Жозе Эрману Сарайва - История Португалии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Португалии"
Описание и краткое содержание "История Португалии" читать бесплатно онлайн.
Книга известного португальского историка и талантливого популяризатора исторических знаний Ж. Сарайва относится к числу наиболее читаемых в Португалии и Бразилии. Изданная впервые в 1979 г., она с тех пор неоднократно переиздавалась и обновлялась, была переведена на многие иностранные языки. Автору удалось в сжатой форме, но увлекательно изложить историю маленькой пиренейской страны, зачинательницы эпохи великих географических открытий и провозвестницы глобализации. Впервые на русском языке выходит в свет общая история Португалии, написанная португальским автором.
Политическая ситуация сразу же после победы либералов характеризовалась слабостью исполнительной власти, отсутствием идеологической определенности политических течений, маргинализацией народных слоев, отсутствием дисциплины и вмешательством военных.
Главой исполнительной власти являлся монарх; однако трон занимала Мария II, которой в 1834 г. было всего пятнадцать лет. А именно в 1834 г. умер Педру, и реальное руководство государством свалилось на неопытную королеву, которой помогали придворные советники, в большинстве своем принадлежавшие к знати. Они стремились использовать королеву в качестве щита против революции.
Оформившихся политических течений было два: умеренное, защищавшее действие Конституционной хартии 1828 г., — «хартисты», и прогрессивное, которое отстаивало демократическую Конституцию 1822 г., — «винтисты». Однако обе партии были дезорганизованы, ни одна из них не проявляла солидарности с монархией, а их идеология была расплывчата; некоторые наиболее видные политики переходили из одного лагеря в другой, а затем обратно в зависимости от политической выгоды.
Большинство населения, зарабатывавшее на жизнь мотыгой, находилось за пределами партийных течений и вступало в политическую игру, лишь когда его сгоняли в ряды какой-нибудь восставшей партии. Бескультурье и неграмотность были почти всеобщими, и ни одна партия не проявляла серьезного намерения покончить с ними. Начальные школы передали в ведение муниципалитетов, у которых не было ни денег, ни учителей. Лишь в 1860 г. в Португалии появились первые школы для подготовки учителей. Только в городах — и то достаточно интенсивно лишь в Лиссабоне и Порту — мелкая буржуазия и рабочие проявили определенную степень политической мобилизации. Однако буржуазные правительства считали такую мобилизацию опасной. Народные объединения, которые в 1836 г. привели левых к власти, вскоре после этого были реорганизованы «фракцией сторонников порядка» в той же самой партии.
Гражданская война породила некоторых крупных военачальников, которым победа принесла большой авторитет и которые, разумеется, были склонны считать, что режим обязан им своим существованием, так что они обладают естественным правом командовать. Поэтому политический курс долгое время больше подчинялся внутренним побуждениям и договоренностям штабов, нежели конституционным нормам. В значительной степени нестабильность, характерная для первого периода монархического конституционализма, была вызвана военными авантюрами героев гражданской войны, и в особенности самого заметного среди них, каковым являлся маршал герцог Салданья.
Эта ситуация экономического, политического, идеологического и военного кризиса затруднила стабилизацию нового режима. К тому периоду, когда такая стабильность будет достигнута, пройдет восемнадцать лет жестокой конфронтации между правыми и левыми течениями либерализма. Оба они получили возможность проявить себя, и только после этой фазы экспериментов и колебаний страна пришла, в годы так называемого «Возрождения», к миру, миру на основе компромисса и усталости, что сделало возможным мирное функционирование буржуазной монархии.
78. Либеральное законодательство. Ликвидация феодальных пережитков
С точки зрения законов наиболее значительными нововведениями монархического конституционализма стали законодательство, разработанное Моузинью да Силвейрой, ликвидация религиозных орденов, попытки расширения местного самоуправления и издание Гражданского кодекса.
Во время революции 1820 г. экономические отношения все еще в значительной степени регулировались нормами форалов и обычного права, при том что и те и другие с течением времени полностью устарели. Выплаты государству, церкви, муниципалитету, хозяину менялись от региона к региону и сохраняли многие средневековые пережитки. Учредительные кортесы, а затем Законодательная ассамблея приняли в период между 1821 и 1823 гг. законы, покончившие с этими пережитками (подорожные сборы, личные услуги, ограничения в торговле и т.д.). Но с реставрацией абсолютизма эти законы стали мертвой буквой.
