Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"
Описание и краткое содержание "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" читать бесплатно онлайн.
«Все, что только написано мною общаго касательно нравовъ, обычаевъ и просвѣщенія въ Китаѣ, при всей краткости своей, достаточно подать вѣрное и ясное понятіе о гражданскомъ образованіи китайскаго государства. Въ Европѣ до сего времени полагали Китай въ Азіи не по одному географическому положенію, но и въ отношеніи къ гражданскому образованію – разумѣя подъ образованіемъ одно варварство и невѣжество: но сами не могли примѣтить своего заблужденія по сему предмету. Первые Католическіе миссіонеры, при своемъ вступленіи въ Китай, превосходно описали естественное и гражданское состояніе сего государства: но не многіе изъ нихъ, и тѣ только слегка касались нравовъ и обычаевъ народа…»
Произведение дается в дореформенном алфавите.
Поселянинъ имѣетъ въ глазахъ правительства преимущество предъ прочими сословіями разночинцевъ, потому что землепашество въ Китаѣ почитается основаніемъ народнаго спокойствія и благоденствія. Въ каждомъ уѣздѣ Правитель избираетъ нѣсколько стариковъ для надзора за землепашествомъ. По истеченіи трехъ лѣтъ оказавшійся изъ нихъ рачительнымъ получаетъ чинъ 15 или 16 класса. Это весьма много споспѣшествуетъ къ поощренію землепашества, но существенно не доставляетъ имъ никакого преимущества предъ оными. Каждый Китаецъ, хотя нѣсколько достаточный, старается пріобрѣсть покупкою участокъ земли, чтобы самому заниматься землепашествомъ, или отдавать оную на откупъ: но они дѣлаютъ это не по ревнованію къ чести, но частію потому, что земли приносятъ доходъ надежный, неподверженный случайнымъ опасностямъ, исключая неурожая; а болѣе потому, что священный законъ отцепочтенія обязываетъ каждаго имѣть родовое кладбище, на которомъ въ приличные случаи приносятъ жертвы своимъ предкамъ. Въ Китаѣ почти всѣ земли принадлежатъ собственникамъ, которые имѣютъ право продать оныя; люди всякаго состоянія могутъ покупать, какъ покупаютъ и другія недвижимыя имѣнія, т. е. по крѣпостямъ: но владѣніе землею не даетъ имъ никакого преимущества предъ равными. Тѣ, которые сами не могутъ обработывать своихъ земель, отдаютъ ихъ на откупъ желающихъ, однако же благонадежнымъ людямъ. По сей части, столь важной по своимъ отношеніямъ къ благосостоянію государственному, существуютъ законныя постановленія. Въ Китаѣ земли ежегодно засѣваются – и земледѣльцы всячески стараются истощеніе растительной силы ихъ вознаграждать удобреніемъ: по сей причинѣ владелецъ отдающій землю на откупъ, не имѣетъ права ни возвышать откупа ни отдать землю другому, пока прежній содержатель исправно вноситъ поземельную плату.
20
Главнѣйшіе доходы Китайскаго государя состоятъ ли въ подати съ земли? Какъ велика оная? Платится ли деньгами или произведеніями?
Отв. "Десятая часть отъ всѣхъ земныхъ произведеній составляетъ важнѣйшую подать. По вычисленію полученному Лордомъ Макартнеемъ отъ Мандарина Цоута-джина[98] простирается подать, взимаемая во всѣхъ провинціяхъ государства до 66 милліоновъ фунтовъ стерлинговъ".
Хотя въ Китаѣ всѣ почти земли принадлежатъ собственникамъ: но правительство обложило оныя небольшимъ оброкомъ, который составляетъ главную статью государственныхъ доходовъ и собирается серебромъ и частію хлѣбомъ. Поземельный оброкъ положенъ по добротѣ почвы, раздѣляемой на лучшую, среднюю и низшую. Вообще же государственные доходы состоятъ изъ разныхъ налоговъ, которые суть:
а) Сборъ подушныхъ оброковъ.
б) Сборъ поземельныхъ окладовъ.
в) Сборъ податей разныхъ именованій.
г) Сборъ съ продажи соли.
д) Сборъ пошлинъ съ товаровъ.
Сборъ налоговъ вообще не ежегодно бываетъ въ одинаковомъ состояніи. Въ сборѣ поземельномъ и подушномъ бываютъ недоимки; прочіе сборы сами по себѣ непостоянны. По отчету обнародованному палатою финансовъ въ 1812 году государственные доходы въ каждой изъ помянутыхъ частей простиралось:
Сборъ поземельный
Серебромъ – до 27.285,650 ланъ.
Хлѣбомъ – 4.082,070 мѣшковъ *).
Сборъ подушный – 3.205,600 ланъ.
