Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Я готов простить Альфреду Нобелю изобретение динамита, но только дьявол в людском обличье мог выдумать Нобелевскую премию. Это сказал Джордж Бернард Шоу; возможно, в тот день английскому драматургу туман Альбиона мешал воспринимать мир в розовом (или голубом) свете, отчего и родился его очередной ехидный афоризм. Занятно: а что сказал бы о полученной вчера премии великолепный, сексапильный даже в глубокой старости господин Икс, представитель вымирающей популяции российских ученых?..
И так далее.
Да, такой мужской подход к Нобелевской премии может, мягко говоря, звучать предвзято, но вы, надеемся, добровольно пошли работать в этот журнал и всем сердцем разделяете его концепцию: тенденциозность, массовость...
Ах, вам не нравится быть пошлым? Но ведь до работы в журнале, еще на факультете журналистики, вы узнали, что на свете есть массовые (т. е. ориентированные на массовую психологию) издания, а их специфика немного меняет угол зрения читателя на события: с какой точки зрения видит мир целевая аудитория этого СМИ — с такой его и стараются подать журналисты. Причем аудиторию часто сами СМИ и формируют — такую вот, легко мыслящую.
Так какой жанр вы избрали для освещения волнующего вас события? Опять неясно? Рассуждаем дальше.
Если вы и редакция хотите все-таки интервью, то вам придется либо лететь за героем по свету, либо ждать его на родине. В этом случае ваше поведение зависит от материальных средств редакции (очень сильно) и вашей прыти (не очень).
Если вы выбрали очерк вместо интервью (а оба эти жанра прекрасно могут дать портрет героя), то расходов меньше, а независимости от прямой речи героя больше. Главный ваш дирижер — мастерство и совесть. В принципе никто не страдает: ни вы, ни герой, ни читатель. (Разумеется, если в вашем тексте не будет фактических ошибок или сверхоригинальных оценок, вообще уводящих от смысла.) Но, размышляете вы, очерк у вашего руководства не пользуется такой популярностью, как интервью. Зря, конечно, но ничего не поделаешь: начальство. Мода. Спонсоры. Рекламодатели. Прочее.
Опустить руки? Сложить крылья? Убить мечту? А может, заметочку тиснуть — и дело с концом?
Если вы для журнала сделаете разудалую заметку о почтенном лауреате Нобелевской премии, а рядом редакция разместит громадное интервью с новоявленной поп-звездочкой (излюбленный жанр массовых, глянцевых изданий) мужского пола, то ваше издание мигом еще больше пожелтеет в глазах и читателей, и специалистов. Правда, такие страшные глупости делаются редко, а если и делаются, то сознательно: в поисках новых сегментов рынка.
Может, лучше не делать совсем ничего, чем сталкивать фигуры столь разного масштаба, одев их — каждого — в жанровый костюм не по размеру.
Почему не по размеру? Почему не написать о нобелевском лауреате заметку, а о молоденьком эстрадном певце — громадное интервью? Ведь есть, точно есть публика, которая именно так и видит мир!
Потому и не написать, что выбор вами жанра имеет большое социальное значение. Вы формируете и мировоззрение, и потребности, и прихоти. Вы управляете восприятием готового текста.
Журналист обязан объективно отражать реальность. Честно и правдиво. А мир, в котором Нобелевская премия по физике уже не так важна в сравнении с выходом альбома поп-звездочки, — такой мир существует только в циничных мозгах манипуляторов массовым сознанием. Если вы готовы присоединиться к ним, ваш выбор в данном случае — заметка, причем фривольная. Если вы выбираете имидж солидного, объективного, респектабельного журналиста — в данном случае вы выбираете между очерком и интервью. Если вы упорный до авантюризма флибустьер от журналистики, готовый регулярно открывать свою Америку, и вам лично очень-очень надо поговорить с прославленным физиком обо всем сущем, то ваш жанр в рассматриваемом случае скорее всего интервью. И оно скорее всего притянет к себе и благоприятные обстоятельства, и командировочные, и место на полосах журнала, и уважение читателей. Знаете почему? Потому что во все времена, в любом обществе и в любой профессии выше всего ценится искренность. Если эта мысль кажется вам спорной, немедленно смените профессию.
