» » » » Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие


Авторские права

Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие

Здесь можно скачать бесплатно "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Черникова, Елена Вячеславовна.

 Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Е.В. Черникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012. — 414 с. — (Artifex).

ISBN 978-5-4160-0018-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031300 «Журналистика» (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит все необходимые сведения о творческих задачах журналиста и способах их решения, а также освещает вопросы жанрообразования в современных СМИ, предлагает подходы к классификации жанров, рассматривает законодательные и этические нормы, регулирующие деятельность журналиста.

Книга заинтересует студентов, специализирующихся во всех информационных отраслях (реклама, PR, медиабизнес, межкультурные коммуникации и др.).

УДК 070(07) ББК 76.01я7

Все права защищены. Книга не может быть воспроизведена полностью или частично в бумажном или электронном формате без письменного разрешения правообладателя.






Если мы ведем рубрику «Новости науки» или передачу «В мире животных», нас будет интересовать история кошки-слона во-первых, а история развода тети Зоей — в-десятых.

Если мы пишем (снимаем) для женского журнала, обычно полного добрых советов домохозяйкам, то посоветуем замужним женщинам, осведомленным о беременности их любимой кошки, закрывать любимые диваны чехлами или, если уж такое случится (тут слегка мелькает кошкослон), срочно и по-хорошему поговорить с мужем — для предотвращения развода.

Наконец, мы выбираем метод отображения. Каким способом подать материал? Это тоже зависит от концепции нашего СМИ.

Если мы работаем в юмористическом журнале, мы просто пересказываем эту историю в хронологическом порядке в виде заметки. Вполне достаточно. Читатели оценят. Налицо самоигралъный факт, пригодный для простого бесстрастного пересказа... юмористом.

Если мы и наши читатели интересуемся зоологией, то сообщение о происшествии с тетей Зосей будет представлено в виде короткого информирующего вреза к большому интервью с видным ученым, которого мы попросим объяснить все эти чудеса. И так далее.

Мы намеренно дали здесь некую пародию на схему принятия творческих решений, поскольку так легче усвоить учебный материал. Разумеется, на практике все глубже и серьезнее, но это вы и сами понимаете.

Поупражняемся еще. Лучше сделать это сейчас, чем оказаться в замешательстве во время работы. В предлагаемом здесь этюде тоже довольно сильна юмористическая нота, но сделано это специально, чтобы в утрированном виде представить вам муки творчества начинающего журналиста.

Предположим, что вы работаете в ежемесячном глянцевом журнале для мужчин (остальные типологические признаки такого издания пока пропустим).

Вы видите на телеэкране почтенного пожилого человека, только что получившего Нобелевскую премию по физике. Он обаятелен, кажется таким простым и доступным, он так доходчиво говорит о непонятных вещах, делая их понятными, что вам уже хочется поговорить с ним лично, узнать побольше о его жизни и деятельности.

Кроме того, вы понимаете, что сам факт беседы с новым лауреатом такой премии уже значителен (для вас в первую очередь, в меньшей степени для него, потому что журналистов много...). Вы, таким образом, уже мечтаете об интервью. Это пока ваше личное стремление, не связанное ни с местом работы, ни с воспитанием, ни с увлечениями — ни с чем. Вам просто понравился человек. Искренне понравился.

Следующий шаг уже технический. Начинается подготовка к реализации замысла: вам придется убедить лауреата, что именно вы лучший собеседник для него в такую счастливую минуту. Вы не раздумываете, стоит или не стоит об этом человеке писать. Вы точно знаете, что уже сегодня о нем напишут все, кто только сможет, а для начала — все, работающие в оперативно-новостной нише: все информационные агентства, телеканалы, радиостанции, ежедневные газеты, многие еженедельники... А издания ежемесячные уж точно не заметочку разместят, а будут стремиться к солидному интервью. Вот уже ваши мечты начинают совпадать с концепцией вашего издания, в котором интервью — один из популярнейших жанров.

Однако вы ведь видите этого прекрасного старца по телевизору. Вы в Москве, а он в Швеции, где только что закончилась церемония вручения премии. Он, конечно, собирается домой, и хорошо, если он из России, а вдруг ему предстоит лететь в Америку? Значит, ваша мечта об интервью с лауреатом погибнет? Или надо подождать, пока вы получше освоите английский, пока откроют все границы и вы сможете без виз полететь за желанным собеседником куда угодно? Даже без командировочного удостоверения и денег, на одном личном порыве? Ведь это невозможно даже представить себе: решение стольких задач в один день.