Сборъ разныхъ имѣнованій – 2.360,000
Сборъ съ соляной продажи – 7.477,000
Сборъ пошлины – 3.849,000
Всего – до 48.259,320
*) Сборный казенный мѣшокъ содержитъ въ себѣ 5 пуда 32 фунта.
Сверхъ изложенныхъ сборовъ находятся мелкіе мѣстные налоги, которые въ сложности составляютъ значительную сумму. Дворъ содержится доходами съ удѣльныхъ земель, которые простираются до 1.056,000 ланъ серебромъ; сверхъ сего ежегодно получаетъ до 12,000 ясачныхъ соболей, 140 гиновъ корня жиньшень и до 1,000 зеренъ восточнаго жемчуга). Вмѣсто соболей принимаютъ шкуру и другихъ звѣрей).
21
Кто печется объ исправленіи и содержаніи дорогъ и каналовъ и какимъ иждивеніемъ то производится?
Отв. "Купеческіе суда, проходя каналами и рѣками, платятъ положенную пошлину, которая употребляется единственно къ построенію мостовъ и шлюзовъ. О дорогахъ, думаю имѣютъ въ Китаѣ мало попеченія".
Поддерживаніе земляныхъ дорогъ, частныхъ каналовъ и пошлинъ при нихъ обращено въ земскую повинность мѣстныхъ жителей. Починка каменныхъ мостовъ и береговыхъ плотинъ, также содержаніе каналовъ въ большомъ размѣрѣ производятся иждивеніемъ правительства. На расходы по сему предмету въ поморскихъ мѣстахъ обращенъ сборъ пошлинъ съ леса и деревянной посуды, въ которой привозятъ товары.
22
Подражаютъ ли Китайцы Европейцамъ въ художествѣ? Разумѣютъ ли они часы дѣлать?
Отв. "Подражаютъ, но несовершенно. Они дѣлаютъ прекраснѣйшія художественныя вещи изъ слоновой кости, черепахи и жемчужной раковины. Разныя утвари изъ золота и серебра весьма тонки и чисты. Они дѣлаютъ и стѣнные часы, карманныхъ же дѣлать неразумѣютъ. Искусство дѣлать сукно не удалось имъ также".
Можно сказать, что Китайцы въ отдѣлкѣ многихъ вещей дошли до совершенства; а по заказу выработываютъ нѣкоторыя Европейскія вещи очень близко къ даннымъ образцамъ. Въ рѣдкомъ народъ можно найти столь быструю способность къ подражанію, каковою Китайцы обладаютъ; и если что удерживаетъ ихъ отъ приближенія къ утонченности Европейцевъ, то это ихъ законы, которые предписываютъ самую форму употребляемыхъ вещей. Китаецъ можетъ усовершенствовать свое, но вводить чужестранное или что либо новое не смѣетъ. Въ нѣкоторыхъ городахъ южнаго Китая дѣлаютъ стѣнные и столовые часы средственной работы, карманныхъ же часовъ не дѣлаютъ. Назадъ тому около 150 лѣтъ заведена была казенная часовая фабрика: но скоро упала отъ дешевизны заморскихъ карманныхъ часовъ. Что касается до выработки сукомъ, то въ семъ искуствѣ Китайцы скоро бы могли сдѣлаться соперниками Европейцамъ: но въ Китаѣ совершенно нѣтъ овцеводства; овцы же, даже лучшихъ породъ разводимыхъ въ Монголіи и Тангутѣ; имѣютъ шерсть годную только для валянія тонкихъ войлоковъ.
23
Говорятъ, что рабочіе люди могутъ съ величайшимъ трудомъ только прокормить себя съ своимъ семействомъ: ремесленники нуждаются въ томъ и еще болѣе; сіи бѣгаютъ будто бы по улицамъ со своими инструментами для испрошенія гдѣ-либо работы нищенскимъ образомъ: что приготовленіе сахара производится бродящими поденьщиками; что множество людей живутъ на водѣ въ судахъ; что многіе ѣдятъ будто бы собакъ и кошекъ мертвыхъ. – Справедливо-ли это?
Отв. "Чрезвычайное многолюдство должно быть виною, что бѣдный простой народъ терпитъ нерѣдко великую нужду. Вообще въ государствѣ голодъ бываетъ чисто. Въ Кантонѣ не очень примѣтно, чтобы поденьщики и ремесленники не находили для себя работы. Впрочемъ нищихъ много и въ семъ городъ, которые показываясь на улицахъ въ рубищахъ представляютъ видъ крайне отвратительный. Что голодные Китайцы ѣдятъ мертвыхъ собакъ, кошекъ и даже крысъ, тому имѣлъ многократно случай быть самъ свидѣтелемъ. Я приказалъ бросить за бортъ нѣсколько бочекъ солонины испортившейся до того, что зловоніе отъ него разнеслось по всему Вампу, и долго неуничтожалось. Алчущіе Китайцы ловили ее съ величайшею жадностію и увозили съ изъявленіемъ особенной радости. На рѣкѣ Тигрисѣ у Кантона живетъ множество народа на лодкахъ. Прочія рѣки, каналы и озера также обитаемы людьми, и при томъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ столько же почти многолюдны сколько и самая земля. Однако сомнительно, чтобы внутреннія области Китая, не участвующія въ выгодахъ торговли посредствомъ рѣкъ и каналовъ, населены и воздѣланы были равномѣрно".
