Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Описание и краткое содержание "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать бесплатно онлайн.
Данная книга — профессиональная энциклопедия для менеджера. Ее информационный банк составляет более шестидесяти теоретико-прикладных дисциплин. Из огромного количества теоретических и фактических данных отобраны, интегрированы и адаптированы те человековедческие знания и умения, которые необходимы каждому менеджеру. Они составляют менталитетную основу его деловых успехов и устойчивого рейтинга.
Мировоззрение является "духовным ядром" сознания личности, от него в той или иной мере зависит эффект самовыражения всех элементов психологической структуры личности. Психологическая ценность мировоззрения определяется зрелостью и устойчивостью личных убеждений. Оттого, насколько они органично вплетены в ткань сознания личности, зависит формирование ее мотивов поведения, содержание ее гражданских позиций. Верные убеждения — надежный компас для ориентирования в огромном житейском море, лучший регулятор социального поведения людей.
Как показывают исследования, мотивом поведения разведчиков (шпионов), в качестве таковых обычно выступают деньги, месть, авантюризм и идейные убеждения. По мнению большинства специалистов, самыми надежными агентами являются те, которые занимаются данной профессиональной деятельностью по идейным убеждениям. Ярким примером тому являются легендарные советские разведчики Рихард Зорге и Николай Кузнецов.
Воздействующий эффект убеждений становится более значительным, когда они ориентированы на какие-то идеалы. Как писал М.Е. Салтыков-Щедрин, идеалы — светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего, они представляют собой не отрицание прошлого и настоящего, а результат всего лучшего и человечного, завещанного первым и вырабатывающегося в последнем. Идеалы призваны подвигать человека на достижение личного и общественного блага. В этом их огромное изнутри мобилизующее предназначение для каждой личности.
Одной из важных задач, которую постоянно приходится решать руководителю, является выявление профессионального соответствия работника. В этих целях, используя выше представленный набор личностных качеств, можно воспользоваться следующими методами их изучения:
— рекомендательный отбор (рекомендации, аттестации…);
— личный отбор (личное знание, наблюдение…);
— тестовый отбор (компьютерно-ручное тестирование);
— ситуативный отбор (проверка различными ситуациями).
Социально-психологическая общность — матрица коллективного состояния людейПриоритетное направление деятельности руководителя. Менеджер, организующий людей на достижение каких-то деловых целей, выступает в статусе руководителя. Приоритетным направлением его управленческой деятельности является создание трудового коллектива. В качестве такового выступает объединение людей, основанное на общности деловых целей и задач, добровольном соблюдении трудовой дисциплины, психологической и нравственной совместимости, наличии органов общественного самоуправления.
Продолжительное время в западной социально-психологической, социологической и этической литературе коллектив как социальный феномен рассматривался как одно из худших положений социалистических учений. В настоящее время данное понятие широко (позитивно) используется в названной литературе. В рыночной экономике усиливается тенденция к созданию коллективных деловых структур. Категорически возражая против какой-либо абсолютизации роли коллектива в жизни людей, например, что "коллектив всегда прав", следует признать мудрость слов А.С. Макаренко: участие в коллективном труде позволяет человеку выработать нравственное отношение к другим людям.
Становление трудового коллектива — нередко продолжительный по времени процесс. Схематично его можно представить следующим образом: группа — общность — коллектив.
Сначала из определенного количества работников на базе разделения и кооперации их трудовой деятельности создается социальное образование — рабочая группа. Ее структурно образующей являются воссозданные руководителем служебные (производственные) взаимоотношения работников или, как принято обозначать в социальной психологии, формальные отношения.
Затем на базе сложившихся и отлаженных формальных отношений происходит образование и развитие сложной гаммы неформальных отношений работников. В основу их образования положены самые различные межличностные причины: совпадение характеров, вкусов, ценностных ориентации, семейных проблем, личных интересов…
И, наконец, конструктивно совершенствуя формальные и неформальные отношения, возможно перейти к образованию общего "менталитетного пространства" и здорового нравственного состояния делового социума, переводя его на более высокий уровень социальной зрелости. Конкретно это проявляется в сплоченности людей, их высокой дисциплинированности, гибкой управляемости, в способности руководителя наиболее полно реализовывать свои лучшие личностно-деловые качества и управленческие амбиции.
