Фридрих Хуземанн - Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Описание и краткое содержание "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология" читать бесплатно онлайн.
Трехтомник Фридриха Хуземанна, переработанный Отто Вольфом (Т. 1. Анатомия и физиология, т. II. Общая патология и терапия, т. III. Специальная патология и терапия) представляет собой фундаментальное исследование - ответ на потребность времени в создании целостной медицины. Создание такой медицины возможно на основе познания целостного образа человека, состоящего из тела, души и духа, и развитии основанного на данном образе врачебного понимания и терапии.
Далее, сегодня мы знаем, что между зрительными путями и гипофизом существует связь, и что зрительный процесс вызывает изменения в продукции гормонов этой железой. Однако прохождение этих глубоко влияющих импульсов, достигающих вегетативной системы организма, обеспечивается не оптической частью зрительных путей, но особой «энергетической частью зрительных путей»[81]. Давно известно, что недостаток света может вызвать анемию. С другой стороны, похоже, что темнота влияет на работу задней доли гипофиза, вследствие чего возбуждается парасимпатическая нервная система.
Г. Маркс сообщает о влиянии полярной зимы[82] на жизненные процессы и упоминает такие симптомы: гипотония, гипогликемия, понижение общего обмена веществ, нарушения водного баланса, потенции и полового влечения, выпадение волос, прибавка в росте. Автор рассматривает эти явления как последствия гипофизарной недостаточности, которая развивается из-за недостатка света и, прежде всего, светового ритма. При этом он указывает на связь между глазом и средней долей гипофиза. Подобные же нарушения наблюдаются у слепых.
Основываясь на этих фактах, мы можем сказать: зрение ограничено не только центральной нервной системой, а сплетено через эти процессы с жизненным процессом, т. е. с эфирным телом, которое можно назвать также «световым телом ». Как мы уже при помощи внутреннего наблюдения определили при рассмотрении человеческих чувств, в конечной инстанции именно чувство жизни реагирует на сообщения остальных чувств, поскольку последние воздействует вплоть до области эфирного тела; теперь же это подтверждается результатами внешнего наблюдения.
Здесь уместно указать на открытие А Кольрауша[83], которое он вкратце описал следующим образом: «Чисто дневное зрение, то есть световое и цветовое зрение при помощи фовеальных колбочек сетчатки, так изменяется под действием внешних условий, что летом, в новолуние и при повышающейся плотности светового потока мы сильнее воспринимаем более коротковолновые лучи и, соответственно, один и тот же белый кажется нам несколько голубоватым, а все цвета несколько сдвигаются в коротковолновую сторону. При противоположных условиях происходит обратный эффект. В нормальных условиях при естественном освещении изменения происходят по меньшей мере в трех независимых друг от друга ритмах с периодом в 1 год, 28 дней и 24 часа. При быстро сменяющейся облачности, кроме того, устанавливаются еще и соответствующие нерегулярные колебания. К этому добавляется еще давно известный 24 часовой ритм дневного и ночного зрения». Это означает, что один и тот же «белый» цвет летом будет выглядеть более голубым, а зимой более желтым, что, естественно, распространяется и на остальные цвета.
Кольрауш в этой связи упоминает опыты Дреслера, которые показывают, что всякое раздражение какого-нибудь чувства, акустического, вкусового или обонятельного, а также тепловое облучение кистей рук, вызывает сдвиг спектрального восприятия глаза в голубую сторону.[84]
Если мы рассмотрим эти феномены с представленных здесь точек зрения, то получим следующее: всякое чувственное раздражение (способствующее более сильному воплощению астрального тела) повышает чувствительность глаза для голубого. То же действие вызывается повышением плотности света (утром), при новолунии и летом.
Эти наблюдения показывают, что глаз не является органом с постоянной физической точностью восприятия; глаз, как и любое живое существо, участвует в космических ритмах, и его чувствительность к свету меняется в зависимости от того, насколько он сам затронут световым космическим процессом.
