Игорь Смирнов - Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней"
Описание и краткое содержание "Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней" читать бесплатно онлайн.
Читатель обнаружит в этой книге смесь разных дисциплин, состоящую из психоанализа, логики, истории литературы и культуры. Менее всего это смешение мыслилось нами как дополнение одного объяснения материала другим, ведущееся по принципу: там, где кончается психология, начинается логика, и там, где кончается логика, начинается историческое исследование. Метод, положенный в основу нашей работы, антиплюралистичен. Мы руководствовались убеждением, что психоанализ, логика и история — это одно и то же… Инструментальной задачей нашей книги была выработка такого метаязыка, в котором термины психоанализа, логики и диахронической культурологии были бы взаимопереводимы. Что касается существа дела, то оно заключалось в том, чтобы установить соответствия между онтогенезом и филогенезом. Мы попытались совместить в нашей книге фрейдизм и психологию интеллекта, которую развернули Ж. Пиаже, К. Левин, Л. С. Выготский, хотя предпочтение было почти безоговорочно отдано фрейдизму.
Нашим материалом была русская литература, начиная с пушкинской эпохи (которую мы определяем как романтизм) и вплоть до современности. Иногда мы выходили за пределы литературоведения в область общей культурологии. Мы дали психо-логическую характеристику следующим периодам: романтизму (начало XIX в.), реализму (1840–80-е гг.), символизму (рубеж прошлого и нынешнего столетий), авангарду (перешедшему в середине 1920-х гг. в тоталитарную культуру), постмодернизму (возникшему в 1960-е гг.).
И. П. Смирнов
395
Aage A. Hansen-Löve, Velimir Chlebnikovs poetischer Kannibalismus. — Poetika, 1987, Bd. 19, Heft 1–2, 88–133; ср. также Jerzy Faryno, Дешифровка. — Russian Literature, 1989, XXVI–I, 38 f.
396
Ср. не отмеченное у А. А. Хансен-Лёве симптоматическое повседневное поведение Хлебникова, о котором вспоминает М. С. Альтман: «А что ему давали в руки (было ли это съедобно или нет), он сейчас же клал себе в рот, даже не разжевывая…» (Автобиографическая проза М. С. Альтмана, подготовка текста В. Д. и К. Л.-Д. Предисловие и примечания К. Л.-Д. — Минувшее. Исторический альманах, Paris 1990, № 10, 222).
397
В. В. Хлебников, Собр. соч., II, 61 (первая пагинация).
398
Б. Пастернак, Стихотворения и поэмы в двух томах, т. 2, 143. О топике пира в этом и в других стихотворениях Пастернака см. подробно: Томас Венцлова, О некоторых подтекстах «Пиров» Пастернака. — In: Cultural Mythologies of Russian Modernism. From the Golden Age to the Silver Age (= California Slavic Studies, XV), ed. by B. Gasparov, R. P. Hughes, I. Paperno, Berkeley e.a. 1992, 382 ff.
399
Марина Цветаева, Стихотворения и поэмы в 5-ти тт., т. 3, New York 1983, 190.
400
И. Бабель, Соч. в 2-хтт, т. 1, Москва 1990, 134.
401
Ср. одну из последних работ о визуальной поэзии футуризма: John J. White, Literary Futurism. Aspects of the First Avant-Garde, 8 ff (здесь же обильная литература вопроса).
402
Ср. соображение о «новом видении» у Шкловского, коррелирующее с нашим ходом мысли: «Der Gedanke vom Tod der Kunstformen und vom Tod der Dinge <…> entsteht aus dem Erlebnis des Nicht-Mehr-Erieben-Könnens» (Renate Lachmann, Die «Verfremdung» und das «Neue Sehen» bei Viktor Sklovskij (1970). — In: Verfremdung in der Lileratur, Darmstadt 1984, 321).
403
В. В. Хлебников, Собр. соч., II, 307 (первая пагинация); ср. разбор «Одинокого лицедея»: Ежи Фарино, Как пророк Пушкина сделался лицедеем Хлебникова. — Studia russica, XII, Budapest 1988, 38 ff.
404
Б. Пастернак, Стихотворения и поэмы, т. 1, 184.
405
См. подробно: Renate Lachmann, Vergangenheit als Aufschub: Die Kulturosophie der Akmeisten. — In: R. L., Gedächtnis und Literatur, 354 ff.
406
Константин Олимпов, Буква Маринетти. — Второй сборник Центрифуги, Москва 1916, 29.
407
Вадим Шершеневич, Письмо. — Эго-футуристы. Всегдай, VII, С.-Петербург 1913, 30.
408
Ср. одну из лекций («Weaning»,1936), прочитанных М. Кляйн: «The object world of the child in the first two or three months of its life could be described as consisting of gratifying or of hostile and persecuting parts or portions of the real world. At about this age he begins to see his mother and others about him as „whole people“, his realistic perception of her (and them) coming gradually as he connects her face looking down at him with the hands that caress him and with the breast that satisfies him, and the power to perceive „wholes“ (once the pleasure in „whole persons“ is assured and he has confidence in them) spreads to the external world beyond the mother» (Melanie Klein, Love, Guilt and Reparation and Other Works. 1921–1945, London 1975, 291).
409
М. М. Бахтин, Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, Москва 1965, 23 и след.
410
Ф. М. Достоевский, Полн. собр. соч. в 30-ти тт., т. 10, 106. Ср. о других случаях анального комизма у Достоевского: Г. А. Левинтон, Достоевский и «низкие» жанры фольклора. — Wiener Slawistischer Almanach, 1982, Bd. 9, 63 ff.
411
Гиперборей, 1912, № 2, ноябрь, 11.
412
Гиперборей, 1913, № 8, октябрь, 18.