Судя по невѣроятному народонаселенію въ Китаѣ, можно безошибочно сказать, что число рукъ, простирающихся къ работѣ, далеко превосходитъ количество представляющейся работы, что великая населенность далеко превосходитъ мѣру земли, потребную къ пропитанію жителей. Послѣ сего ни мало не удивительно, что рабочіе съ трудомъ могутъ содержать себя; что ремесленники, а особливо семейные, вообще нуждаются въ содержаніи себя. Если бы невыгодный образъ китайскаго земледѣлія и двукратные посѣвы сарацинскаго пшена на югѣ, если бы неукоряемое и повторяемое возращеніе огородной зелени и овощей на одной и той же землѣ и подвозъ хлѣба изъ Индіи и съ острововъ южнаго океана; то Китай долженъ былъ бы цѣлую половину своихъ жителей извергнуть за предѣлы. Сверхъ сего надобно отдать полную справедливость трезвости, воздержанію, дѣятельности, особенно же трудолюбію и терпѣливости Китайцевъ. Не увидите ни одной пядени удобной земли, оставленной необработанною; даже болотныя и песчаныя мѣста засажены камышемъ и палочникомъ, или тальникомъ, которые по великому ихъ употребленію приносятъ владѣтелямъ немалый доходъ. – Что касается до ремесленниковъ, то они снискиваютъ пропитаніе способами обыкновеніемъ присвоенными ремеслу ихъ. Каменьщикъ, плотникъ, поденщикъ приходятъ въ извѣстныя мѣста ожидать требователей. Разнощики мелочныхъ товаровъ, продавцы харчевыхъ вещей, обручники, брадобрѣи и многіе другіе, коихъ ремесло состоитъ въ томъ, что бы разноскою или минутною работою удовлетворять нуждамъ жителей, обыкновенно ходятъ по улицамъ, и голосомъ или звукомъ орудій, означающихъ ремесло ихъ, даютъ знать о своемъ проходѣ. О приготовленіи сахара, производимомъ въ южныхъ странахъ не случалось мнѣ спрашивать, и очень вѣроятно, что сія операція производится поденьщиками, но нельзя сказать бродягами: ибо правительство никакимъ средствомъ непривязываетъ жителей къ своимъ селеніямъ; а переходъ изъ одного мѣста въ другое предоставленъ въ полную волю ихъ – безъ видовъ отъ мѣстныхъ начальствъ – съ такимъ однакоже ограниченіемъ, что бы познаемыхъ никто отнюдь не принималъ и не держалъ. Живущихъ на водѣ находится два рода: 1) въ нѣкоторыхъ большихъ городахъ южнаго Китая многіе живутъ на судахъ по рѣкамъ и каналамъ, не по бѣдности, а по недостатку мѣстъ ближайшихъ къ центру города, гдѣ имъ нужно чаще быть по своимъ дѣламъ. Лучшія жилыя суда бываютъ очень красиваго устроенія, и комнаты въ нихъ прекрасно меблированы. Судохозяева и рыбаки вовсе не имѣютъ домовъ, а изъ рода въ родъ живутъ на судахъ со всемъ семействомъ. Бѣдные люди, по недостатку въ средствахъ къ пропитанію, ѣдятъ коневину, ослятину, верблюжину, кошекъ, собакъ, и не токмо живыхъ но и палыхъ. Мнѣ самому случалось видѣть, съ какою заботливостію бѣдный тащилъ нечаянно найденную имъ на улицѣ издохшую кошку или собаку. Но дѣйствія, къ которымъ понуждаетъ необходимость или крайность, не должно почитать общимъ обыкновеніемъ или нравственнымъ правиломъ. Самый бѣдный Китаецъ не унизится до сбора милостыни по улицамъ. Есть классъ нищихъ, терпимый въ Пекинѣ и другихъ городахъ, не смотря на отвратительнѣйшій видъ ихъ. Это не бѣдные, а сборище развратнѣйшихъ людей, лишенныхъ всякаго довѣрія въ обществѣ. Нерѣдко завлекаются къ нимъ бѣдные мальчики испорченной нравственности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"
Книги похожие на "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"
Отзывы читателей о книге "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение", комментарии и мнения людей о произведении.