Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теологический энцеклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Теологический энцеклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Составитель словаря — У. Элвелл, профессор богословия Уитон Колледжа — одного из лучших христианских университетов США.
Словарь включает 1200 статей и содержит не только богословскую, но и историческую, биографическую, а также другую полезную справочную информацию. Словарь написан доступным языком. Он интересен специалистам и понятен непрофессионалам. В его подготовке участвовали около двухсот человек, взгляды которых могли не во всем совпадать, и это лишь подтверждение того, что в современном христианском сообществе существует немало разногласий. Однако ни одна из фундаментальных ценностей христианской веры не подвергается сомнению.
В лучших традициях бенедиктинцев, Ансельм Кентерберийский считал, что знание должно служить целям религиозной жизни. Он всегда мыслил как человек, к-рый уже обладает верой и ищет разумения, опираясь на известное латинское изречение fides quaerens intel-ledum ("вера, ищущая разумения"), воеходящее к Ис 7:9. Но если другие средневековые монахи в своей учености и рассуждениях не шли дальше Св. Писания, то Ансельм Кентерберийский, человек всесторонне образованный и сведущий в грамматике и диалектике, к великому изумлению Ланфранка, сознательно отложил Св. Писание, чтобы свободно поразмышлять над важнейшими истинами христианской веры. По его убеждению, человеческий разум, сотворенный по образу и подобию Божию, должен стремиться постичь "необходимые причины" вещей, присущие жертвенному Существу и представленные во всех Его творениях. Опираясь на учение Августина о Троице, он размышлял о природе Высшего Существа, о Божьих атрибутах, выводимых логически, о Его самознании и языке (Слове), о Его отношении к себе и другим в любви. Первый трактат Ансельма Кентерберийского (1076-77)сначаланазывался "Размышления о разумности веры", а впоследствии в сокращенном виде получил название "Монологион" ("Монолог о разумности веры", - см. Рим 12:6). Затем, опираясь на разум и молитву, он попытался описать саму суть и необходимость бытия Божьего краткой формулой: "Существо, более или выше Которого ничего нельзя помыслить". В его сочинении "Прослогион", крое сначала называлось "Вера, ищущая разумения", приводится т.н.онтологическое доказательство бытия Божьего. Это доказательство (скорее - способ постижения и определения реальности) привлекало многих философов начиная с эпохи Средневековья до наших дней, хотя нек-рые великие мыслители (Фома Аквинский, Кант) его отвергли.
Используя то же сочетание грамматического определения и логического изложения, Ансельм Кентерберийский занимался вопросами, связанными с грамматикой, познанием истины, падением Сатаны, проблемой непорочного зачатия Девы Марии, двойным исхождением Св. Духа и согласованием Божьего предведения и предопределения со свободой воли. Т.о., этот философтео-лог (по современной терминологии) свободно обращался к вопросам, к-рые впоследствии были разделены на общее и особое откровение или на "естественную теологию" и "теологию откровения ". Прежде всего это относится к наи -более влиятельному из его теологических трудов "Почему Бог вочеловечился?". Оставив в стороне все знание об Иисусе Христе, Ансельм Кентерберийский попытался дать необходимые основания того, что Богочеловек должен был прийти на землю и принести искупительную жертву. Оскорбление, нанесенное Богу грехопадением человека, требовало, чтобы человек дал удовлетворение справедливому Богу, однако пона-стоящему возместить ущерб мог лишь сам Бог. Поэтому Богочеловек принес искупительную жертву за всех людей. Ансельм Кентерберийский частично адресовал это доказательство евреям: в ту пору их критика идеи воплощенного Бога звучала с особой силой. Но больше всего его теория об "удовлетворении" оскорбленного Бога подействовала на христиан. Она разрушила средневековые представления о правах дьявола на падшее человечество и преуменьшила роль Христапобедителя, крую подчеркивали ранние восточные богословы. Эта теория об "удовлетворении" повлияла на всю католическую и протестантскую теологию искупления вплоть до наших дней.
J. Van Engen (пер. А. К.) Библиография: Anselmi Opera Omnia, ed. F.S. Schmitt,6vo!s. (ET in 4 volumes by J. Hopkins); B. Ward, tr., The Prayers and Meditations of St. Anselm;Eadmer, TheLifeofSt.Anselm, ed. R.W.So-uthern; Memorials of St. Anselm, ed. R,W. Southern and F.S. Schmitt; J. Hopkins,A Companion to the Study of St. Anselm: R. W. Southern, St. Anselm and His Biographer; G. R. Evans, Anselm and Talking About God and Anselm and a New Generation.
