» » » » Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение


Авторские права

Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение

Здесь можно скачать бесплатно "Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение
Рейтинг:
Название:
Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"

Описание и краткое содержание "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" читать бесплатно онлайн.



«Все, что только написано мною общаго касательно нравовъ, обычаевъ и просвѣщенія въ Китаѣ, при всей краткости своей, достаточно подать вѣрное и ясное понятіе о гражданскомъ образованіи китайскаго государства. Въ Европѣ до сего времени полагали Китай въ Азіи не по одному географическому положенію, но и въ отношеніи къ гражданскому образованію – разумѣя подъ образованіемъ одно варварство и невѣжество: но сами не могли примѣтить своего заблужденія по сему предмету. Первые Католическіе миссіонеры, при своемъ вступленіи въ Китай, превосходно описали естественное и гражданское состояніе сего государства: но не многіе изъ нихъ, и тѣ только слегка касались нравовъ и обычаевъ народа…»

Произведение дается в дореформенном алфавите.






Въ Китаѣ нѣтъ ни банкротства, объявляемаго по законнымъ обрядамъ, ни устава о банкротахъ; должниковъ неплатящихъ и несостоятельныхъ судятъ всѣхъ по одинаковымъ законамъ, не разбирая сословія. Есть токмо различіе во взысканіи съ чиновника и плебеянина. Первый отрѣшается отъ должности, или подвергается конфискаціи имущества; съ послѣдняго, если не положитъ условій къ удовлетворенію заимодавца, и не обеспечитъ уплаты надежнымъ поручительствомъ, производятъ взысканіе до совершеннаго раззоренія, и тѣмъ все дѣло оканчивается. Но первое очень рѣдко случается; что касается до послѣдняго, то заимодавцы очень рѣдко доходятъ до суда: но при ссудѣ для избѣжанія подлоговъ – предварительно берутъ разныя предосторожности, а при требованіи, что бы не терять времени на тяжбу, болѣе соглашаются на отсрочку съ надежнымъ поручительствомъ, или отказываются отъ иска до поправленія худыхъ обстоятельствъ должника. Что касается до требованія долговъ, описаннаго Г. Крузенштерномъ, это есть токмо одинъ, къ сожалѣнію, всемѣстный обычай, имѣющій силу при сборѣ третныхъ долговъ. Въ Китаѣ люди бѣднаго и средняго состоянія нужное для дома наиболѣе забираютъ въ долгъ и расплачиваются по третямъ, какъ – то къ пятому числу пятой луны, къ пятому – надесять осьмой луны и къ новому году. Даже сами торгующіе кредитуются между собою на подобномъ же основаніи. Дней за десять до помянутыхъ числъ начинается требованіе долговъ и продолжается до окончанія трети. Первыя двѣ трети допускаютъ неполную уплату: почему и требованія производятся не со всею настоятельностію. Къ новому году всѣ сдѣлки должны кончиться полнымъ очищеніемъ долговъ и недоимокъ. Заимодавцы, будучи обезпокоиваемы своими вѣрителями, употребляютъ всѣ мѣры къ собранію долговъ, и чѣмъ ближе къ концу трети, тѣмъ настоятельнѣе становятся требованія. Надъ благородными употребляютъ пристыженіе ожиданіемъ выхода ихъ у воротъ, или преслѣдованіемъ но улицъ; надъ низкими – ругательства у ихъ домовъ, побои и грубости, отъ чего случаются и самоубійства: наканунѣ новаго года въ городахъ повсюду шумъ: но въ полночь съ первымъ знакомъ, отъ правительства даннымъ къ начатію новаго года, все прекращается. Ссорющіеся, при нечаянномъ свиданіи, поздравляютъ другъ друга и взаимно извиняются; по окончаніи же праздника приступаютъ къ мирнымъ сдѣлкамъ, и дѣло оканчиваютъ продолженіемъ или прекращеніемъ кредита.

14

Производится ли торгъ болѣе мѣною товаровъ, или опредѣляется цѣна товаровъ, такъ какъ и у Европейцевъ посредствомъ денегъ?

Отв. Китайцы употребляютъ въ оборотахъ своихъ мало наличныхъ денегъ, да и то одну только монету, ли называемую. Государственныя подати платятся произведеніями и издѣліями. И такъ, судя по весьма обширному ихъ торгу, полагать надобно, что оный производится по внутренности государства и по большой части мѣною товаровъ. Можетъ быть Кантонъ одинъ только изъ сего исключается".


