Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Описание и краткое содержание "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о самой крупной в современной России протестантской религиозной организации — Свидетелях Иеговы.
Автор, религиовед с 25-летним стажем, не являющийся Свидетелем Иеговы, успешно защитил в 2002 г. докторскую диссертацию, посвящённую эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в России и стремится объективно ответить на вопросы: являются ли Свидетели Иеговы сектой, можно ли считать их традиционной для России религиозной организацией, каковы перспективы улучшения отношений Свидетелей Иеговы с государством. Опираясь на результаты социологических исследований, проведённых среди верующих Москвы, автор анализирует влияние религиозных взглядов Свидетелей Иеговы на их семейные отношения.
Издание рассчитано на государственных служащих, в том числе занимающихся осуществлением связей с религиозными объединениями, на студентов и преподавателей, а также на всех, интересующихся религиозной ситуацией в России.
В учении Н.С. Ильина чувствуется влияние идей западно-европейских мистиков, в частности, Фридриха Шеллинга (1775–1854), мыслителей, отвергавших учение о Троице, а также Франциска Скорины (до 1490 – ок. 1541)[152].
Нет свидетельств того, что Н. Ильин знакомился с трудами Ч. Рассела, тем более, что к моменту смерти Ильина Общество Сторожевой Башни ещё не успело развернуть широкой издательской и проповеднической деятельности. Знакомство с работами Ильина показывает также, что подход к Библии и её пророчествам у Рассела и Исследователей Библии существенно отличался от принципов толкования Библии, принятых иеговистами-ильинцами.
Иеговисты-ильинцы — это самостоятельное религиозное течение, в котором сочетаются идеи, взятые из Библии, с субъективными откровениями и пророчествами Николая Ильина, который ссылался на свои видения и «глас с неба»[153], не имеющими опоры в тексте Библии. Ильинцы называли себя «десные братья», так как верили, что после Второго пришествия Иисуса Христа они будут причислены к праведникам и окажутся одесную, то есть по правую руку Христа.
Учение иеговистов-ильинцев изложено в сочинениях Н.С. Ильина «Сионская весть», «Луч света рассвета», «Общечеловеческая истина». Бог Отец, по мнению Ильина — это иудейский «Бог богов», Бог Сын — это Бог Иегова (Ильин называет его «Егова»), управляющий Солнечной системой, а Бог Святой Дух — это состояние людей, входящих в «десное братство». По мнению Н.С. Ильина, душа человека смертна и живёт в его крови, что созвучно интерпретации соответствующих мест Библии в вероучении Свидетелей Иеговы. Как утверждал Н.С. Ильин, в течение 6 тысяч лет продолжается противостояние Иеговы и Сатаны, в конце этого периода Иегова закуёт Сатану в цепи и установит 1000-летнее господство Иерусалимской республики.
По учению Н.С. Ильина, ссылающегося на некоторые библейские пророчества, в начале 1000-летнего Царства Иеговы в Палестину с Неба спустится город, сделанный небесными людьми, посередине города будет дворец для Иеговы, а все улицы будут вымощены золотом, обитатели Иерусалима будут жить, не зная болезней, старости и смерти. В сочинениях Ильина есть некоторые конкретные подробности 1000-летнего Царства Иеговы, которые взяты не из Библии, а получены Николаем Ильиным как некое откровение. Так, например, он предсказывает, что в Иерусалимской республике, которая будет владеть всеми царствами и народами на Земле, «от Сиона до китайского города Кантона будет железная дорога с роскошными станциями и прекраснейшими садами».
У иеговистов-ильинцев большим почитанием пользовалось изображение имени Иеговы буквами еврейского алфавита, а также крест с изображением имени Иеговы. Они праздновали не воскресные дни, а субботы, а также праздники, установленные в Ветхом Завете.
Последователи Н.С. Ильина отказывались от службы в армии, у некоторых групп иеговистов-ильинцев, например, на Урале в 20-е годы XX века не было частной собственности. Они жили «в братском равенстве и единении во всём», создав своего рода христианские коммуны. «Мы друг у друга ничего не покупаем и не продаём, — писал в 1920 году представитель уральских иеговистов-ильинцев Силуянов, — даже и взаймы не берём, и у нас никто ничего не называет своим, и всё у нас общее, как для самого себя, и все мы работаем вместе каждый и каждая для братства, а не для себя…»[154].
По имеющимся данным, в современной России осталось сравнительно немного последователей Н. Ильина.
Сам факт появления в России самобытного учения иеговистов-ильинцев, возникшего даже раньше, чем появились Исследователи Библии в Америке, свидетельствует о том, что некоторые идеи такой формы старого русского сектантства, как «десное братство» Н. Ильина, были созвучны вероучению Исследователей Библии (почитание имени Бога Иегова, отрицание бессмертия души, актуальные эсхатологические представления и др.) и создавали определённые предпосылки для распространения проповеди Исследователей Библии в Российской империи.
