Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
6.3. Компоненты журналистской деятельности
Компонентами журналистской деятельности являются создание, производство и распространение журналистских произведений как информационных продуктов.
На каждом этапе этой деятельности принимают участие специалисты. От эффективности каждого из них зависит общий результат.
О создании — вся эта книга. О производстве вы узнаете из смежных дисциплин, изучаемых по программе факультета журналистики. В распространении участвуют совсем другие специалисты, для которых изучение «Основ творческой деятельности журналиста», строго говоря, не обязательно.
Здесь мы затронем только те компоненты журналистской деятельности, которые вам необходимо знать как творческим индивидуумам, работающим в многоликом коллективе.
Не секрет, что в современных журналистских произведениях довольно часто встречаются фактические неточности, ошибки. В советское время с ними умели эффективно бороться. Во многих редакциях тогда существовали бюро проверки. Это не цензура, не надо путать. Работники бюро быстро и внимательно прочитывали тексты перед печатью на предмет уточнения дат, имен, цитат — словом, всех деталей, где журналист мог допустить даже случайную ошибку, опечатку, пропустить слово.
С началом издательского бума 1990-х гг. редакции отказались от многих полезных штатных единиц ради экономии средств. Под сокращение попали даже корректоры. В результате этих чисток быстро понизился грамматический и фактографический уровень журналистских материалов. Как горестно пошутил один современник: «Мы живем в век великих орфографических открытий...»
До сих пор не удается вернуть изданиям прежний уровень грамотности и точности. Современному журналисту часто приходится быть самому себе и корректором, и бюро проверки. Результаты бывают разные, в том числе и удивительные.
Когда вы станете главным редактором, введите в штат редакции бюро проверки, а также верните институт «свежей головы»: хорошо выспавшийся, здоровый работник, не связанный с выпуском данного номера, должен прочитать весь выпуск насквозь перед подписанием в свет.
Следующий компонент журналистской деятельности — производство. По Закону РФ «О средствах массовой информации», ст. 1, это один из параметров свободы массовой информации.
Производством ведает издатель. (О том, что понимается под словом «издатель», см. в ст. 2 указанного Закона.)
На стадии производства уже отсутствует какая-либо роль автора-журналиста, публикующегося в печатных СМИ. Однако в электронных СМИ есть ниша, в которой творчество и производство определенным образом совпадают: это прямые эфиры радио и телевидения. Более того: в прямых эфирах совпадают по времени творчество, производство и распространение. Очевидно, что именно поэтому так сложна и ответственна роль журналистов, выходящих в прямой эфир.
Завершается процесс распространением информационного продукта: рассылка подписчикам, бесплатная раздача, розничная продажа, — в зависимости от того, какой способ распространения утвержден в учредительных документах данного СМИ. В настоящей главе учебного пособия мы не будем подробно останавливаться на этой стадии, поскольку к основам творческой деятельности журналиста она имеет второстепенное отношение и рассматривается в других учебных курсах (маркетинг СМИ и др.).
А теперь о психологических проблемах.
После того как журналистские произведения написаны, напечатаны и распространены, начинается самое интересное. Можно условно назвать этот этап получи по заслугам. Он не описан в нормативных документах, поэтому здесь мы поговорим о нем, исходя из опыта работы многих журналистов и редакционных коллективов.
Если вы дебютировали на телевидении, вас начнут узнавать в метро, на улице, в клубах и т. д. Или не начнут.
Если вы вышли в радиоэфир, вам, скорее всего, позвонят слушатели этого канала и выскажут первые впечатления. Или не позвонят.
Если вы напечатались в периодике, вы можете поначалу и не дождаться никакой реакции, даже поздравления от коллег. У них и без вас дел невпроворот. В лучшем случае редактор отметит, что все прошло нормально, жертв и разрушений ваша публикация за собой не повлекла.
Психологический эффект от первого серьезного выхода к аудитории, личное ощущение — это очень важный компонент творческой журналистской деятельности. Он не описан в законах, к нему не готовят ни на каких курсах. Это ваше личное переживание. Тем не менее начало есть половина дела, как говорят мудрецы.
Прежде всего, позвольте дать кое-какие практические советы.