Въ первобытныя времена Китая торговля въ семъ государствѣ производилась обмѣномъ вещей. Съ приращеніемъ разныхъ ремеслъ и художествъ обмѣнъ вещей оказался недостаточнымъ и даже затруднительнымъ для производства торговли. Надлежало предпочтительно избрать вещь, которою бы, по внутренней ея цѣнности и дѣлимости, легко было вознаграждать цѣнность всякой искомой вещи, и металлическія деньги найдены для сей цѣли удобнѣйшими. И такъ со времени изобрѣтенія денегъ мѣновой торгъ въ Китаѣ мало по малу вышелъ изъ употребленія и нынѣ по причинамъ государственнаго хозяйства предоставленъ однѣмъ только границамъ. Китайскіе купцы вообще не любятъ заниматься двустороннимъ торгомъ: и посему внутренній какъ оптовый такъ и разничный торгъ производится на наличныя деньги. Впрочемъ и въ мѣновомъ торгу всегда цѣнность промѣниваемыхъ вещей уравниваютъ съ цѣнностію вымѣниваемыхъ: слѣдовательно и здѣсь деньги же служатъ къ опредѣленію цѣнъ.

15

Введены ли постановленные проценты въ торговлѣ и вообще при заимодательствѣ; каковы оные?

Отв. "Постановленные проценты, какъ-то меня увѣряли, должны быть 36, которые въ сѣверныхъ провинціяхъ Китая и платятся: но въ Кантонѣ составляютъ оные въ годъ отъ 12-ти до 18-ти, какъ выше сказано".


О процентахъ при заимодательствѣ уже говорено было въ отвѣтѣ на первой вопросъ. Что касается до процентовъ въ торговлѣ, т. е. при продажѣ на кредитъ, въ семъ случаѣ они очень умѣренны и и простираются отъ 10 до 20-ти на сто. При дробной продажѣ на кредитъ, если полученіе денегъ не подлежитъ сомнѣнію, часто вовсе не бываетъ процентовъ.

16

Употребительна ли при гуртовомъ торгѣ бухгалтерія?

Отв. "Китайскіе купцы въ Кантонѣ кажутся весьма искусны въ веденіи книгъ своихъ. Обширныя ихъ дѣла требуютъ великой исправности".


Каждый мальчикъ, готовящійся быть торговцемъ обучается ариѳметикѣ и бухгалтеріи. Вообще же не только въ оптовомъ торги, но и во всѣхъ большихъ магазинахъ и лавкахъ ведутъ книги своей торговли, которая ежедневно по вечерамъ очищается по всѣмъ кастамъ: по приходной и расходной, пріемной и отпускной, кредитной и торговой. Бухгалтеръ обыкновенно во весь день сидитъ у стола съ книгою и вписываетъ каждую проданную вещь; въ мелочныхъ же лавкахъ довольствуются однимъ вечернимъ счетомъ.

17

Имѣются ли при торговлѣ маклеры, браковщики, вѣсовщики и проч.

Отв. "Правительствомъ учрежденнымъ не имѣется. Каждый купецъ Когонга имѣетъ помощника, который при пріемѣ и отпускѣ товаровъ все осматриваетъ, вѣсить, считаетъ мѣряетъ".


По нѣкоторымъ вѣтвямъ торговли имѣются правительствомъ учрежденные маклеры и вѣсовщики. Въ Пекинѣ находятся маклеры: 1) для выдачи законныхъ видовъ на покупаемыхъ лошадей, муловъ и ословъ; 2) на мѣняльной биржѣ для обмѣна медной монеты на серебро и обратно. Вѣсовщики смотрятъ, не употребляютъ ли при продажѣ хлѣба не узказныхъ мѣръ.

18

Перевозятся ли товары въ великихъ количествахъ сухимъ путемъ; назначено ли время для отправленія судовъ и повозокъ съ товарами?

Отв. "Всѣ товары перевозятся по рѣкамъ и каналамъ; сухимъ же путемъ, думаю, не производится того вовсе. Весьма сомнительно, чтобы въ извѣстныя времена отправлялись суда правильно".


Въ сѣверномъ Китаѣ, гдѣ довольно содержатъ лошадей, лошаковъ, ословъ, и даже верблюдовъ, употребляется перевозка товаровъ гужомъ; а въ южномъ Китаѣ, по невозможности содержать скота, перевозятъ товары рѣками и каналами, исключая тѣхъ мѣстъ, гдѣ нѣтъ водянаго сообщенія, какъ-то отъ рѣки Цзянъ въ губернію Гуанъ-дунъ чрезъ хребетъ Юй-линъ. Здѣсь обыкновенно переправляютъ товары чрезъ волокъ на тачкахъ, или дрягили на себѣ переносятъ. Главный водяный путь есть одинъ по всему государству, какъ для казенныхъ такъ и для частныхъ судовъ: а именно хлѣбный каналъ, въ которомъ воду въ мѣстахъ недостаточныхъ поднимаютъ только въ свое время: по сей причинѣ отправленіе судовъ съ юга на сѣверъ правильно производится дважды въ годъ. Первые караваны каналомъ приходятъ въ Тьхянь-цзинь-фу, (городъ въ 280 ли отъ Пекина на востокъ) въ исходѣ Мая, а второе въ исходѣ Сентября. Суда, моремъ отправленныя, приходятъ около того же времени; по нѣсколько позже. Плаваніе по рѣкамъ и прочимъ каналамъ производится всегда, исключая обмеленія или наводненія.

