Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Черникова, Елена Вячеславовна.
Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).
ISBN 978-5-4160-0018-9
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.
Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).
УДК 070(07) ББК 76.01я7
Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.
Система журналистских жанров по-своему отражает систему взглядов на мир, на человека и события. Жанр — форма. Это важно.
В учебной литературе, как мы уже говорили, предложены различные подходы и к определению жанра, и к классификации жанров. Этого не должен пугаться студент, ищущий знаний. Лучше знать несколько классификаций, чем ни одной. Вот пример отличающихся подходов.
В современной российской журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст». И тому есть объяснение. ...Вместе со старой системой организации СМИ (жесткая вертикаль сверху донизу — от союзных до стенных газет) рухнула и прежняя классификация жанров[74].
Вот несколько иное описание того же явления:
В науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной исследователь творит собственную теорию жанров, порой не обращая внимания на устоявшуюся классификацию[75].
Нет никакой катастрофы, что один исследователь говорит «классификация рухнула», а другой с некоторой печалью, более сдержанно указывает на распространившийся «плюрализм мнений» в теории жанров. Оба высказывания рождены временем перемен, начавшихся с горбачевской гласности и перестройки в 1985 г., а этот исторический период жизни нашей страны еще не получил однозначной оценки в науке. И, возможно, однозначной не получит никогда, поскольку наступивший XXI век — век антиномии[76], и молодой журналист должен это понимать.
Исторические перипетии внесли в прессу колоссальные изменения, но само понятие «жанр» живо и работает, поскольку относится к числу основополагающих для всех отраслей культуры.
Так из чего же образуется жанр? Как мы догадываемся, что вот это — заметка, а это — очерк? Может, по объему? А где граница, выйдя за которую маленький материал перестает быть маленьким? С интервью-то вроде бы полегче: вопросы выделены, как правило, полужирным шрифтом или курсивом, а ответы даны светлым прямым шрифтом и по количеству слов длиннее... Так? Конечно, можно и так, но эти внешние признаки — для читателей. А для авторов, тем более профессиональных, нужны глубокие знания.
Наконец, как журналист выбирает жанр для освещения события?
«В современной теории журналистики, — пишет А. Тертычный, — выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика» [77].
С ним в общем согласен и В. Ворошилов: «Каждый журналистский жанр отличается постоянством и устойчивостью структурно-композиционных и стилистических признаков, имеет свой предмет, сходные содержательно-формальные признаки, называемые жанрообразующими: предмет, цель и метод журналистского отображения действительности, наконец, метод репрезентации материала аудитории»[78].
Иначе говоря, что именно отображаем, зачем и каким образом. С этим набором жанрообразующих факторов почти все авторы, пишущие о жанрах, в принципе согласны.
Запомним эту триаду: отображаем что — зачем — как.
Далее, соотнесем ее с формулой 5 w (кто — что — где — когда — почему). В английском языке вопросы, входящие в эту формулу, начинаются с буквы w, отсюда и название формулы — 5 w. Этой формулой пользуется любой опытный журналист, какому бы жанру он ни отдавал предпочтение.
Триада что — зачем — как описывает мотивы, цели и методы работы автора. Отвечая на эти вопросы, автор выбирает для своего нового произведения жанр.
С помощью формулы 5 w автор описывает событие, когда жанр уже выбран и теперь надо в его рамках ответить на основные журналистские вопросы.
Повторим: в любом журналистском произведении в той или иной степени должны быть даны ответы на вопросы: кто? что? где? когда? почему?
Соотношение «факт — автор» (или «автор — событие») тоже, на наш взгляд, является жанрообразующим фактором. Итак, сосредоточимся.
Что случилось? — это вопрос из формулы 5 w.
Что будем отображать? — вопрос из жанрообразующей триады.
Запомните твердо: это совершенно разные вопросы.
Еще раз: журналист выясняет что случилось? и решает что станет предметом отображения? — на разных творческих стадиях, хотя они очень близки. Повторите, выучите, затвердите это и никогда не поддавайтесь звучному стереотипу «факты — упрямая вещь». Это не так. Более того, само существование факта не так очевидно, как обычно кажется непрофессионалам.
Каждую секунду происходят миллионы событий. Фактов накапливается намного больше, потому что в любом событии всегда больше одного факта.