Антиклерикализм
(Anticlerica-lism). Слово "антиклерикальный" впервые появилось, вероятно, в нач. 1850-х гг. в католической Франции, когда возникло противодействие возрождению ультрамонтанизма, стремившегося вновь утвердить сакральную власть священников, а также первенство папы в Церкви. В 1850-60 гг. битва, разыгравшаяся изза земной власти папы в Италии и во всей Европе, привела к тому, что антиклерикальные настроения обрели форму. Особенно активны они были в Италии, Бельгии, Испании и Франции. Начиная с этого времени антиклерикализм как течение и общественное движение стал существенным политическим фактором во всех католических регионах, прежде всего - в Европе, Лат. Америке и Квебеке. Антиклерикалы протестовали против того, чтобы священнослужители входили в правительство и муниципальные органы, участвовали в выборах, преподавали, владели землями или капиталом.
Собственно говоря, власть духовенства вызывала протест в католическом мире на протяжении многих веков; священников боялись, над ними смеялись. И до, и после образования протестантских церквей клирики полагали, что правами в церковном управлении и в вопросах вероучения вообще духовной властью обладают только они. Они считали себя наставниками мирян в делах веры и нравственности, а также часто пытались руководить ими в политике, экономике, интеллектуальной и общественной жизни. Ответом на это были народные сатирические песни и рассказы, высмеивающие любые пороки священнослужителей: лицемерие, распущенность, напыщенность, глупость, гордыню. Злоупотребление церковной властью или присвоение власти политической и экономической непрестанно вызывало сопротивление. Антиклерикализм исходит из предположения, что священнослужители органически неспособны соблюдать те нормы, к-рые сами же устанавливают, и в силу своей сути стремятся господствовать над всеми сферами жизни.
В нач. XVI в. антиклерикальный фактор сыграл свою роль в разрыве протестантов с Римом. Он и сегодня образует один из основных моментов противостояния католицизму. В XVIIIв. пример беспощадности к священству давали французские философы. Иезуитов высылали из одного католического государства за другим. Французское революционное правительство пыталось поставить священников под свой контроль, сделав их государственными служащими. В 1820, 1830, 1848и 1870гг. революционеры стран католической Европы откровенно считали власть Церкви враждебной. Папская область, олицетворявшая "властьпопов", представлялась антиклерикалам воплощением всякого зла. Антиклерикализмом отличались и либеральные республики Лат. Америки. После 1870 г. политическая жизнь во Франции, Испании, Италии и Квебеке, как и в большей части Лат. Америки, поляризовалась. Основная часть священнослужителей примыкала к правому к-рылу. Им противостояли либералы, республиканцы и социалисты, включившие в свои программы антиклерикализм. Как правило, антиклерикализм способствовал секуляризации католических культур - поскольку главными представителями христианства были священники, политическая враждебность к ним порождала враждебность и к христианству. После Второго Ватиканского собора оппозиция господству клириков в самой Церкви способствовала тому, что возродилось служение мирян. Однако это еще не заменило исключительной власти священников.
Антиклерикализм проявлялся и среди протестантов. Немало баптистских пресвитеров, реформатских пасторов и лютеранских проповедников давали для него повод. Пятидесятники, Плимутские братья и квакеры смогли обойтись без профессиональных священнослужителей.
С.т. McIntire (пер. д.э.) Библиография: О. Chadwick, "The Rise of Ami-clericalism", in The Secularization of the European Mind in the Nineteenth Century; A. Mellor, Histoire de I'anticlericalismefrangais; R. Kemond,Г Anticlerical-1sme en France, de I815anosjours;3.M. DiazMozaz, Apuntespara una sociologia del anticlericalismo.
Антилегомены (Antilegomena).
Термин, означающий "спорные писания ". Использовался ранним историком Церкви Евсевием Кесарийским для того, чтобы выделить те книги н.-з. эпохи, к-рые не были ни приняты ортодоксальной Церковью (Homologoumena), ни отвергнуты ею в качестве авторитетных.
Евсевий использовал этот термин в самом широком смысле применительно ко всем спорным произведениям. Однако он применял его и с более узкой целью выделить только те спорные книги, к-рые в обычной практике считались каионическими (Иак, 2 Пет, 2 и 3 Ин, Иуд), в противоположность тем, к-рые, несмотря на споры, считались неканоническими и к-рые он назвал "nothoi" ("Деяния Павла", "Пастырь" Гермы, "Апокалипсис Петра", "ПосланиеВарнавы", "Дидахе").
Свою классификацию Евсевий основывал на двух принципах - каноничности и ортодоксальности. Homologoumena и антилегомены считались авторитетными для Церкви с точки зрения обоих принципов. Антилегомены считались спорными только потому, что о них нет или почти нет свидетельств в произведениях ранних отцов Церкви.
S.E. McClelland (пер. Д. Г.)
Библиография: Eusebius, Ecclesiastical History 111.25 inNPNF, I.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теологический энцеклопедический словарь"
Книги похожие на "Теологический энцеклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Элвелл - Теологический энцеклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Теологический энцеклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.