» » » » Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III


Авторские права

Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Рейтинг:
Название:
История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-905820-64-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.



Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.

Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.

Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).






Потерпев поражение на войне, царь продемонстрировал удивительное легкомыслие, быстро охладев к ратному подвигу, но затеяв громадное строительство в столице, главным образом, близ своего дворца. Во время реконструкции выяснилось, что для сооружения грандиозного фонтана ему мешает церковь Богородицы, которую он приказал снести. Напрасно Константинопольский патриарх Каллиник (693–705) уговаривал императора оставить эту идею — царь был непреклонен. Подчиняясь императорскому приказу, архиерей прочёл молитву при сносе храма, и данная история привела к резкому падению авторитета Юстиниана II среди граждан.

Как известно, масштабное строительство невозможно без денежных средств, и близкий друг императора Стефан, начальник императорской казны (сакелларий), перс по национальности, взялся решить эту проблему. Ненавидимый всеми за свой характер и алчность, он дошёл до того, что однажды в отсутствие императора подверг телесному наказанию его мать, императрицу Анастасию (!). Другой помощник царя — монах-расстрига Феодот решал вопросы реализации конфискованного имущества и фактически предопределял смертные приговоры, издаваемые от имени царя. Деятельность этих двух сановников была настолько масштабна и так оскорбительна для византийцев, что ненависть к ним невольно перенеслась и на царя[820].

Население столицы, всегда очень чуткое к поведению и успехам своих императоров, осталось недовольно тяжёлыми военными поражениями Юстиниана II, который к тому же обзавёлся целым штатом временщиков, попиравших права рядовых граждан и не брезговавших никакими способами для личного обогащения. В свою очередь, народное брожение ещё более злило императора, имевшего неоправданно завышенное мнение о собственной персоне, а нашептывания соратников, видевших в каждом из недовольных врага и заговорщика, привели к тому, что многие невиновные люди оказались в темнице. Одним из них был полководец Леонтий, заслуги и верность которого не давали царю повода усомниться в нём, но тем не менее также проведший 3 года в заключении вследствие подозрительности василевса. Как неожиданно он был арестован, так же внезапно и освобождён. В один из дней 695 г. двери темницы распахнулись перед ним изнутри, и ему огласили царский указ следовать в Элладу для того, чтобы принять командование расквартированными там войсками.

Полководцу, которому вернули должность и почёт, оставалось только взойти на одну из трёх галер, выделенных для плавания, и исполнить царское повеление. Но два его друга — монах Павел, увлекающийся астрологией, и архимандрит монастыря Флора, ещё ранее, в заточении, пророчествовавшие другу пурпурные сапоги, убедили его действовать решительно и взять власть в государстве в свои руки. «Я в темнице, — говорил им Леонтий, — а вы принуждаете меня быть царём. И ныне моя жизнь проходит в бедствиях, а после того я должен буду ожидать ежечасно смерти». Но друзья ответили ему: «Не медли, и то скоро свершится. Послушайся только нас, иди за нами».

В сопровождении свиты из нескольких единомышленников Леонтий ночью направился в преторию и, взяв тюрьму штурмом, освободил находившихся в ней заключённых, среди которых было много бывших военных. Вместе с ними Леонтий пришёл на Форум Константина и там призвал народ идти в храм Св. Софии. Вскоре огромная толпа горожан собралась возле храма и, разбуженный патриарх Каллиник по требованию присутствовавших венчал Леонтия на царство.

После этого из толпы понеслись крики: «Да будут низвергнуты кости Юстиниана!». На рассвете несчастного Юстиниана II привели на ипподром, где Леонтий в память об его отце пощадил эксмонарха, приказав только отрезать ему нос и приговорив к ссылке, что и было сделано. Но участь бывших близких друзей Юстиниана II оказалась гораздо более трагичной: Стефана и Феодота, ненавистных народу, в буквальном смысле слова растерзали, а их трупы сожгли на костре. Так завершилось первое царствование Юстиниана II[821].

Глава 2. Трулльский (Пято-Шестой) Вселенский Собор

Хотя первые военные кампании императора Юстиниана II носили, мягко говоря, переменный характер, а его хозяйственная деятельность привела к потере трона, эти обстоятельства не умаляют его достоинства и чести, как великого деятеля церковной истории и замечательного поборника Православия.

