Ханс Хенни Янн - "Угрино и Инграбания" и другие ранние тексты
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги ""Угрино и Инграбания" и другие ранние тексты"
Описание и краткое содержание ""Угрино и Инграбания" и другие ранние тексты" читать бесплатно онлайн.
Лишь так (послушайте, я снова прихожу к этому выводу!) мы еще можем приблизиться к пониманию того, какой закон - безошибочным и совершенным образом - управляет миром, который принадлежит нам и всем прочим тварям, и что бурчат-подсказывают находящиеся глубоко в нас, спутанные, но исполненные формы, тяжелые и ленивые до безобразия, теплые и соблазнительные до слез, далекие и тихие до самой смерти, малодушные, но послушные мальчишеским рукам розоватые кишки.
Это будет метод, противоположный тому, которому я следовал до сих пор и который так настойчиво рекомендовал мой школьный товарищ Диппель. Я раньше описывал себя, одного человека: как он живет и спит, видит сны, кушает и испражняется, и что думает и что чувствует, из-за чего жалуется и плачет и что восхваляет, и какие у него тайные волнения, в чем для него удовольствие и спасение... Но теперь я буду говорить только о тех, кто - в своем сознании - доводит сотворенный мир до совершенства. Ни о том, что они едят, как спят, как ходят, стоят, жнут, сеют. Я теперь хочу показать их самих: их работу, их сущностное бытие, истекание их сверхчеловеческой потенции.
Петер.
Уже десять часов. Мы могли бы еще прогуляться по улицам. Небо сегодня должно быть совершенным резонатором для наших слов. В комнате душно и тесно. Ты вот говорил про соборы и колонные залы. Но эти стены скоро снова измучат, унизят нас; такому трудно противостоять... Пойдемте!
Пролог заканчивается
Комментарии
Янн начал писать драму в Норвегии, между августом 1915 и февралем 1917 года. Вернувшись в 1918-м в Германию, он решил доработать и издать «Пролог» как самостоятельный текст и издал его в 1921 году, в «Маленьких публикациях религиозной общины Угрино». Текст переведен по изданию: Dramen I, S. 241-272 (окончательный, печатный вариант).
Стр. 243. Вспомни о телах на саркофагах капеллы Медичи. Имеются в виду лежащие фигуры Вечера и Утра на саркофаге Лоренцо Урбинского, Ночи и Дня - на саркофаге Джулиано Немурского.
Стр. 245. Ей свойственно влечение в негатив... Ср. в «Дефиниции» общины Угрино (стр. 380-381): «Ничто другое не осуждаем мы с такой непреклонностью, как неоправданное честолюбие, влечение к негативу, ктолько-материальному».
Стр. 247. Мы - любители классики, мы вновь и вновь декламируем этого божественнейшего из всех поэтов. Речь идет, как видно из последующих строк, об английском поэте и драматурге Кристофере Марло (1564-1593), авторе пьес «Тамерлан», «Доктор Фауст», «Мальтийский еврей», «Эдуард II», «Парижская резня», незаконченной поэмы «Геро и Леандр» и др.
Стр. 248. Того, кто уже в двадцать пять созрел, чтобы стать жертвой государственного палача. Марло - возможно, агент английской разведки, член вольнодумного кружка У. Рэйли - 20 мая 1593 года был вызван для разбирательства на заседание Тайного Совета; его не арестовали, но велели каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу. Он переехал в Дептфорд; допрос, вероятно, так и не состоялся, а через десять дней, 30 мая, Марло убили при плохо проясненных обстоятельствах, во время драки в таверне.
Стр. 251. Знаменитый Давид стоит с раненой рукой. В 1527-м, во время волнений во Флоренции, левая рука Давида была разбита на три части. Тринадцатилетний тогда Вазари вместе со своим другом подобрал и сохранил обломки; рука была восстановлена по приказу герцога Козимо в 1543 году.
Стр. 254. ...в этом мире, состоящем из массы и ритма... Ср. мнение Х.Э. Носсака об особенностях прозы Янна (ниже, стр. 404-405): «В таком происхождении [из семьи гамбургских судостроителей. - Т.Б.] следует искать корни двух главных элементов его натуры: приверженности к морю и врожденного ремесленнического умения обращаться с материалом. Или, иными словами: того великого анонимного дыхания, что заставляет вздыматься и опускаться, как волны, даже самые будничные фразы Янна, и той осязаемой - имеющей вкус и запах - субстанции, из которой состоят его художественные образы».
Невозможно просто привязать все контрапункты к одной теме. Здесь слово контрапункт употреблено в узком смысле: мелодия, звучащая одновременно с темой.