Во-вторых, в религиозной жизни и массовом сознании россиян, в том числе и во второй половине XIX – начале XX века достаточно широко распространились эсхатологические и апокалиптические настроения, что также создавало благоприятную психологическую атмосферу для восприятия некоторыми людьми учения Исследователей Библии.
В-третьих, в Российской империи после отмены крепостного права в 1861 году сложились благоприятные условия для распространения различных форм протестантизма, в религиозной форме выражавших настроения, интересы и чаяния формировавшихся буржуазных и мелкобуржуазных элементов[155]. Одной из разновидностей протестантизма, которая имела определённые предпосылки для распространения в России в этот период, были Исследователи Библии.
Вместе с тем, в Российской империи в конце XIX – начале XX века не было условий, необходимых для массового распространения учения Исследователей Библии, кроме того, Общество Сторожевой Башни ещё не успело развернуть широкую издательскую и проповедническую деятельность на русском языке.
* * *Первым известным Исследователем Библии в Российской империи был Семион Козлицкий, который в 1874 году вернулся из Америки в Россию, став в США последователем Ч. Рассела.
О С. Козлицком известно, что он был выпускником духовной семинарии, но по каким-то причинам не получил сана священника. Во время пребывания в США Козлицкий познакомился с Ч. Расселом (у него хранилась фотография, где он был снят вместе с Расселом). Вскоре после возвращения из США в Россию и начала своей проповеди Козлицкий за оскорбление церковных властей был сослан в Сибирь. Известно, что он оставался верным своим убеждениям Исследователя Библии вплоть до смерти в Западной Сибири в 1930-х годах[156]. Его сын, скончавшийся в 20-х годах, разделял взгляды отца. По имеющимся сведениям, у Козлицкого в России были последователи, однако его проповедническая деятельность не привела к созданию общины Исследователей Библии с устойчивой организационной структурой.
В конце XIX века в Российской империи появляются и другие Исследователи Библии, а также люди, интересующиеся их учением. Об этом свидетельствует тот факт, что Ч. Рассел дважды посещал Российскую империю. В 1891 году он был в Кишинёве и Одессе, где у него состоялась встреча с одним из Исследователей Библии, о котором известно, что он как миссионер распространял библейскую истину[157]. В 1911 году Чарлз Рассел посетил Львов и выступал там с библейскими докладами.
Оценивая в 1891 году после своей проповеднической поездки по европейским странам степень готовности населения различных стран к восприятию учения Исследователей Библии, Рассел отмечал, что больше всего отклика оно встретило в Англии, Шотландии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Дании, Швейцарии. Менее восприимчивы оказались жители Италии, Турции, Австрии и Германии. Что же касается населения России, то, как отмечал Рассел, он не увидел «никакой открытости и готовности к восприятию Истины…»[158].
Известно, что библейская литература направлялась в Россию начиная с 80-х годов XIX века. В журнале «Сторожевая Башня» за февраль 1887 года было опубликовано письмо, автор которого сообщал, что он отправляет экземпляры «Сторожевой Башни» по почте в разные места и «даже в Россию». Это сообщение свидетельствует, что Российская империя в это время находилась на периферии проповеднической деятельности Исследователей Библии, однако какие-то люди, интересовавшиеся учением Исследователей Библии и их литературой, уже стали более или менее регулярно знакомиться с изданиями Общества Сторожевой Башни.
Одним из результатов поездки Рассела, предпринятой в 1891 году по европейским странам, стали меры, предпринятые Обществом Сторожевой Башни для расширения издания и распространения литературы на основных европейских языках[159], что способствовало организации регулярной доставки литературы и в Россию.
Следующий этап в деятельности Исследователей Библии в Российской империи наступил в 1897 году, когда со склада литературы Общества Сторожевой Башни в Берлине несколько сотен экземпляров «Сторожевой Башни» стали регулярно посылаться в Россию. Факт регулярной отправки литературы можно считать свидетельством появления на территории Российской империи первых групп и, возможно, общин Исследователей Библии, насчитывавших, вместе с интересующимися учением Исследователей Библии, в общей сложности несколько сот человек.
В «Сторожевой Башне» за 1 декабря 1911 года было опубликовано письмо Р.X. Олежинского, разъездного служителя Исследователей Библии в Восточной Европе. Он сообщал, что на русском языке были распространены 10 тысяч экземпляров буклета «Где находятся умершие?». Характеризуя положение дел в России, Олежинский писал: «Хотя трудностей и правда много, но тем не менее многие души стремятся к Богу»[160]. Этот факт можно рассматривать как свидетельство постепенно возраставшего числа Исследователей Библии и людей, интересовавшихся их учением, на территории Российской империи, а также того обстоятельства, что Общество Сторожевой Башни, приступив к выпуску достаточно крупного тиража библейских трактатов на русском языке, намеревалось расширять проповедническую деятельность в России.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Книги похожие на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Отзывы читателей о книге "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация", комментарии и мнения людей о произведении.