» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Следует напомнить, что журналистским текстом называется вся система выразительных средств данного СМИ. Бывает, что студенты ошибочно считают журналистским текстом только словесный материал, забывая или упуская из виду прочие компоненты: рубрики, заголовки, линейки, колонтитулы, иллюстрации и др.

В советских редакциях СМИ дифференциация функций была очень строгой и ясной. Журналист представлял свой материал в тематический отдел, где редактор читал и правил текст, потом в секретариат, где ответственный секретарь издания вносил (или не вносил) свои изменения, а также чертил макет очередного выпуска (на основе макета, разработанного для этого СМИ). Ответственный секретарь определял идейно-тематический состав выпуска на основе представленных материалов, группируя их в соответствии с концепцией и макетом. Решающее слово (как и сейчас) принадлежало главному редактору, который мог убрать тот или иной материал, заменив резервным, и мог также внести свою правку в представленный редакцией общий журналистский текст.

Сейчас главный редактор имеет те же права, но несколько изменились обязанности его подчиненных. Довольно часто штатный коллектив состоит всего из нескольких человек, каждый из которых выполняет несколько функций. Так бывает в небольших по объему и тиражу СМИ, а также во вновь учрежденных, которые только начинают свою деятельность. Иногда внутреннее распределение обязанностей зависит не от потребностей редакции, а от ее материального положения. В крупных и богатых изданиях распределению обязанностей придают большое значение, а в выходных данных указывают всех поименно с координатами. Мы считаем, что четкое распределение обязанностей важно, однако если каждый сотрудник многофункционален, то возрастает не только уверенность главного редактора в эффективности редакции, но такая редакция, возможно, быстрее освоит переход к конвергентной журналистике.

Главный редактор, в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», — это тот, кто (независимо от названия должности) принимает окончательное решение о публикации материала. С назначения главного редактора на должность, как правило, и начинается работа нового СМИ. Это специально оговорено законом. Главный — нужен, запомните это; ни общественные советы, ни редколлегии не отвечают за конечный продукт персонально; творческой работой коллектива надо управлять. Работа с творческим коллективом, где каждый личность, требует крепких нервов и больших знаний, обретаемых только через собственный опыт. Хороший главный редактор — штучный экземпляр. Кстати, именно бывшим главным редакторам (предположим, после закрытия данного СМИ) особенно трудно найти себе новую работу: каждый потенциальный работодатель понимает, что бывших главных не бывает и что человек, прошедший колоссальную школу единоличного принятия ответственных решений, уже никогда не будет послушным орудием в чьих-то руках.

Что до штатного расписания, то в настоящее время редакции могут сами определять количественный и качественный состав штатных и внештатных единиц.

В любом случае редакциям присуща иерархичность: материалы продвигаются снизу вверх, от предложения до окончательного решения о публикации. Бывает, что стороннему специалисту материал заказывает и сам главный редактор, и его заместители, и руководителя отделов. Это зависит от внутренних отношений в редакции и не регламентируется.

Упомянутая иерархичность сложилась исторически и не может быть заменена на отношения полного равенства в принятии решений. Почему? Дело не только в том, что у начинающего репортера и у главного редактора разновеликий опыт, знания, связи с окружающей средой: это само собой разумеется. Но есть и еще один очень важный момент: технология выработки стратегии и тактики. Вид сверху всегда отличается от вида снизу или сбоку. Если бы все решения о публикации материалов принимал коллектив по типу «круглого стола», где у всех одинаковый статус и каждый имеет право вето, то решения никогда не были бы приняты, поскольку единогласие — чрезвычайно редкая вещь. Любой коллектив, когда идет обсуждение важных для него проблем, всегда выдвигает — порой весьма спонтанно — и энергичных ораторов «от имени и по поручению», и «защитников народа», и «борцов за права человека», и представителей «тихого омута», и все остальные типажи. Сбалансировать интересы персонажей, темпераментов, настроений, приложив их сумму к комплекту представленных в редакцию журналистских произведений, и вывести вариант идеального выпуска передачи или газетного номера, в котором было бы учтено вообще всё и все, — невозможно. Даже с помощью самого мощного компьютера. Это может получиться только случайно и то крайне редко. Все довольны не бывают.

Чтобы представить себе объем ответственности и компетентности главного редактора, процитируем фрагмент Приложения к постановлению Минтруда РФ от 4 октября 2000 г. № 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний»:

Главный редактор телевидения и радиовещания. Должностные обязанности

Организует работу по созданию телевизионных и радиопрограмм, обеспечивает их соответствие определенной тематической направленности. Разрабатывает концепцию телерадиовещания. Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, творческими союзами, ассоциациями, другими организациями, в том числе общественными. Возглавляет разработку перспективных и текущих календарно-тема-тических и производственных планов в соответствии с утвержденной сеткой вещания. Участвует в разработке проектов художественного оформления телевизионных и радиопрограмм. Принимает готовые программы, контролирует их качество, утверждает микрофонные материалы. Участвует в подготовке наиболее сложных и ответственных программ. Организует работу по заключению договоров с авторами и участниками программ, следит за их выполнением. Принимает решения об одобрении или отклонении представляемых на рассмотрение материалов. Обеспечивает рациональное использование материальных и финансовых ресурсов, технических средств, необходимые условия для повышения квалификации кадров и создания творческой атмосферы в коллективе. Принимает меры, направленные на сокращение сроков и улучшение качества подготавливаемых телевизионных и радиопрограмм. Проводит работу по внедрению отечественного и зарубежного опыта создания телевизионных и радиопрограмм, совершенствованию форм и видов телерадиовещания.

Должен знать: законодательство о средствах массовой информации; нормативные документы, определяющие требования к уровню телерадиовещания; важнейшие общественно-политические события;

состояние и перспективы развития экономической, научной и культурной жизни в стране и за рубежом; технические средства и технологию создания телевизионных и радиопрограмм; авторское право; основы законодательства о труде; порядок заключения и исполнения авторских договоров; основы экономики, организации производства, труда и управления; передовой отечественный и зарубежный опыт организации телерадиовещания; правила и нормы по охране труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в творческих организациях не менее 5 лет».

В некоторых коллективах есть общественный редакционный совет (сотрудничество, как правило, не предполагающее денежного вознаграждения; важные персоны). Редколлегией могут быть и штатные сотрудники редакции. Комплекс обязанностей членов и редсоветов, и редколлегий заметно изменился по сравнению с советскими временами, когда слова, например, «член редколлегии “Правды”» звучали как символ приобщенности этого человека к высшим сферам политики. Сейчас общественная должность «член редсовета», во-первых, звучит как некая аллюзия на прежние времена, когда это было очень почетно, а коллегиальность в принятии ответственных решений считалась несомненным и обязательным благом; во-вторых, подчеркивает уважительное отношение редакции к этому конкретному человеку: с его позицией здесь считаются. Но в любом случае за любые огрехи в работе отвечает по всей строгости закона только один штатный сотрудник — главный редактор, поэтому он и имеет все прерогативы. Обращаться к ред совету за мнением и рекомендациями он, конечно, может так часто, как ему потребуется.

Профессиональные обязанности журналистов электронных СМИ похожи на обязанности сотрудников печатных СМИ, но, разумеется, имеют специфику, обусловленную иными технологическими условиями.

Специфику работы в электронных СМИ вы более подробно узнаете на следующих курсах журфака, изучая «Основы радиожурналистики» и «Основы телевидения». Для данной же дисциплины — «Основы творческой деятельности журналиста» — важнейшим моментом является получение студентами настроя на творчество и регулярный труд.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.