19

Извѣщаютъ, что въ Китаѣ поселянинъ сколько же предпочтителенъ предъ ремесленникомъ, сколько у насъ послѣдній предъ первымъ, и что каждый Китаецъ ревнуетъ или пріобрѣсть какое-либо помѣстье, или взять землю на откупъ, что даютъ на довольно выгодныя условія, ежели нанимающій имѣетъ достаточную благонадежность: справедливо ли это?

Отв. На сей вопросъ долженъ я взять отвѣтъ изъ Баррова путешествія. По ученомъ и государственномъ чиновникѣ слѣдуетъ поселянинъ непосредственно: – купецъ, художникъ и ремесленникъ гораздо ниже его. Китайскій воинъ обработываетъ самъ землю: духовные также, если оная при монастырѣ имѣется. Императоръ по читается единственными земли владѣтелемъ. Помѣстье у содержащаго оное на откупѣ; ни когда неотнимается, если онъ платитъ исправно. Откупившій земли болѣе, нежели обработывать можетъ съ своимъ семействомъ, отдаетъ въ наемъ другому за половину подати, которую вноситъ всю самъ въ казну. Большая часть бѣдныхъ поселянъ въ Китаѣ упражняется въ земледѣліи, нанимая землю у содержащихъ оную на откупѣ. Обширныхъ помѣстьевъ очень мало; а потому между откупщиками и нѣтъ единоторжія хлѣбомъ. Каждый поселянинъ продаетъ произведенія свои свободно, гдѣ хочетъ; всякій подданный имѣетъ право ловить рыбу безпрепятственно въ открытомъ моръ у береговъ, въ озерахъ рѣкахъ и устьяхъ. Помѣщиковъ, пользующихся особенными преимуществами, нѣтъ вовсе".


Поселянинъ имѣетъ въ глазахъ правительства преимущество предъ прочими сословіями разночинцевъ, потому что землепашество въ Китаѣ почитается основаніемъ народнаго спокойствія и благоденствія. Въ каждомъ уѣздѣ Правитель избираетъ нѣсколько стариковъ для надзора за землепашествомъ. По истеченіи трехъ лѣтъ оказавшійся изъ нихъ рачительнымъ получаетъ чинъ 15 или 16 класса. Это весьма много споспѣшествуетъ къ поощренію землепашества, но существенно не доставляетъ имъ никакого преимущества предъ оными. Каждый Китаецъ, хотя нѣсколько достаточный, старается пріобрѣсть покупкою участокъ земли, чтобы самому заниматься землепашествомъ, или отдавать оную на откупъ: но они дѣлаютъ это не по ревнованію къ чести, но частію потому, что земли приносятъ доходъ надежный, неподверженный случайнымъ опасностямъ, исключая неурожая; а болѣе потому, что священный законъ отцепочтенія обязываетъ каждаго имѣть родовое кладбище, на которомъ въ приличные случаи приносятъ жертвы своимъ предкамъ. Въ Китаѣ почти всѣ земли принадлежатъ собственникамъ, которые имѣютъ право продать оныя; люди всякаго состоянія могутъ покупать, какъ покупаютъ и другія недвижимыя имѣнія, т. е. по крѣпостямъ: но владѣніе землею не даетъ имъ никакого преимущества предъ равными. Тѣ, которые сами не могутъ обработывать своихъ земель, отдаютъ ихъ на откупъ желающихъ, однако же благонадежнымъ людямъ. По сей части, столь важной по своимъ отношеніямъ къ благосостоянію государственному, существуютъ законныя постановленія. Въ Китаѣ земли ежегодно засѣваются – и земледѣльцы всячески стараются истощеніе растительной силы ихъ вознаграждать удобреніемъ: по сей причинѣ владелецъ отдающій землю на откупъ, не имѣетъ права ни возвышать откупа ни отдать землю другому, пока прежній содержатель исправно вноситъ поземельную плату.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"

Книги похожие на "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита Бичурин

Никита Бичурин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита Бичурин - Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение"

Отзывы читателей о книге "Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.