Стр. 256. ...на место всех тире, которые оставил Бюхнер... Имеются в виду неоконченные наброски Бюхнера к пьесе «Войцек», заканчивающиеся такой сценой (в русском издании - Бюхнер, стр. 214 - перевод неточный):
Морг.
Хирург. Врач. Судья.
Судья.
Хорошее убийство, настоящее убийство, прекрасное убийство. Лучше и требовать нельзя. Давно уже у нас ничего такого не было.
Врач.
–---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.
...церковь в Беневенто. Имеется в виду, вероятно, церковь Святой Софии, построенная в 760 году, при лангобардах.
Стр. 258. ...членение опорных столбов собора в Отёне, глубокие крестовые своды - и характер их соединения с опорными столбами - в Бамбергском соборе, внутренняя отделка куполов Каора и Перигё... Собор Святого Лазаря в Отёне (XII век) - один из самых значительных памятников романской архитектуры в Бургундии. Собор Святого Петра и Святого Георгия в Бамберге (начало XIII века) - один из известнейших памятников романской архитектуры в Германии. Двухкупольный романский собор Святого Этьена в Каоре (конец XI - начало XII века) - одно из первых и самых больших купольных зданий во Франции. Пятикупольный собор Сен-Фрон в Перигё (XII век) совмещает в себе элементы романского и византийского стилей.
Стр. 260. Я, во всяком случае <...> Мне показалось, ты рассматривал лишь проекции их сущностей в этом мире. Вариант этого места в неопубликованных набросках драмы: «Я, во всяком случае, вначале понял тебя так, что твое мнение сводится к следующему: гения, как такового, не следует ценить больше и выше, чем понятного всем ученого или умеющий нравиться талант, поскольку гений пробуждает не больший и не более возвышенный восторг, чем эти двое. Короче, я, как тебе показалось, рассматривал лишь проекции их сущностей в этом мире. И не вспоминал о Боге».
Букстехуде играл перед Бахом и был понят. В октябре 1705 года И.С. Бах специально отправился пешком в Любек, чтобы послушать концерты Дитриха Букстехуде в Мариенкирхе, и оставался в этом городе несколько недель.
Стр. 261. Зов Микеланджело, мечтающего о судьбе Данте... Имеется в виду 248 сонет Микеланджело (Микеланджело, стр. 259), заканчивающийся словами:
О Данте говорю я, чьи деянья
Забыл неблагодарный род людской,
Сулящий гениям одни страданья.
О если бы родиться мне тобой
И жить твоими думами в изгнанье,
Счастливой одаряя мир судьбой!
Стр. 266. Рембрандт своевольно и упорно напоминал нам об этом. Имеются в виду офорты «Снятие с креста» (1633), «Три креста» (1653), полотна «Распятие» (1631) и «Снятие с креста» (два варианта, ок. 1634).
Стр. 267. ...той картины Джорджоне... Имеется в виду картина Джорджоне (1478-1510), о которой Янн в статье 1926 года «Анатомические рисунки Леонардо» писал: «Мы видим ландшафт с белой молнией, написанный его [Джорджоне. - Т.Б.] рукой. Женщина кормит грудью младенца - полуобнаженная, ничем не прикрытая там, где соприкасается с телом младенца, который грезит, повернувшись в другую сторону. Тут есть еще пастух, или возлюбленный, или чужак, или отец ребенка. На первый взгляд - не имеющий отношения к женщине: он смотрит в другой ландшафт, он полностью одет. Однако этих двоих соединяет незримая связь, невыразимая человечность» (цит. по: Dramen I, S. 1087).
Стр. 273. ...знающие странное учение о любящем, который должен убитъ... Ср. «Угрино и Инграбания», стр. 127-129.
...мой школьный товарищ Диппель. См. дневниковую запись Янна от 29.9.1915 (ниже, стр. 353-354).
Ученики
Историческая трагедия
<Фрагмент>
Место действия: Данциг, около 1400 года
<Действующие лица>
Франц из Йевера
Янн из Ростока
Мастер Генрих из Штральзунда
Петер Вискуле
Франц из Йевера, Янн
Франц.
Чего еще ты хочешь?
Янн.
Будто не знаете...
Франц.
Ты не желаешь обременять себя клятвой. Трижды уже прошлись мы по сеням. С меня довольно. Упрямец не переступит порога двери, ведущей внутрь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на ""Угрино и Инграбания" и другие ранние тексты"
Книги похожие на ""Угрино и Инграбания" и другие ранние тексты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ханс Хенни Янн - "Угрино и Инграбания" и другие ранние тексты"
Отзывы читателей о книге ""Угрино и Инграбания" и другие ранние тексты", комментарии и мнения людей о произведении.