Организуя трудовой коллектив последовательно, объективно зная, на какой стадии социального вызревания находится деловая структура (подразделение), а потому прилагая соответствующие усилия, руководитель получает возможность уверенно заниматься созданием трудового коллектива, диагносцировать результативность своих профессиональных действий.
Становление любого коллектива, особенно трудового, в качестве матричного условия предполагает придание особого значения направленному конструированию социально-психологической общности, которая позволяет осуществить переход от группы к коллективу. Она выступает тем связующим звеном, от крепости которого во многом зависят все последующие успехи руководителя в формировании трудового коллектива и наличие перспектив его морально-психологического совершенствования и повышения работоспособности. Такова социальная ценность неформальных отношений и образуемых на их основе специфических структурных образований.
Механизмы неформальной структуры. Полнокровным является трудовой коллектив, в котором гармонично взаимодействуют формальная и неформальная структуры. Первая — это совокупность технико-экономических и социальных отношений работников. Вторая — это совокупность межличностных отношений работников по названным ранее причинам.
Формальная (официальная) структура объективизирует возможности состояния неформальной (неофициальной) структуры. Вместе с тем развитие трудового коллектива во многом определяется и тем, насколько в нем упорядочены неофициальные отношения. Они имеют не только собственные причины образования, но и механизмы функционирования. В качестве таковых выступают социально-психологические процессы. К ним относятся: адаптация, коммуникация, идентификация и интеграция. На основе этих процессов формируются социально-психологические отношения: доверие (недоверие), симпатии (антипатии), общность настроения (разобщенность) и др.
Какова семантика представленных понятий?
Адаптация — это приспособление работника к социально-психологическим условиям коллектива.
Коммуникация — это межличностные информационные связи, которые складываются в коллективе.
Идентификация — освоение какой-либо официальной роли в коллективе, обретение его членом наиболее признаваемых в нем личностных качеств или соблюдение правил общения.
Интеграция — формирование устойчивых и полнокровных неофициальных отношений, свидетельство достижения психологической совместимости работников.
Самочувствие коллектива. Это морально-психологическая "окраска" обобщенной удовлетворенности членов коллектива своими основными статусами: оплатой труда, профессиональной самореализацией, отношениями с руководителями, психологической и нравственной совместимостью с коллегами, правовой защищенностью работников, соблюдением требований ортобиоза в служебном помещении.
Мнение коллектива. Оно проявляется как оценочно-эмоциональное суждение большинства членов коллектива по конкретным проблемам производственной, социальной и бытовой жизни, затрагивающим их общие интересы и ценностные ориентации. Является своеобразным барометром актуализации людских интересов: по нему можно судить, что волнует членов коллектива как в его жизнедеятельности, так и в масштабах конкретного региона по месту жительства и общества в целом.
Традиции коллектива. В переводе с латинского традиция — это передача, предание. Они — необходимое условие организации коллектива, формирования его социально-психологической общности. По мнению А.С. Макаренко, в каждом коллективе должна быть "сетка традиций", определяющая его развитие в виде движения от освоения одной коллективной традиции ("радости") к освоению другой. Наличие традиций активно (положительно или отрицательно) воздействует на процессы адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции в коллективе. Они оказывают большое влияние на формирование устойчивых межличностных отношений в коллективе.
Морально-психологический климат. Его важнейшими компонентами являются оптимизм, как реальное проявление гражданского самочувствия членов коллектива, их нравственная и психологическая совместимость. Чем лучше эти показатели, тем более здоровым является морально-психологический климат. Он имеет огромное значение в повышении производительности труда и творческого отношения работников к своему делу, в преодолении ими своих житейских трудностей. В коллективе со здоровым морально-психологическим климатом отсутствуют конфликты-эксцессы, а имеющиеся противоречия разрешаются посредством взаимной доброжелательности, благодаря личному и служебному авторитету руководителя.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Книги похожие на "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Шепель - Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров"
Отзывы читателей о книге "Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология для менеджеров", комментарии и мнения людей о произведении.