Вы, конечно, поняли, что изображенный выше творческий поиск несколько комичен, с элементами гротеска, но именно в такое положение довольно часто попадает журналист, когда начинает работать, но еще не владеет всеми умениями и навыками.
Жанров много, и с их помощью мы подбираем героям и событиям приличествующий случаю костюм. И великолепно, что мы так щедро снабжены материей, аксессуарами, фурнитурой (типологическими и жанрообразующими параметрами, этическими принципами, практическим опытом); мы шьем не одежду вообще, а нечто вполне определенное — жилеты, брюки, перчатки или... скафандры!
4.2. Влияние содержания (события) на форму (жанр и стиль)
Это огромная тема, которую журналист осваивает всю жизнь, но начинать поиск жанрообразующих связей между содержанием и формой непременно надо на старте творческого пути. Читатель чутко реагирует на форму, даже когда полагает, что вслушивается исключительно в содержание.
Иногда приходится слышать от нетерпеливых читателей (слушателей, зрителей): «Дайте голые факты, а мы уж сами разберемся что к чему!»
Возможно ли это? Что такое голые факты, в которых якобы может разобраться кто угодно?
«Творческая удача во многом зависит от способности журналиста угадать, судьба какого героя вызовет наибольший интерес читателей, взволнует их, окажется поучительной »[79].
Эта мысль не потеряла своей актуальности. Журналисту постоянно приходится угадывать: кто тут герой? кого сегодня показать публике? что последует за рассказом об этом человеке и связанном с ним событии?
Вокруг (в эфире, на полосе) — другие люди, факты, собранные вашими коллегами по редакции. Как зазвучит общий хор? Что расслышат читатели (зрители) в звучании этого ансамбля?
Вот и получается, что любой «голый факт», чтобы в нем хоть кто-нибудь смог самостоятельно разобраться, журналист должен так поместить в контекст других фактов, чтобы выявилось событие, имеющее всеобщее значение. Редакция, в свою очередь, размещает ваше произведение в установленной сетке (в макете), которая сама по себе уже есть часть формы, организатор контекста.
Только после этой тонкой индивидуально-коллективной работы аудитория полноценно включается в сопереживание, понимает вашу общую идею. Здесь подразумевается целевая аудитория того СМИ, в котором вы публикуетесь и концепцию которого разделяете. Факты, значащие для условной аудитории «пассажиры метро», не имеют значения для аудитории «действительные члены Академии наук». Маленькие информативные заметки для «пассажиров» и глубокие научные статьи для «академиков» создаются и размещаются на полосах в соответствии с концепциями СМИ, а не спонтанно.
С выбором жанра неразрывно связан поиск стиля, приличествующего случаю. Важнейшими признаками стиля являются:
а) своеобразие строя речи, создаваемое отбором, организацией и нормами употребления речевых средств;
б) ограниченность и специфичность лексического состава;
в) своеобразные семантические оттенки слов и элементы словообразования;
г) специфическая фразеология;
д) некоторые типичные синтаксические конструкции;
е) состав и функции средств выразительности, представленных в разной мере в каждом стиле[80].
Основы научной характеристики стилей языка заложил Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый и литератор. Создавая свою теорию трех стилей, он руководствовался двумя основными принципами: первый — учет смыслового и экспрессивно-функционального своеобразия речевых средств, второй принцип — жанровый, ведь каждый жанр как общепринятый способ литературного изображения требовал соответствующего подбора средств.
Журналисту необходимо изучать стилистику как науку и практически овладевать разными стилями современного языка, поскольку адекватное изображение героев и ситуаций возможно только с применением соответствующих выразительных средств речи, что, в свою очередь, помогает точно обратиться к целевой аудитории определенного СМИ. Это важно! Значимость и востребованность этого умения велика, но распространенность, увы, отстает, поэтому во многих крупных СМИ введена должность рерайтера. Мы еще не раз вспомним здесь об этом виде «творчества»: переделка «болванки» под «формат».
Специалист (рерайтер) переписывает полученные редакцией материалы под формат издания. Что поделаешь! Если, например, газета ежедневная, то возвращать авторам тексты на доработку, подгонку под уровень аудитории нет времени. Если текст содержит необходимую именно сейчас информацию, но написан языком, неприемлемым для этого СМИ, редакции приходится брать материал, но менять лексику, синтаксис, интонацию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.