» » » » Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине


Авторские права

Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Советский писатель Ленинградское отделение, год 1973. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине
Рейтинг:
Название:
Повесть о Федоте Шубине
Издательство:
Советский писатель Ленинградское отделение
Год:
1973
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повесть о Федоте Шубине"

Описание и краткое содержание "Повесть о Федоте Шубине" читать бесплатно онлайн.








Между тем Федот Шубин забился в угол в кресло и молча занялся своим делом, практикуясь непринужденно лепить столь счастливо и удачно подвернувшуюся мужицкую натуру. За разговорами, за шутками и общим смехом была дочиста съедена вся картошка, и пришлось еще жарить треску с этим нелюбимым «былием» — земляными яблоками.

— И дело даже не в привычке, — на том и согласились холмогорские земляки, — а всякую овощь и лесную губину, и рыжики, и обабки, и грузди, и ту же самую картофель надо по вкусу уметь приготовить.

Засиделись мужики у Михайлы Васильевича, порассказали ему о том, что с каждым годом в Холмогорах торговлишка стала падать, купчики многие в Архангельск перебрались. Даже архиерей и тот переехал из Холмогор. Баженины намерены строить верфи в Соломбале, ближе у моря; англичанин Гом по всем северным рекам гонит лес к взморью, перетирает бревна на пильных мельницах на доски и бессчетное число кораблей с лесом уже отправил в Лондон. А на месте порубок пожары и гниение вершинника довершают истребление вековечных двинских, онежских и мезенских корабельных лесов. И когда насытится этот дьявол, богатеющий на даровом лесе и дешевом труде северян-лесорубов, неизвестно, ибо алчность его волчья беспредельна, а хитрость его превыше во сто крат простоватой рассудительности наших вельмож, не знающих, какое богатство они уступили Гому ни за понюшку табаку.

— Вся надежда на матушку-государыню. Она, говорят, с умом, верно ли, Михайло Васильевич, не возгордись, растолкуй нам, деревенщине?

Ломоносов вышел из-за стола, засунул руки в широкие карманы камзола, прошел по комнате, заглянул мимоходом на вылепленные Федотом фигурки, поставленные на подоконник, и задумчиво произнес:

— Хм, кто за царицу ответчик? Сановники, сенат?! Шуваловы, Орловы и прочие. Но скажу вам по совести, об архангельских лесах, об этом самом Гоме уже ведутся тревожные суждения. Это хорошо. Не бывает дыма без огня. Вслед за суждениями могут быть действия. Выход один: если Гом нарушит контракт, не соблюдет некоторых условий, его могут удалить и вывоз леса прекратить.

— Дай-то бог!..

— Что касательно государыни, то она хоть и немка, — продолжал Ломоносов, — но облюбована для престола нашими русскими знатными вельможами, и при их содействии и участии в государственном управлении может ее царствование увенчаться большими делами. Но цыплят по осени считают… Главное, общее для всех добро заключается в повсеместном просвещении народа и обогащении государства. И еще: Россия должна иметь своих ученых мужей, иначе быть не можно!..

Мужики поблагодарили Михайла Васильевича за угощение, за беседу, попросили прощения, что отвлекли его от дел, и удалились.

После этой встречи, происходившей весной, Федот Шубин до осени не видел Ломоносова. Михайло Васильевич уезжал на лето в подаренное ему имение, состоявшее из двухсот одиннадцати крестьянских душ.

В октябре он был приглашен на торжественное заседание Академии художеств. Ему тогда было утверждено звание почетного члена Академии трех знатнейших художеств. Ломоносов выступил с ответной речью.

Он сказал тогда, обращаясь к учащимся Академии:

— …Благополучны вы, сыны российские, что можете преуспевать в похвальном подвиге ревностного учения и представить пред очами просвещенныя Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа…

Эти слова знаменитого ученого и члена Российской, Стокгольмской и Болонской академий навсегда сохранились в памяти Федота Шубина.

Глава десятая

Чем дальше учился Федот Шубин в Академии художеств, тем с большим успехом он совершенствовался в скульптуре. И тем ему было заметнее, что должно стать ему ваятелем, нужно только стараться, настойчиво и упорно перенимать от учителей своих все полезное.

Младшие ученики на первых порах занимались копированием с гравюр. Затем Жилле переключал их на лепку фигур и орнаментов, и опять упражнениям не было конца, и только после того, как были приобретены твердые навыки, допускал учащихся к работе с натуры. Более способных и одаренных учеников Жилле выделял, ставил их в особые условия и разрешал лепить композиции по своему усмотрению, но чтобы это «усмотрение» не выходило за рамки сюжетов древней истории.