Сразу же после дебюта, не обращая внимания ни на свои чувства, ни на стороннюю реакцию, приступайте к следующему произведению. Желательно в тот же день.
Не ждите мгновенного успеха: вы его еще не заслужили. Считайте большой удачей сам факт, что вы приобщились к профессии, в которой трудится неисчислимое множество людей и только десятки выделяются. Если вы правильно выбрали свой путь, успех придет — в свое время. Главным критерием успеха в журналистике, на наш взгляд, следует считать не количество купюр в кармане, а чистую совесть. Главным признаком удачи — попадание в такой коллектив, где вас не будут заставлять марать свою совесть. Если работа над интересной темой вдруг возбуждает в вас корысть и властолюбие, оставьте ее. Опознать таковую заразу не трудно: мысли вроде «ага, выгодное дельце» или «ну, теперь-то я им покажу», хоть раз мелькнувшие, суть признак «инфицированности».
Если ваша работа кому-то в чем-то помогла, вы неизбежно узнаете об этом рано или поздно. Не форсируйте события, не бегайте за признанием: оно почему-то упорно ускользает от тех, кто добивается его слишком рьяно. А если и дастся в руки с первого раза, то лишь затем, чтобы уйти и потом очень долго не возвращаться, словно проверяя душу счастливчика на выносливость.
Конечно, бывают чудеса: «И наутро он проснулся знаменитым!..»
Но даже если эта неприятность (мгновенная известность) с вами произойдет, помните, что волшебное утро неповторимо. И оно обязывает к непрерывному подъему планки качества. Иначе это самое опасное утро в жизни.
Современный журналистский мир — жесткая среда, порой агрессивная. Учитесь взаимодействию с самыми разными коллегами, даже с теми, которые вам не нравятся или которым, предположим, не нравитесь вы. Вы — профессиональный коммуникатор. Это значит, что общаться ровно и доброжелательно надо не только с источниками и героями своих публикаций, но и со всем миром, и особенно с самим собой.
Никогда не обсуждайте творческую работу коллег ни с кем, кроме тех, кто а) выполнил эту работу, б) сам настойчиво попросил вас об устном отзыве. В обоих случаях старайтесь общаться строго конфиденциально. Словом, хорошо делайте свое дело и не осуждайте других.
6.4. Состав профессиональных обязанностей журналиста
В этом параграфе мы поговорим об основных профессиональных обязанностях журналиста, работающего в штате СМИ. Функции внештатных сотрудников обычно начинаются и заканчиваются на стадии создания авторских произведений. Функции штатных сотрудников многообразнее и ответственнее, поскольку на них лежит основная нагрузка по реализации концепции данного СМИ, взаимодействию с внештатными авторами, работе с читателями (письма, звонки, организация встреч) и многое другое. Ведение редакционного сайта может быть возложено как на штатного сотрудника, так и внештатного. Наполнение электронной версии издания материалами также идет из разных источников. Все более солидное место на полосах сейчас занимают материалы фрилансеров (журналистов, сотрудничающих со многими изданиями одновременно). Такова мировая практика. В Интернете есть ресурсы, рассказывающие о международных требованиях к фрилансерам, о гонорарах, — найдите эти ресурсы, полистайте, прикиньте: может быть, это и ваша судьба?
В состав профессиональных обязанностей журналиста периодической печати входят:
а) реализация утвержденной концепции СМИ;
б) создание собственных материалов и работа с внештатным активом авторов, формирование этого актива;
в) всесторонняя подготовка журналистских произведений к печати;
г) контроль за печатью и распространением тиража.
На каждый участок этого процесса назначаются специалисты по тому или иному профилю. Однако все больше количество изданий регистрируются в Интернете как СМИ, что заставляет все редакции искать новые формы продвижения своего контента. Пока вы дочитаете эту главу, кто-нибудь изобретет еще что-то новое в области упаковки, распространения и распаковки информации. Одно останется навсегда: собственно текст, контент и человек, способный создать его.
Следует напомнить, что журналистским текстом называется вся система выразительных средств данного СМИ. Бывает, что студенты ошибочно считают журналистским текстом только словесный материал, забывая или упуская из виду прочие компоненты: рубрики, заголовки, линейки, колонтитулы, иллюстрации и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.