сравнима с деятельностью писателя, педагога, политика, священника, судьи и т. п. Именно эта особенность — публичность — накладывает огромную ответственность на представителя любой публичной профессии.

Что же это такое — ответственность журналиста? Чем он должен руководствоваться в повседневной работе, чтобы не казаться, а быть ответственным? И самое главное: как это связано с творческой деятельностью?

Существуют законы, обязательные для исполнения журналистами и как гражданами, и как профессионалами. Надо знать Конституцию Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Закон о СМИ — это безусловно. Быть в курсе основных рекомендательных документов — кодексов, деклараций, хартий, принятых журналистским сообществом, — тоже. Но помимо прописанных в документах норм существует комплекс нравственных установок, накапливаемых человеком во время роста, обучения и воспитания, и этот комплекс влияет на результат труда, как качество топлива — на работу двигателя.

Нравственные установки — внутренний комплект норм, живая система. Ограничения характеризуют личность. Если журналист не сформировал себя как нравственную личность в самом начале творческого пути, то в дальнейшем неизбежны довольно мучительные проблемы — от угрызений совести до уголовного преследования.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.