Отражение в прессе находит лишь крошечный процент от случившегося в мире. Это не значит, что мировые СМИ мало или плохо работают. Нет, они работают круглосуточно. Мы сейчас подчеркиваем всего лишь арифметическое соотношение между случившимся в мире и отраженным в прессе. Из открывающейся панорамы каждое СМИ выбирает для освещения тот набор событий, который в большей мере отвечает концепции этого СМИ. Конечно, существуют события номер один, которые попадают в центр внимания всех мировых СМИ вне зависимости от их концепций, но таких событий немного: международные встречи первых лиц, войны, крупные террористические акты, стихийные бедствия и т. п.
Люди подписываются на газеты, журналы и телеканалы, чтобы получать ограниченную их интересами информацию. Это звучит парадоксально, но это необходимо усвоить как можно глубже: раньше СМИ работали для «широкого круга читателей», а теперь — для целевых аудиторий. Газеты общего интереса встречаются крайне редко. Происходит это и в нашей стране. С учетом этих обстоятельств предстоит работать и вам. Выбор предмета отображения как один из жанрообразующих факторов играет особую роль: авторы фокусируют внимание аудитории на том, что важно для данного СМИ.
Давайте придумаем что-нибудь простое, домашнее и попробуем превратить мелкий факт в «событие мирового масштаба». Не цинично ли это? Нет. Несколько утрированно. Нарочитое сгущение, для наглядности.
Например, вчера утром тетя Зося вышла на кухню у себя дома в Кракове и обнаружила, что ее любимая кошка окотилась прямо на любимом диване тети Зоей, чем попортила красивую новую обивку. Для тети Зоей это очень серьезное событие, состоящее из комплекта душераздирающих и противоречивых фактов. Более того, тетя Зося вынуждена немедленно проанализировать эти свежие факты, быстро выбрать, какой важнее, принять решение и начать действовать. Кошку ругать? Но кошка стала матерью. Обивку менять или чистить? А ткань была новая и редкая... Любимый диван! На нем тетя Зося каждый день сидит с мужем и пьет чай... Как жаль! А что скажет муж? Он такой впечатлительный.
На этом этапе событие, состоящее из ряда фактов, еще не готово для отображения в прессе. Но...
Возможно, тетя Зося примет решение стерилизовать свою кошку, но мировое сообщество об этом не узнает. По крайней мере до тех пор, пока действия тети Зоей или ее кошки не приобретут какого-нибудь всеобщего значения. Скажем, после стерилизации кошка вдруг превратится в слона, и мировая наука вся встрепенется, чтобы разобраться в этом феномене.
Журналисты неизбежно выбирают из массива фактов значащие. Именно своим выбором и отношением они превращают разрозненные факты в осмысляемые события. Создают медиареальность.
Вот этот-то выбор значащего факта, часто судьбоносный, молниеносное принятие решения, часто интуитивное, и есть начало жанрообразования.
Что именно будем отображать и изображать в смоделированном нами случае?
В зависимости от типа СМИ мы покажем или новорожденного (получившегося из кошки) слона, или выражение лица тети Зоей, пытающейся осмыслить результаты своего судьбоносного решения о стерилизации кошки, или спину ее мужа, срочно уходящего к другой женщине, более спокойной и разумной.
А теперь посмотрим, зачем мы все это делаем. Доставить удовольствие читателю? Себе? Или, может быть, тете Зосе?
Конечно, мы хотим доставить удовольствие нашим читателям. Но разные люди получают удовольствие от абсолютно разных раздражителей: кто-то от ласки, кто-то от боли, кто-то от интеллектуальной работы. Поэтому мотивы нашего обращения к истории тети Зоей зависят от концепции СМИ, для которого мы готовим материал.
Если мы ведем рубрику «Новости науки» или передачу «В мире животных», нас будет интересовать история кошки-слона во-первых, а история развода тети Зоей — в-десятых.
Если мы пишем (снимаем) для женского журнала, обычно полного добрых советов домохозяйкам, то посоветуем замужним женщинам, осведомленным о беременности их любимой кошки, закрывать любимые диваны чехлами или, если уж такое случится (тут слегка мелькает кошкослон), срочно и по-хорошему поговорить с мужем — для предотвращения развода.
Наконец, мы выбираем метод отображения. Каким способом подать материал? Это тоже зависит от концепции нашего СМИ.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.