Четыре года учился Федот Шубин в Академии художеств. Он изучил живопись, скульптуру, языки — французский и итальянский. За успехи в науке и за скульптурные работы получил в Академии две серебряные медали и одну золотую. Последняя награда давала ему преимущество — продолжать учение в Париже и Риме. Другие ученики стремились достичь высоких наград за выполнение программных работ на мифологические темы. Федот Шубин создал барельеф, изображающий «великого князя Игоря малолетнего и его вельможу Олега, пришедших для отнятия Киевского княжества у Аскольда и Дира».

— Я это делаю потому, — объяснял Шубин свое пристрастие к истории, — что мои работы будут смотреть и судить на экзамене не одни французы. А что касаемо русских персон, то я не представляю, кто из них не имеет чистосердечного расположения к истории России. А потом, — добавил он, вспоминая чьи-то наставления, — если наша Академия упражняется в воспитании добродетели, то не лучше ли ради этого изображать великих людей из истории своего отечества и через это умножать любовь к родине? Но художественные исторические предметы делаются не только руками, но и головой, не поразмыслив над историей, можно легко изуродовать ее лицо…

Как-то после занятий в Академии Шубин уединился в общежитие и сидел за древними историческими книгами. Читая, он делал для закрепления в памяти выписки:

«В старину, далекую от нас, мудрый Сократ в беседе со скульптором Клитоном говаривал: „Ваятель должен в своих произведениях выражать состояние духа изображаемого“, что приемлемо и для нас, будущих скульпторов. Он же, Сократ, говаривал: „Статуям должно придавать то свойствие, кое привлекает и удивляет людей при взгляде на статуи, ибо последние живыми кажутся…“ И в этом прав был мудрец… Во времена киевского князя Владимира до принятия христианства, как явствует из древних летописей, на Руси были статуи богов: каменные, медные и деревянные, а идол Зухия был из злата кован, а другой бог делан из древа и серебра. Из древних сказаний ведомо нам, что ветры — внуки Стрибога — в представлении людей воображались и, видимо, изображались с крыльями наподобие птиц причудливых…»

Отвлекаясь от писания, Шубин мысленно рассуждал:

«Жаль, история не сохранила нам ни рисунков с тех скульптур, ни имен художников первобытных. А весьма было бы желательно. Об этом сожалел и Михайло Ломоносов…»

Поразмыслив, Шубин перевернул страницу в тетради, и снова заскрипело гусиное перо:

«Художества на церковной утвари и на стенах подсказывают нам, что двести и триста лет назад безымянные на Руси скульпторы отличались выдумкой неудержной. Люди и звери, птицы и растения — все вкупе переплеталось, и правды в тех причудах не было. Отсутствие оной не нарочито было, а по неумению изображать натуру, потому и состязались безымянные в нагромождении нелепостей, составляющих в коей-то мере прелесть неповторимую, подобно древним народным сказаниям, созданным во времена младенческие нашей культуры…»

Такие часы раздумья, беседы наедине с самим собой у Шубина были нередки. Потом развивались студенческие споры, способствовавшие усвоению прочитанных редких книг.

Перед тем как приступить к выполнению исторического барельефа, Федот Шубин долго изучал историю древней Руси. Товарищи всегда дивились способностям и настойчивости Федота и, чтобы чем-то оправдать свою отсталость, судачили:

— Что Шубин, ему легко и просто, у него за спиной Ломоносов!

Но вот уже больше года прошло с той поры, как Ломоносова не стало; Шубин оплакал кончину своего великого земляка, но не упал духом. Он часто вспоминал его добрые советы и мысленно сам себе отвечал на них: «Упрямку сохраню, тяжести все перенесу, а своего достигну».

Федор Гордеев в учебе и мастерстве далеко отстал от Шубина, дружба их давно уже была забыта. Вместе с Шубиным собираться ему за границу не пришлось. В тот год Академия художеств из всего выпуска смогла выделить учиться в Париж только троих: архитектора Ивана Иванова, живописца Петра Гринева и по классу скульптуры Федота Шубина.

Ни с кем так не хотелось Шубину поделиться своей радостью, как с Михайлой Васильевичем. И не было ни одного дня, чтобы он не вспоминал о встречах с Ломоносовым. Он из слова в слово помнил его добрые советы и ясно представлял себе образ великого ученого. Не раз он изображал Ломоносова кистью и резцом, стараясь запечатлеть облик любимого им человека, так много сделавшего для отечества. И горестно ему было вспоминать день похорон Михайлы Васильевича. Он провожал тогда Ломоносова в последний путь. Слезы родственников и друзей и тут же злорадство в разговорах недругов не выходили из памяти Шубина…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повесть о Федоте Шубине"

Книги похожие на "Повесть о Федоте Шубине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Коничев

Константин Коничев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Коничев - Повесть о Федоте Шубине"

Отзывы читателей о книге "Повесть о Федоте Шубине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.