413
Ср. теорию поэзии как коллекционирования у Малевича: «Стихотворения всех поэтов представляют, как комок собранных всевозможных вещей, маленькие и большие ломбарды…» (К. Малевич, О поэзии. — Забытый авангард…, 128); ср. ироническую-трансформацию мотива отбросов в современном поставангардизме: Ilya Kabakov, Boris Groys, Die Kunst des Fliehens. Dialoge über Angst, das heilige Weiß und den sowjetischen Müll, München, Wien 1991, 105 ff.
414
А. Ахматова, Стихотворения и поэмы, 202.
415
О. Мандельштам, Собр. соч., т. 1, 10.
416
Ср.: Е. Jones, Über analerotische Charakterzüge, 126 ff; K. Abraham, Psychoanatytische Studien zur Charakterbiidung. Und andere Schriflen, 203.
417
Давид Бурлюк, Биография и стихи. К 25-летию художественно-литературной деятельности, Нью-Йорк 1924, 35.
418
К. Большаков, Мой год. — Второй сборник Центрифуги, Москва 1916, 11.
419
Б. Пастернак, Стихотворения и поэмы, т. 1, 126.
420
Вадим Шершеневич, Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания. — В: Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова, Москва 1990,578. Анальная мотивика была для орального садоавангарда некоей подпольной, инофициальной, не подлежащей оглашению — ср. воспоминания Р. О. Якобсона: «Хлебников очень резко относился к изданиям Бурлюка. Он говорил, что „Творения“ совершенно испорчены и он очень возмущался тем, что печатались вещи, которые были совсем не для печати, в частности „Бесконечность — мой горшок / вечность подтиралка / Я люблю тоску кишок / Я зову судьбу мочалкой“» (Б. Янгфельдт, Якобсон-будетлянин…, 44). По поводу «Флейты-позвоночника» следует заметить, что присутствующая в ней невольная анальность восходит к ироническому описанию неудавшегося творческого акта как запора в «Евгении Онегине»: «Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся <ср.: „Запрусь, одинокий…“. — И.С.>, Зевая, за перо взялся. Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…» (VI, 22–23). Ориентируясь на пушкинский роман в стихах, Маяковский не отдал себе отчета в том, что он имеет дело с явно намеренным анальным комизмом, и преобразовал шутливый тон источника в серьезный.
421
Ср. дальнейшее исследование анальной семантики в гоголевской «Шинели»: Daniel Rancour-Laferriere, Out from under Gogol’s Overcoat, 69 ff.
422
Об анальности в поэзии Крученых см. подробно: Rosemarie Ziegler, op. cit., 86 ff; Aage A. Hansen-Löve, Kručenych vs. Chlebnikov. Zur Typologie zweier Programme im russischen Futurismus. —Avant Garde, 1991, № 5/6, 15 ff.
423
A. E. Крученых, Избранное, 261.
424
Там же, 407; в дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте работы.
425
Игорь Северянин, Ананасы в шампанском, 7.
426
Вяч. Вс. Иванов, Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых…» — Труды по знаковым системам, 3, Тарту 1967, 156 и след.
427
И. В. Игнатьев, Эго-футуризм. — Засахаре Кры. Эго-футуристы, V, С.-Петербург 1913, 5.
428
Н. Гумилев, Собр. соч., т. 2, 61.
429
Игорь Северянин, Ананасы в шампанском, 7.
430
Вяч. Вс. Иванов, Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых…» — Труды по знаковым системам, 3, Тарту 1967, 156 и след.
431
ЛЕФ, 1924, № 1 (5), 8; об инфантилизме в авангардистском искусстве см. подробно, например: N. Å. Nilsson, Futurizm i primitivizm. — Umjetnost riječi, 1981, XXV, 77–88; Živa Benčič, Infantilizam. — Pojmovnik ruske avangarde, 3, Uredili: A. Flaker i D. Ugrešič, Zagreb 1985, 29 ff.
432
Ср. машинерию в романах де Сада: Roland Barthes, Sade, Fourier, Loyola, Paris 1971, 155 ff.
433
Martin Heidegger, Die Technik und die Kehre (1949), Pfullingen 1962, 12.
434
Отсюда проистекают, в частности, детские садистские фантазии о насильственном проникновении в материнское лоно, о которых много писала М. Кляйн: М. Klein, Die Psychoanalyse des Kindes, 164 ff.
435
Между прочим, Ленин, создатель государства, воплотившего в себе идеалы садистской культуры, был чрезвычайно склонен в детстве к разборке игрушек, как об этом вспоминает его сестра: «Игрушками он мало играл, больше ломал их. Так как мы, старшие, старались удержать его от этого, то он иногда прятался от нас <проникновение в тайну требует соответствующей этому обстановки! — И.С.>. Помню, как раз, в день его рождения, он, получив в подарок от няни <субститут матери! — И.С.> запряженную в сани тройку лошадей из папье-маше, куда-то подозрительно скрылся с новой игрушкой. Мы стали искать его и обнаружили за одной дверью. Он стоял тихо и сосредоточенно крутил ноги лошади <садисту хотелось бы сделать неподвижным объект, который он воспринимает ускользающим от него. — И.С.>, пока они не отвалились одна за другой» (А. И. Ульянова, Детские и школьные годы Ильича, Москва 1947, 6; ср. более лаконичную версию того же свидетельства: А. И. Ульянова-Елизарова, Воспоминания об Ильиче (1924), Москва 1932, 12). После того, как мы выяснили, сколь существенна для садиста проблема энергии, не должно вызывать удивления то, что мы назовем садистским ленинский план электрификации России.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней"
Книги похожие на "Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Смирнов - Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней"
Отзывы читателей о книге "Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.