Законодательство Моузинью да Силвейры
Моузинью да Силвейра (1780 — 1849) уже обладал большим опытом государственного правления, когда в 1823 г. был назначен министром финансов. После восстановления абсолютизма он какое-то время оставался у власти, считая так: «Благородный человек думает не столько о правителе, сколько об общественном благе, кто бы ни правил». Эта способность разделять две сферы — политическую игру и государственные интересы, соблюдаемые, какой бы ни была политическая игра, — ставила его намного выше стремления к политическим выгодам. Поэтому его отвергали все — сначала абсолютисты, обнаружившие у него признаки «вольного каменщика», а затем либералы, которые сочли его слишком непреклонным и недостаточно демагогичным. «Если ты считаешь, что популярность отличается от справедливости и морали, то ошибаешься», — написал он своему преемнику, когда в 1833 г. завершил второе, и последнее, пребывание в правительстве. После этого он прожил шестнадцать лет, отстраненный сентябристами и хартистами. «Какие прекрасные январские дни! Какой была бы страна, если бы в ней существовали мораль и справедливость!» — отмечал он уже на исходе жизни.
Именно в десятимесячный период правительства (первые месяцы — в Понта-Делгада и последние — в Порту, а между ними была высадка в Минделу) Моузинью составил свод законов, которые затем образовали подлинно революционное единое законодательное ядро либеральной революции. Вопреки тогдашним политикам он полагал, что политические идеи являются результатом социально-экономических реалий, которые служат им основой. «Без свободной земли напрасно взывать к политической свободе», — отмечал он. Его декреты, таким образом, были направлены на освобождение экономической деятельности от душившей ее сети пережитков и на создание фундаментальных условий для существования государства, которое в свое время считалось современным и прогрессивным. Он отменил мелкие майораты (крупные, которые он пощадил, будучи реалистом, были упразднены в 1863 г.), ограничил акциз пятью процентами, покончил с десятинами, отменил все многочисленные феодальные повинности, уменьшил до 1% налог на экспорт, покончил с взиманием подорожных и обременительного налога на транспортировку товаров по территории Португалии, заложил основы новой административной организации, базирующейся на вмешательстве центральной власти, определил новую налоговую систему, отделил административную функцию от судебной в местном управлении, освободил торговлю и мелкие промышленные предприятия от повинностей, мешавших их расширению, запретил некоторые монополии, такие, как производство мыла и торговля портвейном. Общими чертами этого свода законов, который был принят в виде многочисленных текстов, являются прекращение привилегий, исходное равенство хозяйствующих субъектов, экономическая либерализация, улучшение управленческой структуры. Осуществление на практике после победы либеральных военных этого законодательного свода фактически означало ликвидацию старого режима.
Ликвидация религиозных орденов и продажа собственности духовенства
Моузинью да Силвейра еще на Азорах передал в светскую собственность некоторые монастыри. Но именно декрет от 1834 г., изданный Жуакином Антониу ди Агиаром (которого из-за этого потом прозвали «Убийцей монахов»), покончил с большинством религиозных орденов и национализировал их имущество. Процесс ликвидации и конфискации затянулся надолго, и в 1864 г., а также после введения республиканского режима вновь происходили крупномасштабные секуляризации церковной собственности.
Церковная собственность в 1820 г. была огромной. Она начала складываться задолго до монархии; многие национализированные в течение XIX в. земли принадлежали церкви со времен вестготов. Поколение за поколением эта собственность увеличивалась благодаря дарам и завещаниям, потому что на протяжении многих веков верующие полагали: то, что они в этом мире передадут церкви, будет учтено на суде их грехов и обеспечит место в раю. Короли, начиная с Афонсу II, боролись с подобным накоплением богатств, но так и не смогли полностью воспрепятствовать этому; а то, что однажды попадало в собственность церкви, никогда не возвращалось, потому что каноническое право запрещало отчуждение имущества. Не существует точного подсчета недвижимого богатства церкви и духовенства к началу либеральной революции, но, по оценкам, это была приблизительно треть всех обрабатываемых земель. Кроме того, имелись сотни зданий и немало другого имущества, в том числе произведения искусства. Национальное художественное достояние копилось в монастырях и церквах, а не во дворцах аристократии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Португалии"
Книги похожие на "История Португалии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жозе Эрману Сарайва - История Португалии"
Отзывы читателей о книге "История Португалии", комментарии и мнения людей о произведении.