Альф Якобсен - Линкор «Шарнхорст»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Линкор «Шарнхорст»"
Описание и краткое содержание "Линкор «Шарнхорст»" читать бесплатно онлайн.
Линкор «Шарнхорст», самый мощный корабль фашистской Германии, был грозным врагом полярных конвоев, доставлявших военные грузы в СССР. В ходе подробно описанного крупнейшего морского сражения войны, состоявшегося 26 декабря 1942 года у мыса Нордкап, «Шарнхорст» был потоплен британской группировкой во главе с линкором «Дюк оф Йорк». Из экипажа численностью около 2000 человек спаслось только 36 моряков. Параллельно с основной линией повествования автор рассказывает, как экспедиции, организованной им, удалось обнаружить останки «Шарнхорста» в Баренцевом море на глубине 300 метров в точке, оказавшейся на большом удалении от зафиксированной официально. Подробно и увлекательно рассказывается о работе участников норвежского Сопротивления, которые вели наблюдение за немецкой военно-морской базой в северной Норвегии, где находилась якорная стоянка «Шарнхорста». Прослеживаются судьбы людей, оказавшихся в центре тех трагических событий.
15
В действительности ледокольный пароход «Малыгин» погиб в жестокий 10-балльный шторм 27 октября 1940 г. у восточного побережья Камчатки, возвращаясь из гидрографической экспедиции по Восточной Арктике. Грузовой пароход «Уфа», следовавший в Исландию одиночным порядком, потоплен лодкой U-255 29 января 1943 г. к югу от о. Медвежий, погибло 39 чел. Артиллерийским огнем этой же лодки 27 марта 1943 г. в районе Новой Земли потоплено гидрографическое судно «Академик Шокальский», погибло 11 человек.
16
«Ультра» (первоначально «Ультрасекретно») — кодовое название дешифровок «Энигмы». — Лайнер Л. «Погоня за „Энигмой“». — С. 91.
17
Alarums and excursions — театральная ремарка.
18
Один из пяти эсминцев, приданных «Шарнхорсту»: Z-29, Z-30, Z-33, Z-34, Z-38.
19
Следовавший в одиночном плавании в начале 1943 года в Исландию лесовоз «Ванцетти» в районе о. Медвежий обнаружила подводная лодка U-553, которая после неудачной торпедной атаки всплыла и была обстреляна артиллеристами судна; лодка получила повреждения, погрузилась в море и считалась пропавшей без вести.
20
Пароход «Тбилиси», шедший из Дудинки в Архангельск с грузом угля, подорвался на донных минах, выставленных подводной лодкой U-636 в устье Енисея (6 сентября 1943 г.).
21
Начало высадки союзников в Нормандии — день открытия Второго фронта.
22
Головко А. Г. (1906–1962), адмирал (1944), на флоте с 1925 г. Окончил Военно-морское училище имени Фрунзе (1928) и Военно-морскую академию (1938). В 1940–1946 гг. командовал Северным флотом. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, побережья Баренцева моря. В дальнейшем — начальник Главного штаба ВМФ, командующий КБФ, 1-й зам. главнокомандующего ВМФ. Приведенная цитата заимствована из его мемуаров — Головко А. Г. «Вместе с флотом». — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1979. — С. 197. Заслуживает внимания продолжение:
«Думается… Фрэзер не зря пришел к нам среди полярной ночи и не зря так неожиданно ушел, получив какое-то известие. Не о предстоящем ли выходе „Шарнгорста“? (так в оригинале. — Прим. пер.) Если да, то не исключено, что англичане имеют свою агентуру либо в Альтен-фиорде, либо в ставке Деница, откуда и получают информацию о намерениях противника. Еще одно несомненно: гитлеровцы не ведают о визите Фрэзера и английского линкора к нам, иначе они поостереглись бы рисковать „Шарнгорстом“. Сейчас я задаю себе вопрос: действительно ли „Дюк оф Йорк“ ушел в Англию? Не подстерегает ли он „Шарнгорста“ где-нибудь на пути к союзному конвою?» (С. 201).