А может, не надо томиться в ожидании интервью, а написать о нем очерк? Тоже выход. Масса плюсов: жанр очерка не относится к оперативно-новостным, т. е. за вами не гонится ни время, ни редактор давай-давай, ни потенциальный герой очерка. Вы имеете все возможности неспешно изучить жизнь и деятельность лауреата по имеющимся источникам, опросить его друзей (у лауреатов, президентов, иных успешных людей друзья обычно мгновенно появляются, как грибы после дождя), знакомых, родственников, посмотреть фотографии разных лет и т. д. Конечно, для полноты картины неплохо бы все-таки поговорить с самим лауреатом, но он все еще в Швеции, а то и в Америке, и ваши пути пока никак не пересекаются, но образ очень интересный, волнующий. Так в каком же жанре лучше выступить? Да и чем плох очерк? Ничем не плох. Даже очень хорош. Видна работа автора, его личный взгляд, умелое владение пером, способность глубоко проникнуть во внутренний мир героя и, может быть, даже оценить его вклад в науку. Словом, если ничего не переврать, то, может, и без личного интервью обойдемся?.. Т. е. применим интервью лишь для сбора информации, как метод, а итогом работы будет очерк. Так даже лучше.

Пока вы мучительно выбирали жанр, с помощью которого мечтаете осветить событие, вы уже ответили себе на ряд обязательных вопросов из вышеприведенной формулы 5 w.

Что случилось? Физик получил Нобелевскую премию.

Кто он? Господин Икс.

Где это случилось? В Швеции.

Когда? Сегодня.

Почему случилось? Он умный и талантливый: оценен по заслугам.

Помните, в начале этого упражнения мы договорились, что вы работаете не вообще где-то, а в ежемесячном глянцевом журнале для мужчин. Типологически это массовое издание, опирающееся на массовые представления о жизни. (Заметим, что в учебных пособиях редко встречаются советы, относящиеся к работе в массовых, особенно глянцевых, изданиях. Чаще говорится о подготовке журналистских материалов для качественных СМИ. Давайте сейчас исправим это положение: ведь развлекать — тоже искусство.) Такие журналы обычно предъявляют своим читателям фотографии не по погоде одетых женщин, а в вербальных текстах тонко (или не очень тонко) льстят маскулинности своих героев и, таким образом, аудитории. Итак, спустимся с высот вашей человеческой любознательности на твердую почву вашей редакционной принадлежности. Журнал для мужчин?

Тогда на все основные вопросы (5 w) надо дать чуть-чуть иные ответы. Например:

Что случилось? Мужчина, физик, получил Нобелевскую премию.

Кто автор факта (ньюсмейкер)? Господин Икс. Весьма гламурный.

Где? В стране, издавна славящейся своими мужчинами: в Швеции.

(А как прекрасен их король!..)

Когда? Сегодня, побрившись лучшей бритвой наших дней (указать марку — по договоренности редакции с фирмой-производителем), когда светило холодное северное солнце (а наш герой обожает холод, он вообще поклонник здоровой жизни).

Почему? Настоящие мужчины, занимающиеся настоящим делом, всегда получают достойную награду.

С «мужской» компонентой разобрались. Далее. Журнал ежемесячный? Значит, не торопясь изложим все, что можно и нужно.

А что делать с тем, что излагать нельзя? А кстати, что именно нельзя, если у нас нет цензуры и все можно? А вот что. Тут мы и подбираемся непосредственно к окончательному выбору жанра.

Что будем изображать? (Не путать со что случилось? Это, как вы уже знаете, разные вопросы.)

Зачем будем изображать? (Не путать с вопросом почему это случилось? Это тоже разные вопросы.)

Какими средствами? (Не путать с вопросом кто автор события? На этой стадии жанрового выбора герой события, лауреат премии, уже признан вами, журналистом, в качестве достойного персонажа. Он — автор факта. Далее автор — только вы. Создаете текст о событии, опираясь на информационный повод, на значимый факт.) Вы выбираете метод. Рационально-познавательный? Художественнопублицистический?

Надеемся, вы уже чувствуете коренное различие между вопросами что случилось? и что будем изображать? Ответить себе лично на оба необходимо. Как ответить, зависит, с одной стороны, от целевой аудитории вашего издания, а с другой — от вашего таланта, вкуса, такта и прочих трудноопределимых качеств.

Ответить правдиво? Да, конечно, а вы и не собирались врать. Вы просто выбираете угол зрения. Ищете ракурс. Если для информационного агентства, без красот и без мнений, то получится примерно следующее:

«Физик господин Икс получил Нобелевскую премию этого года за... (указываете точную формулировку). Награждение состоялось в... (указываете место, время и контингент участников)».

А если для специализированного мужского журнала, то тут ваша оптика меняется — в соответствии с концепцией вашего издания. Тут вас меньше всего интересует физика. А больше всего — мужской успех. Вы обязаны удовлетворить носителей массовой психологии. И чтобы никто из читателей не сомневался в вашей легковесности, можете ввернуть в текст ваш что-нибудь снобистско-ерническое. Например.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Книги похожие на "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Черникова Вячеславовна

Черникова Вячеславовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Черникова Вячеславовна - Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.