С малолетства воспитанный в духе почитания Шестого Вселенского Собора, Юстиниан II ревностно следил за сохранностью его актов. Узнав о том, что один из подлинных экземпляров деяний Собора оказался в частных руках, царь велел изъять его и передать на хранение во дворец. Помимо этого, он приказал созвать представительное собрание, перед которым стояла задача проверить подлинность изъятого списка. Согласно акту императора, в 687 г. в собрании приняли участие Константинопольский патриарх, апокрисиарий Римского епископа, проживавший в столице, синклит, находившиеся поблизости митрополиты и епископы, высшие военные чины, представители всех фем. Фактически, речь шла, в буквальном смысле слова, о всенародном обсуждении вопроса истинности соборных грамот.

Соборные акты в присутствии всех упомянутых лиц были перечитаны, скреплены подписями участников собрания и императора, а затем направлены в Рим папе как ручательство православия самого царя и всего Востока[822]. По некоторым вполне обоснованным догадкам, данная процедура имела своей целью подтвердить, хотя и в несколько необычной форме, истинность веры Римского василевса, что всегда происходило после воцарения нового императора. Наряду с этим Юстиниан II предоставил Римскому епископу льготы по обложению налогом земельных наделов, находящихся в собственности понтификов[823].

Вскоре после этого события, в 691 г., император принял решение созвать новый Вселенский Собор, перед которым была поставлена цель канонически урегулировать целый ряд вопросов церковной дисциплины и решить проблему административного подчинения отдельных кафедр. Конечно, легко предположить, что Юстинианом II двигали некоторые субъективные мотивы (в первую очередь, желание во всём походить на своего великого отца и снискать венец организатора очередного Вселенского собрания), но едва ли они имели определяющее значение. К тому времени прошло более 200 лет, как Вселенская Церковь не издавала канонов, обязательных для исполнения всеми кафедрами. В известной степени, это обуславливалось широким каноническим законотворчеством императора св. Юстиниана Великого, акты которого имели общее действие и подлежали обязательному применению на всей территории Римской империи, включая Запад. С другой стороны, вопросы формулирования вероисповедальных формул, которыми были заняты лучшие умы Церкви, на время заслонили остальные проблемы организации церковной жизни. А их было много, и, очевидно, императору не раз приходилось сталкиваться с тем, что на целый ряд вопросов вселенские узаконения не дают простых и ясных ответов.

Конечно, и Юстиниан II мог по примеру своего великого предшественника и тёзки издать императорские эдикты, но внешняя ситуация не благоволила данной форме принятия церковных канонов. Император св. Юстиниан Великий действовал в условиях единой Римской империи, и его политическая власть распространялась почти на всю Италию и весь без исключения Восток. Но к 691 г. многие области Италии, вся Сирия, Африка, Палестина либо входили в состав другого государства (Арабского халифата), либо находились в состоянии, если можно так выразиться, полуоккупации (северные и центральные области Италии). И едва ли императорский закон мог быть применён на захваченных землях без негативных последствий для клириков, продолжавших духовно окормлять христиан-подданных Арабского халифа или Лангобардских герцогов. Фактически это означало наличие у них двойной юрисдикции, что едва ли могло прийтись по нраву мусульманам и варварам. Без всякого сомнения, эти же правила, принятые в виде канона Кафолической Церкви, не грозили никакими наказаниями для православных иереев и патриархов, поскольку в них шла речь о вопросах организации церковной жизни. Кроме того, принятые на Вселенском Соборе, эти правила получали высочайший авторитет всей Церкви, что имело немаловажное значение для их признания на местах.

Собор проводил свои заседания в том же зале императорского дворца, «Трулле», что и предыдущий, отчего получил наименование «Трулльский». Как на всех Вселенских Соборах, на нём присутствовали патриархи или их представители от всех вселенских кафедр — всего 227 епископов, из которых 46 принимали участие ещё в Шестом Вселенском Соборе. В первую очередь, Отцы Собора подтвердили истинность определений Шестого Вселенского Собора, а затем перешли непосредственно к обсуждению вопросов церковной дисциплины. К сожалению, обнаружились многие злоупотребления, нарушения и проявления язычества, ставшие массовыми и даже традиционными в церковных общинах. Затем ревизии Отцов подверглась местная церковная практика, причём были сделаны откровенные замечания в адрес Римской церкви, что можно оценить как беспрецедентное событие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Величко

Алексей Величко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.