23
Такую дальность действия имел опытный образец радара в 1934 году (он был установлен на яхте «Грилле»). В 1936 году фирмой CEMA был разработан первый в мире корабельный радар, работавший в диапазоне 80-см волн, дальность обнаружения корабля составляла 35 км, а летящего самолета — 48 км. С началом войны «Шарнхорст» получил две радарные установки (носовую и кормовую) «Зеетакт» FuMO 22 с антеннами «матрасного» типа (длина волны 81,5 см, дальность обнаружения крупного корабля — 25 км, точность по пеленгу 5°). В начале 1942 года был получен радар FuMO 27 (размер антенны 4 x 2 м, ошибка по пеленгу всего 0,25–0,30°, по дальности 70 м). В 1943 году, когда происходили описываемые автором события, на линкоре были дополнительно установлены радары FuMO 1, FuMO 3, FuMO 4, FuMO 7. — См.: Сулига С. В. «Линкоры типа „Шарнхорст“».
24
В книге К. М. Сергеева («Лунин атакует „Тирпиц“». — М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 261–262) этот эпизод описывается несколько иначе.
25
В этом случае сообщения на «Энигме» шифровались дважды — сначала с помощью так называемых «офицерских» ключевых установок, а затем — с помощью стандартных. — Лайнер Л. «Погоня за „Энигмой“». — С. 251.
26
Время в использованных автором материалах указывается как гринвичское (GMT), или как центрально-европейское (CET, т. е. GMT +1 час).
27
Раковина — верхний участок кормовых обводов корпуса судна; в настоящее время используется для обозначения направления объекта, видимого приблизительно на четыре румба (45°) позади траверза (направление под прямым углом к курсу судна).
28
Головко А. Г. «Вместе с флотом». — с. 205.
29
Осветительный снаряд снабжен дистанционным взрывателем. После его срабатывания на заданной высоте воспламеняется вышибной заряд, выбрасывающий из корпуса снаряда факел-парашют, одновременно происходит воспламенение осветительного состава. Таким образом, горящий факел повисает на парашюте, спускаясь со скоростью 5–8 м/с, скручивание строп устраняется с помощью вертлюга. Существуют также беспарашютные осветительные снаряды, недостатком которых является большая скорость падения элементов и неравномерное освещение местности.
30
Крамбол — на парусных судах деревянный брус, прикрепленный к скуле судна и служивший для подъема якоря. В настоящее время выражение «на правый (левый) крамбол» определяет положение предмета, видимого с судна по направлению на крамбол.
31
Антенный кабель вскоре был восстановлен, и огонь продолжался с прежней интенсивностью. — См.: Сулига С. В. «Линкоры типа „Шарнхорст“».
32
Более подробное, чем у автора, описание этого рокового для «Шарнхорста» эпизода взято из: Сулига С. В. «Линкоры типа „Шарнхорст“».
33
Свердруп Харальд Ульрик (1888–1957) — норвежский полярный исследователь, метеоролог, океанограф. В 1920–1925 гг. участвовал в экспедиции Р. Амундсена на судне «Мод», осуществившем сквозное плавание по Северо-Восточному проходу, проводил исследования в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В 1931 г. — руководитель научных исследований на подводной лодке «Наутилус», пытавшейся достичь Северного полюса. Профессор Бергенского геофизического института, с 1948 г. — директор Норвежского полярного института.
34
Деятельность Бьёрна Рёрхольта подробно описана в книге: Пиллар Л. «Реквием линкору „Тирпиц“» / Пер. с нем. Ю. Чупрова. — М.: Яуза, Эксмо, 2004.
35
Головко А. Г. «Вместе с флотом». — с. 202–204.
36
Об истории потопления «Тирпица» см.: Пиллар Л. «Реквием линкору „Тирпиц“» / Пер. с нем. Ю. Чупрова. — М.: Яуза, Эксмо, 2004; Вудворд Д. «„Тирпиц“. Боевые действия линкора в 1942–1944 годах» / Пер с англ. Ю. А. Алакина. — М.: Центрполиграф, 2005.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Линкор «Шарнхорст»"
Книги похожие на "Линкор «Шарнхорст»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альф Якобсен - Линкор «Шарнхорст»"
Отзывы читателей о книге "Линкор «Шарнхорст»", комментарии и мнения людей о произведении.