Другое явление известно каждому внимательному наблюдателю: остаточные цветовые образы, которые иногда можно заметить после сильного цветового впечатления. (Гете изучал их с особым интересом). Такой образ окрашен в «дополнительный цвет» и представляет собой реакцию светового организма, однако доходит до сознания только в определенных условиях. Вообще, световое восприятие возможно только потому, что световой организм может производить дополнительные цвета.[85]
Вряд ли найдется более наглядный пример вышеописанной автономии светового организма, чем эта способность производить дополнительные цвета в отношении всякого внешнего цветового впечатления: внешнее впечатление доходит только до глаза, а там уже организм сразу же противопоставляет ему дополнительный цвет. (И выше мы уже говорили: как организм ведет себя в отношении цвета, так же он поступает в отношении любого чувственного восприятия, и даже приема веществ: он всегда противопоставляет ему комплементарный процесс; человеческий организм вообще имеет «комплементарную структуру») Если световой организм по причине того, что он востребован где-то в другом месте, не в состоянии в ответ на внешнее воздействие произвести дополнительный цвет, то восприятия цвета становится невозможным. Так бывает, например, в случаях, когда вследствие тяжелого ранения мозга весь эфирный организм концентрируется на лечении дефекта. Исследования на пациентах с травмами головного мозга показали, что, пока повреждение не закрыто, возникает длительная цветовая слепота, и по мере исцеления восприятие цвета постепенно восстанавливается.[86]
Многочисленные данные, относящиеся к исследованиям связей между деятельностью тела образующих сил и зрительным процессом, представляют ставшие известными под общим названием «Эйдетика » исследования Е. Р. Енш[87] и В. Енш. Из результатов их исследований отчетливо следует, что отношение человека к свету представляет собой более чем только одну сторону его существа, что оно вообще характерно для его внутренней телесно-душевной структуры. Так Е. Р. Енш пришел к выводу, что люди с карими глазами, темными волосами и смуглой кожей, которые охотно пребывают на солнце и легко загорают, то есть легко могут приспосабливаться к световым отношениям, являются «краснозрячими»: они все цвета видят несколько сдвинутыми в красную сторону. Напротив, «светлокожие» люди, чья кожа на солнце краснеет или обгорает, являются «зеленозрячими»: они видят все цвета несколько сдвинутыми в зеленую сторону. В обоих случаях речь идет о людях с правильным восприятием цвета, и эти маленькие различия могут быть установлены только экспериментально.
Посредством психологических опытов Енш пришел к различению двух душевных типов: «интегрированного», для которого характерны взаимопроникновение и взаимозависимость психофизических функций друг от друга и от личности в целом, и «дезинтегрированного », для которого характерна оторванность друг от друга и относительная автономия отдельных функций. В то время как интегрированный тип в силу своей относительно высокой пластичности, лабильности и способности к приспособлению живет в тесном контакте с окружающим миром, дезинтегрированный тип отличается большим постоянством всего существа и меньшей зависимостью от внешних воздействий.
Интересно, что подавляющее большинство «краснозрячих» относится к интегрированному типу, а «зеленозрячих» - к дезинтегрированному. Различия между обоими структурными типами представляются исследователю такими же существенными, как различия между органическим и неорганическим типами явлений.
То, что «темно-окрашенный» тип склонен к «краснозрячести», с нашей точки зрения понятно: темнокожими являются те люди, у которых конституциально (в большинстве случаев с наследственной предрасположенностью) физическое и эфирное тела сильно пронизаны астральным телом и Я; члены существа, в некотором смысле, тесно вдвинуты друг в друга. С другой стороны, в результате этого световой организм сильнее пронизан телесностью как «мутной средой » (в смысле учения о цвете Гете), и цветовое зрение больше сдвинуто в красную сторону, чем у светло-окрашенного типа, который конституциально вообще менее «воплощен». Но это справедливо только с той оговоркой, что здесь речь идет только об отношении астрального тела к физическому и эфирному, то есть к конституции в собственном смысле слова. Ибо односторонность конституции может быть существенно модифицирована и компенсирована посредством более сильного или слабого внедрения Я. Поскольку Енш не различает этого, в его терминологии как признак появляется конституция, частично основанная на деятельности Я.
А именно, под «интегрированным типом» несомненно понимаются люди с преобладающим над остальными членами существа Я. Благодаря Я душевная жизнь формируется как «целое», а если Я слабеет, то выступают явления, свойственные дезинтегрированному типу. Когда Енш говорит, что различия между обоими типами так же существенны, как различия между органическими и неорганическими явлениями, то тот же ход мыслей приводит нас к тому, чтобы признать необходимость для душевной жизни такого «члена существа, приводящего эту жизнь к целостности», каким является Я человека - однако этого вывода Енш не делает.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Книги похожие на "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Фридрих Хуземанн - Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология"
Отзывы читателей о книге "Образ человека как основа искусства врачевания - Том I. Анатомия и физиология", комментарии и мнения людей о произведении.